Без права на слабость
Горы рисуют серыми, море синим,
Мужчины должны быть сильными,
Женщины – слабыми.
Но горы совсем не серые, а море вовсе не синее.
Мужчины не всегда сильные,
А так хочется быть слабой…
Сильная женщина. Её считают такой. Ну, да… Сильная. Многозначительность привычного клише стала вторым я, ношей, которую несёшь по жизни просто потому, что нет выбора. Вопреки желанию, на пределе возможного, даже, если крайне хочется сбросить внутренний оберег, ставший роковым. Водоворот жизненных событий выбрасывает на поверхность памяти эпизоды и моменты былых переживаний, эмоций, одни уплывают в безвременье, другие цепко держаться на берегах воспоминаний. Часто, эти самые моменты круто меняют человека - одних ломают, других делают стойкими к любым невзгодам.
Погода будто спешила иссушить страстью уходящее лето. Небо, цвета растаявшего пломбира, не предвещало дождей, хотя парило, словно, вот-вот ударит гроза. Утомлённые жарой люди спасались на тихой речушке с гладким течением и кротким нравом. Разнотипные кучки отдыхающих облепили пологие берега, оживляя ленивую атмосферу окружающей среды. Не составляло труда различить местных жителей посёлка, в основном, молодёжь от приезжих городских и служащих воинской части, расположенной вблизи. Вокруг взрослых пестрели цветные панамы детей из пионерского лагеря. Из приёмника вырывались томные ритмы Ламбады.
На мелководье, изображая пловца, шумно барахтался белокурый мальчишка. Молодая пара со смехом вытаскивала из реки неугомонного озорника, а тот снова и снова норовил улизнуть в воду. Наконец, ребёнок набегался и увлёкся строительством песчаных замков, которые рушились и сползали, а он увлечено возводил архитектурные «шедевры» заново, не без помощи родительских рук. Взгляд невольно задерживался на этой семье – настолько они были красивы и естественны, вызывали улыбки и невесомое ощущение нежности. Если бы рядом оказался художник или фотограф, мечтающий запечатлеть тихое семейное счастье, наверное, даже боги позавидовали бы его удаче.
Солнце брызгало предвечерним золотом, с железнодорожной платформы донёсся натруженный гул электрички. На диком пляже появилась троица навеселе. Мужские особи с помятыми лицами, неопределённого возраста шли, прихлёбывая пиво и попыхивая сигаретами. Спотыкались, сквернословили, отпускали едкие замечания, придирались то к одним, то к другим, нарочно привлекая внимание. Развязное поведение и брань, словно коварный вирус, который вторгаясь в здоровый организм, вносит дискомфорт, испортили безмятежность и гармонию тихого дня. Воздух стал тяжелее и гуще, нависло тревожное напряжение.
Здоровый детина в майке и штанах под «Адидас» заорал: «Владимирский централ…», синей от наколок рукой ткнул в товарища с заклеенным пластырем глазом. Тот, икая и фальшивя, подхватил: «Ве-тер се-ве-р-ный, ммм…» Третий, с сумкой через плечо, бритый наголо, театрально разводя руками, подёргивая головой и чуть приседая, забасил: « Этапом из Твери, зла не мерено лежит на сердце тяжкий груз». Песня прервалась булькающим хохотом запевалы.
— Все люди козлы, - Адидас обвёл осоловелым взглядом окружающих. Предполагаемой реакции не последовало. Связываться с задирами – себе дороже. Некоторые собирали вещи и уходили, дабы не испытывать судьбу, подальше от искателей приключений.
— Скучно, - предводитель компании, задрал майку, почесал живот, — Баста, тормозим. Штырь, вынимай хавку, иииии(!) что ли наливай?!
Потёртая сумка плюхнулась на песок, просыпалась мелочь и карты. Одноглазый засуетился, обустраивая место для пиршества. Бутылка, пущенная по кругу, наполовину опустела. Бритоголовый, хрустя огурцом, продемонстрировал фокусы с ножом и вскрыл консервы. Адидас закинул в рот шпротину, смачно облизал пальцы, прицелился к следующему куску, но отвлёкся на детский голос за спиной. Маленький строитель замков звал родителей купаться. Запевала развернулся, ощупал глазами семейство:
— Здорово, бля! Отдыхаем значить? … Молчите. Общаться не желаем, так-так…
— Здоровей видали, общайтесь со своими приятелями. Хорошо? – ответила женщина, предупредительно переглянулась с мужем.
