Кто хочет сохранить нацистский режим на Украине?

Николай Сологубовский: литературный дневник


Интервью Министра иностранных дел Российской Федерации С.В.Лаврова турецким СМИ (телеканалу «ТГРТ» и газете «Тюркие»), Москва, 29 января 2026 года.
Полный текст: https://www.mid.ru/ru/press_service/video/view/2075802


Вопрос: Господин Министр, как Вы считаете, являются ли дискуссии Президента США Д.Трампа по поводу Гренландии и его заявления, что если они ее не приобретут, то это сделают Россия и Китай, естественной стадией конкуренции между великими державами или прямой военной провокацией? Означает ли возвращение Гренландии в центр геополитического влияния, что Арктика будет новым Ближним Востоком?


С.В.Лавров: Президент России В.В.Путин не так давно перед началом заседания Совета Безопасности Российской Федерации прокомментировал ситуацию с Гренландией. Он четко сказал, что это не наш вопрос, это не наша проблема. Напомнил о том, что в тех краях земли и продавались, и приобретались, и выразил уверенность, что Соединенные Штаты, Дания и Гренландия как-нибудь разберутся между собой.
Относительно попыток объяснить этот достаточно резкий ход Вашингтона тем, что надо как можно скорее обезопасить Гренландию и вообще этот регион от «поползновений» России и Китая, то мы услышали, что говорят официальные лица в администрации Президента Соединенных Штатов. Но мы обратили внимание и на то, что много политологов, политических деятелей в США, которые не входят в администрацию, мгновенно опубликовали ряд материалов, где утверждается на основе фактов (вернее на основе отсутствия фактов), что Россия никаких притязаний на Гренландию никогда не имела и не имеет до сих пор.
Что касается Арктики в целом, не только Гренландии, то именно Соединенные Штаты еще при демократических администрациях и именно члены НАТО требовали распространить зону ответственности Североатлантического альянса, в частности, на Северный морской путь. Им очень не нравилось, что он юридически и частично де-факто (в принципе это все знают) контролируется Российской Федерацией. Его безопасность обеспечивается, так же как и гарантируется проход судов по Северному морскому пути, Российской Федерацией.
В отличие от России, которая никогда свои канонерки не отправляла поближе к Гренландии, например, французские военно-морские силы (великая арктическая держава Франция) неоднократно посылали свои боевые корабли, чтобы пройти по Северному морскому пути, не соблюдая правила, которые Российская Федерация там установила ради безопасности судоходства. Такие попытки были. Но даже это не заставило нас обвинять Францию в том, что она хочет завоевать Северную Арктику, северную арктическую территорию Российской Федерации. А у нас, повторяю еще раз, ничего подобного даже в мыслях не было в отношении Гренландии.
По Гренландии есть интересный аспект. Есть у господина Генерального секретаря ООН А.Гутерреша официальный представитель, француз, г-н С.Дюжаррик (я про Францию вспомнил и ассоциативно перешел к «французским» представителям в ООН). На следующий день после того как Президент США Д.Трамп объявил свои планы по Гренландии, С.Дюжаррика на пресс-конференции спросили, как он к этому относится, какая позиция у Генерального секретаря ООН? Он сказал, что его не изменилась. Они, мол, убеждены, что вопрос надо решать на основе международного права, включая уважение к суверенитету Королевства Дании и уважение права на самоопределение народа Гренландии. И то, и другое – и суверенитет, и право на самоопределение, как сказал г-н С.Дюжаррик, зафиксированы в Уставе ООН.
Казалось бы, что такого сенсационного? Сенсационное здесь только одно. В течение четырех лет после начала специальной военной операции, после многочисленных подробнейших разъяснений первопричин наших действий, о которых мы уже с Вами сегодня говорили и которые включают в себя откровенную подготовку Украины в качестве угрозы для Российской Федерации (там были планы создания военно-морских баз НАТО в Крыму и на Азовском море), и причин, которые тоже у всех на слуху: законодательное истребление всего русского и запрет канонической православной церкви. Все это мы многократно объясняли. На этом фоне, каждый раз комментируя украинские дела после начала специальной военной операции, Генеральный секретарь ООН А.Гутерреш и его «французский» официальный представитель постоянно говорили, мол, мы требуем выполнения Устава ООН, принципа суверенитета и территориальной целостности Украины и выполнения резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.
Я писал письма, полемизировал на заседаниях Совета Безопасности ООН с Генеральным секретарем А.Гутеррешем. Наш постоянный представитель в Нью-Йорке неоднократно задавал эти вопросы. Запросили официально, на бумаге, считает ли г-н А.Гутерреш, что в Уставе ООН важна только территориальная целостность, а не право наций на самоопределение и другие принципы, включая суверенное равенство государств? Они уходили от ответа «как ужи» (есть такое русское выражение) – пытались и выскальзывали – и постоянно как-то неуклюже отвечали на наши запросы.
Сейчас уже в очередной раз запросили у Генерального секретаря ООН А.Гутерреша и его команды, что если публично было сказано, что он и его коллективное руководство в ООН признают право народа Гренландии на самоопределение, что именно народ Гренландии решает свою судьбу, а не кто-то со стороны, то признают ли в ООН такое право и за населением Донбасса, Новороссии и, конечно, Крыма?
Причем право на самоопределение Запад называл в качестве единственного главного критерия независимости Косово. Ооновское руководство это проглотило. В Косово референдумов не было: просто сказали, что Косово теперь независимо, тем самым оскорбив сербский народ и их историю. А когда в Крыму по всем правилам был проведен референдум, Запад сказал, что здесь право на самоопределение не применимо, потому что применима территориальная целостность.
Косовских албанцев никто не лишал их прав. Они говорили на своем языке, у них были албанские школы. Белград обеспечивал все права этой исторической части сербского государства. А в Крыму, в Донбассе, в Новороссии, как я уже упоминал, украинцы законодательно все запретили.
Чего стоит украинский «институт национальной памяти», который, помимо прочих решений, недавно в 2025 г. принял список лиц и исторических событий, отражающих «сущность российского империализма», и посему они должны быть «истреблены» из памяти украинского народа. Это и А.С.Пушкин, и М.Ю.Лермонтов, и Л.Н.Толстой, и М.А.Булгаков и многие другие русские, украинские, советские великие деятели литературы и искусства.
У меня большие вопросы. Будем ждать ответа. Секретариат ООН, его руководство откровенно подыгрывают тем, кто хочет сохранить нацистский режим на Украине – это все-таки выходит за рамки компетенции генерального секретаря. Он не выполняет своих обязанностей, которые записаны в статье 100 Устава ООН о беспристрастности, нейтральности и неприемлемости получения инструкций от какого бы то ни было правительства.


(продолжение следует)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 01.02.2026. Кто хочет сохранить нацистский режим на Украине?