Не Герой, но всё-таки герой!
Нельзя забывать, что Сталинградская битва началась с боёв за Воронеж и по существу закончилась его освобождением. Ибо 25 января 1943 года был освобождён Воронеж, а 31 января в Сталинграде сдались в плен немецко-фашистские войска во главе со своим командующим фельдмаршалом Паулюсом, одним из авторов плана "Барбаросса".
И опять же - удар немцев на Сталинград был в значительной степени ослаблен тем, что 4 танковая армия генерал-полковника Германа Гота потеряла в боях за Воронеж большое количество техники, что оказало влияние на её последующий наступательный порыв.
Также как и в Сталинграде, где 6 армия гитлеровцев уничтожила 40 тысяч ни в чём неповинных стариков, женщин и детей, в Воронеже 2 немецкая армия, ещё только вступив в город, начала расправу над мирным населением - в Кольцовском сквере было повешено 16 воронежцев, а на центральной площади города (20-ЛЕТИЯ ОКТЯБРЯ) на вытянутой руке памятника Ленину повесили девушку.
Но спланированные зверства начались ещё раньше. Воронежцы никогда не забудут бомбардировку Сада пионеров, где 13 июня 1942 года погибло более 300 детей. По этому поводу приведу воспоминания двух очевидцев трагедии.
_ Митрофан Москалёв: "Мы ходили на кружки и на сеансы в детском кинотеатре. А оттуда через чёрный ход попадали в Сад пионеров - его давно застроили, теперь там улица Театральная и жилой квартал. В Саду была эстрада и скамейки на 600 мест, игротека, танцплощадка, читальня. Зимой аллеи заливали водой, и ребята там учились кататься на коньках.
Ну а 13 июня в Саду устроили праздник в честь окончания учебного года. Много школьников, их родственники, учителя... Вечером все они сели слушать концерт. И вдруг в небе появился самолёт. Как выяснилось впоследствии, то была "весёлая охота" - одна из самостоятельных вылазок немецких пилотов в тыл врага. В Воронеж, где располагался штаб Юго-Западного фронта, отправилась лётчица люфтваффе Эльза. Её легкомоторный "Хеншель-123" внешне походил на советский ночной бомбардировщик ПО-2. Видимо, это и обмануло наших зенитчиков.
Эльза успела сбросить на город несколько бомб. Одна угодила в зверинец, другая в редакцию газеты, третья в армейский ДК... Остальные попали в зелёные зоны. В том числе и в Сад пионеров. Сигнала воздушной тревоги не было. Люди не успели опомниться, как оказались среди раненых, контуженных, изувеченных тел".
Москалёв с сестрой не пострадали, поскольку находились на сцене - он в оркестре, она в хоре.
Далее Москалёв свидетельствует: "Налёт шокировал воронежцев. Некоторые семьи ринулись в ближайшие деревни. Те, кто остался, организовали дежурство на крышах - школьники тушили "зажигалки" в вёдрах с водой или песком. После бомбардировки 3 июля в руинах оказалось полгорода. А с пятого числа объявили общую эвакуацию. Мы отправились пешком в село Боровое. Но навстречу шли танки. Повернули мы домой, по улице Кольцовской - заваленной зерном из разбомбленных элеваторов..."
_ Алексей Кривкин: "13 июня наши мальчишеские игры были прерваны вскоре после полудня разноголосыми гудками и воем сирен. Затем из центра города донеслись взрывы: фашистский бомбардировщик впервые сбросил страшный груз на жилые кварталы. Одна из бомб упала в Сад пионеров, наполненный детьми, и около трёхсот маленьких воронежцев стали тогда первыми жертвами начавшейся трагедии города.
В двадцатых числах месяца участились ночные налёты. Примерно с 27 числа они, начинаясь после полуночи, продолжались уже по 2-3 часа. Фугасные бомбы падали вперемешку с зажигательными, сея смерть, разрушая дома и вызывая пожары. Расположенные неподалеку от нашей квартиры хлебозавод и водонапорная башня могли, по соображениям моих старших, явиться объектами бомбёжки. И поэтому мы переселились к родственникам, жившим возле Заставы.