Не отягощённое интеллектом лицо искателя приключений скривила гримаса, он подобрался, точно перед прыжком, глубоко вдохнул и осыпал словесным мусором всю семью вместе и каждого по отдельности. Солидная дама - за сорок, с полными руками, в солнцезащитных очках и её спутник с брюшком оказались невольными свидетелями происходящего. Дама попыталась вступиться:
— Чего пристали к молодым? Управы на вас нет. Вот вызовем сейчас кого надо, по-другому запоёте.
Дыша свежим перегаром, на защитницу надвинулась ухмыляющаяся физиономия Адидаса:
— Отдыхайте, Мадам! Хотя, если вам скучно, можем составить компанию.
Не малого роста и веса супруг дамы нервно одёрнул её:
— Не лезь. Вечно тебе надо больше других.
Та, поджав губы, с деланным безразличием, отвернулась. Троица, почувствовав превосходство, загоготала. Дальнейшие события, стремительные и хаотичные, складывались в немыслимый узор испорченного калейдоскопа. Подвыпившая компания, обнаружив объект для издевательств, вошла в раж. Словесная перепалка обернулась стычкой. Не сказать, что «герои» сильно старались кулаками, но изощрённо и цинично унижали морально. Извращённый ум находит сомнительные удовольствия, не поддающиеся логике и мукам совести.
Трое на одного. Сгрудились, оттеснив от семьи, сбили с ног. Упавший скрючился, закрыв голову руками. Как громко умеют кричать глаза! Её глаза переполняли… нет, не страх, не призыв о помощи. Удивление, граничащее с отчаяньем, немой вопрос – почему её мужчина не защищается, не пытается вскочить на ноги, смирившись с ролью жертвы??? Что-то рабское виделось в этой боязливой покорности, абсолютно не соответствовало статусу военного.
Когда опасность хватает за горло, срабатывают установки на уровне инстинктов. Её детство промчалось среди мальчишек. В наследство осталось понятие чести, преобладающее над чувством самосохранения и твёрдая уверенность – не всегда побеждает тот, кто крепче физически. Важнее сила духа, способность преодолеть страх и неуверенность.
Возможно, потеря контроля над собой – проявление слабости, нередкой черте женского характера. Возможно. Но там, где решимость и гнев, обида и стыд, а счёт на секунды, нет места оглядке. Ярость! Ярость до исступления вспыхнула в безвыходной ситуации, как последний аргумент против более сильных гопников. Не помня себя, она бросилась на обидчиков, пытаясь оттащить от поверженного на землю мужа. За матерью с криком бросился и ребёнок, сжав кулачки, колотил ими изо всех сил. Иначе и не могло быть. Ведь сын – её кровь.
В потасовке Бритоголовый схватил женщину, приподнял лицом к себе.
— Отпусти! – не просила, потребовала пленница.
Лишь на мгновение столкнулись взглядами. Странно… Хулиган словно протрезвел, заглянув в глаза, в которых не было страха, отпустил жертву, слегка оттолкнув в сторону. Схватил за руку приятеля:
— Братан, погоди. Не трогай их, - кивнул на женщину и ребёнка.
Может пробудились остатки человечности или что-то ещё. Они отступили. Напоследок один из парней брезгливо ткнул пальцем в молодого человека:
— Ты… Дерьмо ты, а не мужик! Вот баба твоя – настоящая, - усмехнулся, - только не того выбрала…
Развернулся и пошёл прочь, собутыльники потянулись следом. Так случилось, что в тот день, женская слабость прикрыла собой мужскую трусость.
Ребёнка трясло. Пытаясь успокоить, мать обнимала сынишку, заботливо гладила и целовала макушку, щёки, кулачки.
Не глядя друг на друга, собрали вещи. Молча шли домой. Она впереди, держа за руку сына. Оба понимали, уже никогда не будет, как прежде. Абсолютное доверие, уважение и ещё что-то очень важное осталось на берегу. Неожиданную трещину в отношениях проложило событие злополучного дня. Цена горькой победы – внутреннее поражение столкнуло в пропасть отчуждения.
Каким долгожданным бывает счастье и как быстро можно его потерять. Происшедшее не открутить вспять, надо научиться жить с этим опытом дальше. Но как? И получится ли? Удастся ли вырваться из капкана противоречивых чувств? Досада, разочарование, обида – на него, на себя, на неисправимую ошибку собственного выбора. Рушился мир с привычными представлениями, где мужчина в форме был образцом достоинства и чести. Год знакомства оказался слишком маленьким сроком, чтобы открылась суть избранника. Жалость, извечная женская жалость подсказывала – любой может оступиться, надо уметь прощать и подарить второй шанс. Прощать она умела, но пройдя через унижение и стыд, невозможно любить человека, ставшего тому причиной. Напрасно надеяться на обратное, зная себя, как никто другой.
