Русский крест

               
                «Русский крест» - это явление ежегодного превышения количества умерших над количеством родившихся, наблюдаемое в результате падения рождаемости и роста смертности. Название дал график демографической ситуации: кривые рождаемости и смертности, сближаясь, пересекаются и затем снова расходятся наподобие креста.
                Юлия Сысоева   (Русский крест. Россия, которую мы потеряли)



                Русский крест


                1


    Алёша Уваров  и Григорий Косинский подружились перед самым окончанием  кадетского корпуса. На выпуске они стояли вместе и плечом к плечу в нарядных мундирах с гордостью маршировали по Дворцовой площади. Оба остались служить в Санкт-Петербурге. Однако Григорий попал в гвардию, а Алексей в обыкновенный пехотный полк.
   Спустя месяц приятели случайно встретились в Городском саду. На одной из тенистых аллей они шумно обнимались и, невзирая на недовольство прогуливавшихся по саду господ,  радостно хлопали друг друга по спинам. Скульптуры обнажённых древнегреческих героев  возле дорожки составили им компанию. После обмена приветствиями Григорий предложил  увидеться в следующий четверг и вместе пойти на «Осенний бал»  к княгине Мерецковой. Он тут же извлёк откуда-то из-за пазухи два пригласительных билета и один отдал Алексею.
    И вот в первый четверг сентября Алексей  облачился в парадный мундир и ближе к вечеру поехал к Григорию. Тот положил перед ним на стол шутливый приказ.
   - Давай для начала изучим, как следует себя вести в приличном обществе.
   Алексей пробежал глазами:

                ПРИКАЗЪ
                По Суздальскому Мушкатерскому полку *
                N372
    По случаю назначеннаго сего числа у Польскаго князя Сангушскаго бала и приглашенiя на таковой всъх Штабъ и Оберъ-Офицеров ввереннаго мне полка, предписываю принять къ руководству и непръменному исполненiю слъдующее:
1.Всъмъ Штабъ и Оберъ-Офицерам быть одътымъ в новой парадной формъ при знакахъ, шарфахъ и ранцахъ. Явиться к Польскаму князю на балъ ровно въ 8 час. вечера.
2.Прибывъ на балъ осмотръеть исправность своей амуницiи, дабы не было видно сквозь проръзы въ соблазнительных местахъ голое тъло.
3. Пришедши въ покой не сморкать на полъ, а иметь для того цълые платки. По стенамъ покоевъ похабныхъ надписей не дълать и соблазнительныхъ членовъ человъческаго тъла не рисовать.
4.Когда явятся польския женщины, вести себя какъ можно скромнъй. Жопой къ лицу дамъ не поворачиваться, при разговорахъ съ красивыми шляхетками рукъ въ карманахъ панталоновъ не держать и членовъ не наяривать.
5.Во время танцевъ и контредансовъ ногъ своим дамамъ не подставлять, чтобы падали, къ себъ на колени не сажать и за жопы дамъ не щупать.
6.Въ буфетахъ до пьяна не напиваться, по углам комнатъ не плевать и пальцами не высмаркиваться.
7. Во время ужина за столомъ поганныхъ словъ не произносить и под столомъ соседнимъ дамамъ членовъ въ руки не класть.
8.После ужина на балконъ срать не выходить, а отправляться для этого въ отхожiя мъста.
9. При прощанiи съ дамами дълать трижды поклонъ на французскiй манеръ и вообще вести себя на время бала прилично, яко подобаетъ образованному русскому офицеру.

Подписалъ                Командиръ полка  полковник    Зорублев           - Зорублевъ -

     - А  на балу, что и польки будут? –  с улыбкой поинтересовался Алексей.
     - Кого там только не будет, Леша, - ответил приятель. - Кстати, как у тебя с французским?
     - Да как-то не очень, -  вздохнул Алексей.
     - Тогда делай вид, что всё понимаешь, да говори всем «mersi».
      - Мне больше всего восьмой пункт понравился.
      -  А мне седьмой.
         Алексей с озорной улыбкой спросил:
      - Так будем мы  выполнять приказ, или как?
      - Или как, Лёшка, или как.
        Они  одновременно рассмеялись.
      Когда приятели подъехали к  дому с массивными колоннами, оттуда уже доносились звуки музыки. Григорий остановился у входа, перекрестился и оглянулся на Алексея.
     - Ну,  друже,  с Богом.
     В большом зале в огромных люстрах под потолком и канделябрах на стенах  горели сотни свечей. Несмотря на это, в зале царил таинственный полумрак. Перед входом им вручили программки с распорядком танцев.