Первый день июля. Около часа жители Воронежа были застигнуты врасплох грохотом взрывов: сигналов воздушной тревоги почему-то не было... Они раздались лишь через несколько минут. Одновременно сверху донёсся рёв самолётов. Несколько из них пронеслись над Плехановской и соседних улиц и на этот раз настолько низко, что отчётливо были видны чёрные кресты на крыльях...
Уже стало известно: штаб обороны ночью принял решение о всеобщей эвакуации. От Заставы к центру тянулись люди, постепенно их становилось всё больше и больше. В нескольких местах дымилось то, что ещё накануне было жилыми домами. У Кольцовской стоял покосившийся вагон трамвая. На окна и двери был накинут брезент. "Полон людей был, - сказал кто-то, - совсем рядом рвануло".
Уже на Кольцовской нас застала воздушная тревога. Сначала налёт продолжался недолго, бомбы рвались где-то далеко. Но пока мы дошли до Петровского сквера, налёты повторились ещё два раза. Третья воздушная тревога захватила нас при входе в сквер. Мы отсиделись в битком набитой людьми щели у памятника Петру 1 - этот старый памятник я видел тогда в последний раз..."
Конечно, показания свиделей тех страшных событий разнятся, но попробуем прийти к общему "знаменателю".
По времени бомбёжки Сада: конечно-же, это было после полудня, а не вечером.
По сигналу воздушной тревоги: Москалёв мог его просто не слышать, ведь он играл в оркестре.
По факту "весёлой охоты": это была продуманная и спланированная акция - в самолёте "Хеншель-123" Эльзы нашли карту Воронежа с пометкой Сада пионеров, а маршрут полёта (его можно проследить по сброшенным бомбам) по прямой линии выходил к Саду. Самолёт Эльзы был сбит нашим "ястребком".
Отсюда следует вывод, что немцы имели полную информацию о мероприятии, проводимом 13 мая в Саду пионеров. Как позднее выяснили "чекисты" - в городе к этому времени уже действовала разветвлённая сеть немецкой агентуры из числа предателей Родины.
Эта немецкая акция имела целью устрашение жителей города и его защитников перед лицом предстоящей эвакуации и сдачи Воронежа. Командование Красной Армии тогда ещё не уяснило, что немцам Воронеж необходим как цитадель для сдерживания ударов Брянского фронта по левому флангу наступающей на Сталинград 6 армии Паулюса. В соответствии с немецким планом "Blau" наступление на север и восток от Воронежа не предполагалось.
В дальнейшем, уже после взятия правобережного Воронежа, акции против мирного населения не прекращались: был ликвидирован госпиталь для раненых красноармейцев, располагавшийся в школе №12, а его главврач Ревекка Матвеевна Мухина расстреляна во дворе школы;
тяжелораненые бойцы и больные из расположенного напротив дома для инвалидов и престарелых были вывезены на машинах за город и расстреляны на южной окраине Воронежа в Песчаном логу.
Но не только Красная Армия боролась с врагом, предприняв три контрнаступления в июле, августе и сентябре. В полосе фронта действовало более ста партизанских отрядов, в одном из которых сражался юный разведчик Костя Феоктистов (будущий космонавт Феоктистов Константин Петрович). Однажды во время выполнения задания его задержал около Первомайского сквера немецкий патруль. Офицер отвёл Костю во двор ЮВЖД и расстрелял. Ночью Костя пришёл в себя и по Чернавской дамбе ушёл на левый берег.
Много ещё славных страниц хранит в себе история героической обороны Воронежа. И быть бы Воронежу городом - Героем, если бы не волюнтаризм Никиты Сергеевича Хрущёва, который побоялся принимать это решение из-за необходимости включения Венгрии в Организацию Варшавского Договора. Одно только упоминание Воронежа вызывало стойкую аллергию у венгров, ибо здесь под стенами нашего славного города пала вся 2 венгерская армия. В январе 1943 года венгерская армия перестала существовать.
Успешное проведение Острогожско-Россошанской наступательной операции привело к тому, что к исходу 24 января немцы полностью оставили город Воронеж и отступили за Дон. А начавшаяся вслед за ней Воронежско-Касторненская операция поставила точку в Воронежской битве. Теперь все усилия сосредоточились на Харьковском направлении.