Слишком сложно признаться себе: да, я ошиблась в этом человеке. Ещё сложней не допустить сгоряча новую ошибку. Сын недавно стал называть его папой. Почти не вспоминает погибшего родного отца. Нежный возраст – ранимый и чуткий. Не искалечить бы ангельскую душу, не навредить. И главное, хочет ли она появления на свет того, чья жизнь только зародилась под сердцем? Сможет ли любить этого ребёнка? Ведь это будет его ребёнок. Того, с кем хотела разделить судьбу, верила, уважала - ещё утром, а сейчас не хотела видеть и слышать. Ужасно чувствовать себя раненой птицей, падающей с обрыва.
Небо потемнело и стало ниже, на землю упала тень. На своей колеснице приближалась гроза. Потянуло влагой, но дождь не спешил пролиться, точно собирался с духом или выжидал свой час. Хотелось ливня, сильного, в лицо, оплакать украденное счастье, спрятать последние слёзы и забыть о собственной слабости. Что ж, жёсткий урок усвоен навсегда, и надо жить дальше.
Позднее жизнь не скупилась на трудности и ловушки, но справляться с ними стало обычным делом, ведь неуверенность и страх затерялись в прежней жизни, за той гранью, которую пришлось преодолеть в летний день перед грозой. Памятное событие наложило отпечаток и на характер, и на дальнейшую судьбу. Никогда, никто не видел её слёз. Быть слабой – не про неё. Иначе, кто "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт"?
Свидетельство о публикации №211122501432
Ох, и уравнение Вы задали! В нашей правовой системе такие уравнения требуют очень тщательного решения. Они имеют такое количество переменных, что мало кому удаётся их все рассмотреть. Тем более, когда времени на решение остаётся секунды. И совсем не однотипные ситуации - поведение на СВО, защита от стаи бродячих собак, поведение на пожаре, спасение утопающих и вот такая ситуация, описанная Вами. Насчёт военной ситуации - это у меня в рассказе :"Торпеда травит". Всё просто, правильный вариант просто вычисляется. Он единственный. Если не вычисляется, то предписывается уставами. "0Стой! Стрелять буду!" Далее выстрел в воздух, а следующий на поражение. Сделал все правильно, получи внеочередной отпуск домой, независимо от последствий. Может,речь шла об охране склада ГСМ, а нарушитель оказался убитым. На войне убитый враг - это награда. А невыполнение требований уставов и приказов - это трибунал.Про оборону от бродячих собак вообще не говорю. Но я и в них не стрелял, хотя был при оружии - жалко мне собак , а в том, что они бродячие, их вины нет. А вот в описанной Вами ситуации вообще ничего нельзя сказать о последствиях. Наверное, лично я поддался бы эмоциям, а потом уже решал, как выбираться из полученной ситуации.А она непременно будет.0
Было и в моей жизни всякое. В 1991 году задержал грабителя женщины. Просто , гуляя с собакой, увидел сам факт ограбления. Но тогда я сразу оценил шансы ( грабитель мне был ростом по грудь), мне было 30 лет. Единственный страх был за собаку - ей и года не было, а бежала уже самостоятельно через две дороги ,поскольку я бежал за грабителем. Смог очень деликатно взять его кисть на излом и так довести до отделения милиции. Без единой царапины сдал с рук на руки. Так тут же следователь мне сказал, что надо было этого разбойника копчиком на асфальт жёстко усадить, чтобы тот в принципе бежать больше не смог. А вот уж и нет. Какие последствия от таких действий будут для меня, совершенно неведомо. Так и то не обошлось все гладко. Адвокатша этого злодея дала мой адрес (взяла из дела) матери преступника. А он сам и вся его родня были, скажем так, из южных республик. А у меня жена и двое маленьких детей. Но это ситуация, которая касалась только меня. А вот когда близких , тут уже сложнее.
Прямо по Вашему сюжету был снят художественный фильм "Средь бела дня". В главной роли отца семейства на пляже - Валерий Золотухин. Такая же пьяная гопота на пляже. В первый их визит отпор профессионально дал находящийся в числе отдыхающих самбист. Злодеи отступили , особо не пострадав. Потом вернулись. Самбиста уже не было. И тогда главный герой взял попавшуюся под руку дубину и...убил главного в компании. Отца семейства задержали, и главная тема фильма пошла вокруг суда над ним. Как односельчане погибшего негодовали по поводу убийства. Как судья однозначно считала, что убийство - это всегда убийство. А защитник семейства тем временем сидит в СИЗО. И выносится обвинительный приговор. Но кино должно хорошо заканчиваться, поэтому в финальных титрах следует информация, что по протесту прокурора приговор был отменен, и другой суд оправдал главного героя. А теперь самое страшное. Фильм основан на реальных событиях. И главный герой дал интервью "Литературной газете". До этого протеста и отмены обвинения он успел отсидеть...4 года. И когда его (настоящего) спросили, повторись ситуация, поступил бы он так же? Он однозначно ответил:"Никогда!"