Полонез
Вальс
Полька
Лансье…, - читал начало списка Алексей.

     Поприветствовав хозяев - княгиню и её худощавого супруга, они прошлись  по залу. Григорий  по пути раскланялся с важной дамой с открытыми белыми покатыми плечами. Рядом с нею стояла девушка в длинном платье нежного лилового цвета и маленьких атласных башмачках. Обе были в белых лайковых перчатках чуть выше  локтей. Григорий и Алексей остановились.
  - Как поживает ваша маменька, - поинтересовалось дама.
  - Благодарю, Елизавета Петровна,  она в добром здравии, - ответил Григорий.  И, указав жестом на Алексея, проговорил:
   - Елизавета Петровна, позвольте  представить  вам своего лучшего друга Алексея Ивановича Уварова - подпоручика пехотного полка.
  Тот щелкнул каблуками и склонил голову.
   - Алексей.
      Оглядев его внимательным и цепким взором, важная дама  с улыбкой кивнула ему. Девушка, потупив глаза, грациозно присела.
   - Мария.
    И всё же он успел встретиться с ней взглядом, и у него что-то словно расцвело внутри. Приятное свежее личико с соблазнительными полными губками обрамляли светлые кудряшки. А глаза, наполненные бездонной синевой, так и притягивали к себе.
   Распорядитель объявил следующий танец, и Алеша решил пригласить девушку, мучаясь сомнением: «А вдруг откажет?». Конечно, существовало не писаное правило: дама была обязана принять приглашение. Если она отказывала без причины, то уже не могла участвовать в этом танце. «Но ежели она обещала этот танец другому?», -  его сердце замерло.
    – Позвольте сударыня, иметь честь пригласить вас на мазурку, – опустил и тотчас поднял голову  Алексей.
   -  С удовольствием, - ответила Маша и протянула левую руку. На этот раз открыто и смело посмотрев ему в глаза.
   «Ах, как она хороша», - промелькнула у него мысль. Уже потом  Григорий ему сказал.
- Сам бы за ней приударил, да не могу - она мне близкая родственница.
    Маша с лёгкостью  понеслась вперед, наблюдая за ним через обнажённое плечо, что придавало ей необъяснимое очарование. Он вёл её, припадая на одно колено и заставляя кружить вокруг себя, показывая свою волю и способность управлять ею. Проведённое время  в танце позволило им почувствовать характеры друг друга. Они с присущей их возрасту энергией мчались по залу.
  - Еncore! – восклицала она, что означало: «Ещё!».
   «Mersi», – невпопад благодарил её Алёша. Впрочем,  слова им были нужны постольку – поскольку,  всё заменяли чувства и взгляды, которыми они обменивались.
  - Вы отлично танцуете, -  с придыханием сказала Маша.
   - Вы тоже, - ответил Алексей, мысленно добрым словом вспоминая преподавателя танцев по Первому кадетскому корпусу.
   На следующие танцы у неё нашлись другие кавалеры. Пока она танцевала, друзья успели поужинать в буфете и для куража выпить  шампанского. Последний танец котильон - бесконечный вальс с фигурами Алексей  снова танцевал с Машей. Они кружили по залу, казалось, едва касаясь пола.
  Разъезжались гости уже под утро. Алексей проводил Машу и Елизавету Петровну до кареты. На прощание он поцеловал ей руку, и они обменялись многозначительными взглядами.
  В воскресенье  они  с Машей встретились  в Городском саду. Погода была хмурая, но Алёша этого даже не заметил. Её глаза призывно блестели, как огоньки в ночи. Они гуляли, обмениваясь пустяшными  фразами, и Маша то и дело заливалась смехом.
  - Часто Алёшенька, вы здесь гуляете с девушками? - она лукаво посмотрела на него
  - Нет, Маша, я здесь впервые.
   - Ах, какой вы право серьёзный. Вас не обижают в полку? Я попрошу папеньку, чтоб он за вас заступился.
   Он уже был от неё без ума. Её кокетливое поведение, легкие нечаянные прикосновения совсем вскружили ему голову. Время свидания пролетело быстро. Перед расставанием она произнесла:
   - Жду вас в следующее воскресенье у себя дома.
   - А как же я приду? Под каким предлогом?  – смущенно пробормотал Алексей.
   - Я всё придумала, я скажу маме, что когда выходила от мадам Корсиковой, - она шляпки шьёт, - пояснила Маша переходя на «ты». - Ты как раз шёл мимо и  вдруг, появилась пролётка. Лошадь взбесилась  и помчалась прямо на меня, а ты будто выхватил меня из-под колёс.
  - Это, наверное, не очень правильно, обманом  получить благоволение твоих родителей? – задумчиво произнёс Лёша.
   - Ты можешь предложить что-то другое? – посмотрела на него Маша.
   - Нет, к сожалению не могу.
  - Тогда слушайся меня, - назидательно сказала Мария, - и учти, мама у меня очень консервативных взглядов.
  Его приняли в большой гостиной с позолоченной мебелью. На стенах повсюду висели портреты Машиных родовитых предков. Елизавета Петровна  выказала восхищение по поводу его «героического» поступка.
   - Я так вам благодарна за спасение дочери. Так благодарна,  - после своих слов она многозначительно поднесла ажурный платочек к глазам, делая вид что плачет.
   - Да ничего,  так случилось, - покраснев, со скромным видом отвечал Алексей.
     Маша в этот момент посмеивалась в сторонку. Теперь у них появилась возможность встречаться наедине. Даже служба отошла для Алексея на второй план.  Но однажды, Елизавета Петровна застала их в комнате дочери в тот самый момент, когда они обменивались страстным поцелуем. Несколько мгновений они безмолвно стояли напротив неё. Лицо Маши стал заливать яркий румянец. А у Елизаветы Петровны оно тоже поменяло цвет и стало бордовым, будто с оттенками заката, предвещавшего к утру сильную бурю.
  - Подите вон! – указала она Алексею на дверь.
    Когда он, понурив голову, выходил из комнаты, она вслед с возмущением произнесла:
    - Я не ожидала этого от вас, Алексей Иванович. То, что вы проявили на определённом этапе благородство по отношению к моей дочери, не даёт вам право далее злоупотреблять нашим гостеприимством.
 Перед дверью, он  задержался и, услышал всё, что она выговаривала Маше.
  - Зачем тебе нужен этот офицерик, без роду и племени?
   - Он дворянин, мама!
    - Я наводила о нём справки. У него нет ни гроша за душой. Не знаю точно или нет, но поговаривают, что его отец всё своё состояние то ли пропил, то проиграл в карты. Ты хочешь связать свою жизнь с таким? Какое у вас получится потомство? И предки его были простыми солдатами. Царь Пётр  сделал его прадеда дворянином.
   - Но почему он должен быть обязательно таким, как его отец? Ведь много кого из известных людей вышло из простых солдат.
  - Ты обрекаешь себя на жалкое прозябание. Ты привыкла всё получать по первому капризу. Тебе не следует забывать, что твой отец генерал-губернатор.  Если ты рассчитываешь на нашу помощь, то ошибаешься. Только попробуй ослушаться. Родительского благословления ты не получишь.
   - Мама, я люблю его!
   - С этим нищебродом ты свяжешь свою жизнь только через мой труп!
  После этих слов Алексей решительно шагнул за порог. Слова Елизаветы Петровны резанули его по самому сердцу. Он шел, не разбирая дороги, смахивая рукой набегавшие слёзы.
    В тяжёлых и нерадостных  думах прошла бессонная ночь.  Утром Алексей  был  в штабе полка, чтобы подать рапорт-прошение о желании служить на Кавказе, который с радостью был исполнен командованием. Добровольцев воевать с горцами было не так много.