Сразу после освобождения Воронежа от немецко-фашистских захватчиков стало ясно, что город разрушен на 90%. Однако, огромный вклад защитников Воронежа и Воронежской области в победу над фашизмом неоднократно отмечался в приказах Главнокомандующего. Сохранились десятки писем-благодарностей И.В.Сталина труженикам Воронежской области, сделавшим всё возможное для фронта и Победы. Именно поэтому генералиссимус включил Воронеж в список пятнадцати старинных русских городов, наиболее пострадавших от огня сражений и варварства оккупантов, и подлежащих скорейшему первоочередному восстановлению сразу после освобождения.
*****
Каждый год 25 января становится мостиком в прошлое, связывает нас с тем самым январским днем 1943 года, когда генерал-майор Иван Черняховский, командующий 60-й армией, не спавший перед этим двое суток, уже в 7 утра докладывал по ВЧ (высокочастотная связь. – Прим. ред.) в штаб фронта о том, что его войска овладели городом.
В тот же день Совинформбюро передало сообщение: «Наши войска полностью овладели городом Воронеж. 25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом Воронеж. Восточный берег реки Дон в районе западнее и юго-западнее города также очищен от немецко-фашистских войск. Количество пленных, взятых под Воронежем, к исходу 24 января увеличилось на 11 тыс. солдат и офицеров. Таким образом, общее количество пленных, взятых в районе Воронежского фронта, дошло до 75 тыс. солдат и офицеров».
И тут встает вопрос, а овладели бы советские войска городом, сломали бы хребет фашистской Германии, если бы не мощный тыл, когда все те, кто не ушел на фронт, в едином порыве и днем и ночью, не жалея себя, ковали, собирали, точили, сеяли, косили, скирдовали... А потом, придя домой, лезли в заначки, разбивали кубышки и несли кровные, нажитые непосильным трудом сбережения в райком, в облисполком, в госбанк, чтобы ускорить победу и добить ненавистного врага.
В Государственном архиве общественно-политической истории (Ф.3.Оп.1. Д.4663) на хранении находятся документы, касающиеся строительства танковой колонны «Воронежский колхозник», боевых самолетов, бронепоезда, а также сбора продовольствия и одежды для Красной армии рабочими, служащими и колхозниками Воронежской области.
Докладная записка от 12 декабря 1942 года: «Секретарю обкома ВКП (б) тов. Тищенко. Информация о сборе средств на строительство танковой колонны «Воронежский колхозник».
«По данным, полученным от партийных комитетов, сумма собранных на постройку танковой колонны средств характеризуется по районам следующим образом (в тыс. руб.): Таловский – 700, В.-Карачанский – 400, Байчуровский – 350, Борисоглебский – 250, Архангельский – 120, Р.-Хавский – 100, Полянский – 97, Алешковский – 90, Аннинский – 76, Е.-Коленовский – 60, Абрамовский – 65, Песковский – 27, Грибановский – 18». Из остальных районов сведения не поступили в связи с отсутствием телефонной связи.
Итого: на 12 декабря 1942 года труженики Воронежской области собрали 2 млн 353 тыс. рублей. Стоимость танка Т-34 в 1942 году составляла в среднем 193 тыс. рублей, в зависимости от производителя: завод № 183, завод «Красное Сормово», Омский или Уральский заводы тяжелого машиностроения. На собранные средства можно было построить 13 танков, а это уже танковая рота.
Надо сказать, что на этом сбор средств на общее дело не закончился. Листая архивные документы, можно увидеть, как рождались инициативы, вокруг которых формировались денежные ручейки, переходящие в финансовые потоки.
На танковых башнях можно было встретить имена людей, названия предприятий, организаций и просто сообществ: «Воронежский колхозник», «Воронежский комсомолец», «Воронежский связист», «Ленинский огнеупорщик», «Воронежский школьник».
Но самым масштабным стал сбор средств по инициативе трудящихся Таловского района на танковую колонну «Воронежский колхозник». Деньги собирали всем миром с декабря 1942-го по июль 1943 года.