Одна моя знакомая обезвредила в автобусе пьяного дебошира, пристававшего к пассажирке.
Она по профессии врач- травматолог. Очень высокой квалификации. И отлично знает все точки на теле , действия на которые просто отключают человека. Когда злодей оказался мирно лежащим в проходе, самой защитнице пришлось выйти на ближайшей остановке, потому что общественность сменила об'ект негодования на неё - дескать, ну, выпил человек, с кем не бывает, а его несчастного возможности двигаться лишили.
Если помните, был резонансный случай- дедушка с двухлетним внуком находились одни ночью в доме, когда к ним в окно полезли вооружённые ножом преступники. Дедушка успел схватить ружье ...Из охотничьего ружья на дистанции в метры раненых не бывает . Дробь идёт единым свинцовым зарядом большой массы и с огромной энергией. Поэтому, для злодеев все закончилось летально. А дедушка сразу отправился в СИЗО. И только личное вмешательство Президента, до которого дошёл поднятый в прессе резонанс, позволило разрулить ситуацию по справедливости. А иначе с учётом возраста дедушки для него заключение могло стать пожизненным. Но в именно этой ситуации действия дедушки были полностью оправданы при любом исходе.
Но в целом, такие ситуации требуют очень серьёзного предварительного осмысления с точки зрения всех возможных исходов. А тем более в месте массового скопления людей. Те, кого спасают, могут оказаться потом теми, кто вас утопит. А если посторонних нет...Знаете, что однажды сказал нам участковый, когда садоводческих воров сами садоводы изловили и сдали правоохранителям? "Грохнули бы его сами и нас не тревожили. И рецидива бы не боялись." Садоводы возразили:"Так вы нас и посадите вместо них." И какой ответ , как думаете?"А вы нам не сообщайте!"
Вот такое уравнение. Смог бы Ваш герой обезвредить татуированного злодея без ущерба для его- злодея- здоровья и жизни? Если он не врач- травматолог и не владеет боевыми искусствами, то вряд ли. Нанести ощутимый вред здоровью и жизни пьяному злодею достаточно легко. Но не факт, что супруга главного героя не будет потом ему передачи посылать на зону лет семь. Кто его знает? Может, напротив , заземлил всю хамскую энергию сознательно на себя. Во всяком случае , судить со стороны мы права не имеем.
Александр Попов 13 08.01.2026 14:03 Заявить о нарушении
Ага, так и вы меня озадачили, такое послание подарили. Буду отвечать по порядку)
По поводу военной ситуация всё понятно. Тем более, что знакомо. Служили, знаем). Разногласий нет.
Ваш случай из личной жизни – маркер на настоящесть. Попробуйте написать об этом отдельный рассказ. Тема востребованная и интересная. Беда нашего времени и общества в том, что как-то всё так устроилось, что иметь честь попросту опасно. Это раньше обидчик получил по заслугам тут же, на месте и молча скрылся. Сейчас побежит в милицию(не люблю слово полиция) и закон будет на его стороне. Уж, сколько подобных случаев было. Ужас. Я давно пришла к выводу, что по закону и по совести – не одно и то же.
Фильм «Средь бела дня» не помню. Хотя всё, что с участием Золотухина - точно моё.
Про дедушку с внуком что сказать? Жизнь полна парадоксов, особенно касаемо правоохранителей. То же и со случаем в СТ.
Теперь о том, что могло бы быть с моими героями. В жизни нет сослагательного наклонения. Могло случиться по-всякому. И так, и этак. Продолжения истории нет. Потому что ставила другую цель – показать, как, из чего формируется характер, что может влиять. Выражение «Сильная женщина» появилось не на пустом месте. Я уж анализировала рассказ со всех сторон, но так и не поняла, почему читатели бросаются в рассуждения о том, что могло быть потом и не замечают замысла.
Буквально перед вами, в комментариях читательница оставила длиннющие рассуждения о прописных истинах. Не понятно для кого. То ли для героини, то ли для автора. То ли просто покрасоваться. Автор-то тоже не без жизненного опыта и имеет представление о жизни. Оно мне зачем? Тем более, что на подобное отвечала много раз.
Ваши слова: «Во всяком случае , судить со стороны мы права не имеем.» То-то и оно. С годами люди меняются, с опытом больше мудрости. Моя Героиня молодая и имеет право на собственные принципы.
В общем написали вы много, но зашёл рассказ или нет и почему, так и не поняла.
Спасибо за рассуждения.
Светлана Климова 08.01.2026 17:13 Заявить о нарушении