Из справки (Ф.3.Оп.1. Д.4663. ЛЛ.216, 217) зав. сектором информации тов. Киреева на имя секретаря Воронежского Обкома ВКП (б) тов. Иванова: «В телеграмме Обкома ВКП (б) на имя тов. Сталина от 9 января 1943 года сообщалось, что колхозники и колхозницы Воронежской области внесли на строительство танковой колонны «Воронежский колхозник» 37 млн 348 тыс. рублей. В продовольственный фонд Красной армии сдано из личных запасов колхозников: хлеба – 38 тыс. 100 пудов, картофеля и овощей – 27 тыс. 750 пудов, мяса – 3 тыс. 67 пудов...»...«После приветствия товарища Сталина колхозникам и колхозницам Воронежской области было собрано дополнительно: денег – 41 млн 518 тыс. рублей, хлеба – 25 712 пудов, картофеля – 37 608 пудов, мяса – 6 680 пудов. Всего на 5 марта с начала кампании было собрано и сдано: денег – 78 млн 866 тыс. рублей. Хлеба, картофеля, мяса – 138 тыс. 917 пудов. К 19 марта сумма внесенных в Госбанк средств возросла и составила 90 млн 493 тыс. рублей».
(На эти деньги можно было построить 4500 танков. При длине танка в 6 м и при условии постановки в упор, без промежутка, длина такой колонны составила бы 27 км.)
На территории Воронежской области к осени 1942 года из 83 районов были оккупированы 29 полностью и 5 частично. В ходе декабрьской операции «Малый Сатурн», ставшей кульминацией Сталинградской битвы, были освобождены южные районы области. Полностью территория Воронежской области была освобождена в январском наступлении 1943 года, тогда же был освобожден и город Воронеж.
И сразу же в освобожденных районах, несмотря на горе и разруху, начинается сбор средств для Красной армии. Настрадался народ, намучился под фашистами, познал, как это под чужим ярмом ходить, вот и понес кровные, что гитлеровцы не нашли и не отобрали.
Мал ручеек, но дорог: Н.-Калитвянский район – 100 тыс. рублей, Богучарский район – 50 тыс. рублей, Кантемировский район – 30 тыс. рублей, Писаревский район – 30 тыс. рублей.
По всей стране порыв на сбор средств на постройку танков, самолетов, кораблей и пароходов был настолько велик, что даже дети принимали в нем участие. В начале 1942 года в редакцию «Омской правды» пришло письмо от шестилетней Ады Занегиной, в котором она написала, что накопила на куклу 112 рублей 25 копеек, но хочет деньги отдать на танк: «Этот танк разобьет Гитлера!» Ада призвала детей поддержать ее порыв, и дети откликнулись. В 1943 году дети Омской области собрали средства на постройку танка Т-60, который назвали «Малютка».
ПРИМЕЧАНИЕ: В СССР в 1940 году, согласно статистике, средняя зарплата в промышленности составляла 339 рублей, на водном транспорте 409 рублей, а колхозники получали в среднем 229 рублей.
Некоторые цены на товары и услуги в 1940 году в СССР:
Продукты: хлеб (шт.) – 1 руб. 70 коп., сахар-песок (кг) – 4 руб. 10 коп.,
яйца (десяток) – 6 руб. 50 коп., картофель (кг) – 51 коп., молоко (литр) – 2 руб., мясо (кг) – 12;17 руб., колбаса вареная (кг) – 16 руб., колбаса копченая (кг) – 23 руб., сосиски (кг) – 15 руб., рыба судак (кг) – 5 руб. 50 коп., масло сливочное (кг) – 25 руб., масло подсолнечное (литр) – 13 руб. 50 коп., сыр (кг) – 28;30 руб., сахар-рафинад (кг) – 5 руб. 70 коп., чай грузинский (кг) – 50;80 руб., соль (кг) – 12 коп., макароны (кг) – 3 руб. 50 коп.
Одежда: пальто – 350;400 руб., обувь – 80;120 руб.
Личный транспорт: мотоцикл – 3500 руб.
Свидетельство о публикации №217012401347
С уважением,
Олег Каминский 24.01.2017 19:06 Заявить о нарушении
С уважением!
Владимир Аганин 25.01.2017 10:27 Заявить о нарушении