                2



   Алексей Уваров после окончания  училища  попал служить в учебную часть, которая готовила младших командиров. Место было неплохое, пусть и в пригороде - город можно сказать под боком, да какой город – Санкт-Петербург! Алексей представился командованию, и его определили в восьмую роту. Поселился он в офицерском общежитии в одной комнате с Виктором Шениным. Через пару недель тот сообщил новость: в гарнизонном  Доме офицеров в воскресенье будет танцевальный вечер на мелодии давно ушедших лет. Шёл 1994 год. Советский Союз уже практически перестал существовать, Советская армия становилась Российской, но ДОСА – Дом офицеров Советской армии  ещё не сменил своё название. 
   - У тебя в это воскресенье выходной? Может, сходим? – спросил у него Шенин.
    - Должен быть. Пойдём. А мазурку спляшем?
     Виктор задумался.
   - Вальс я ещё станцую. А вот мазурку?..  В случае чего, спрячемся в буфете, - нашёлся он.
   - Тогда идём, - усмехнулся  Лёша.
   Большой зал встретил их неприветливо. На танцах в подавляющем большинстве были курсанты военных училищ. И хотя совсем недавно молодые лейтенанты сами были курсантами, они чувствовали себя как-то неуютно. Старинных танцев, на которые намекал Алексей, на их счастье не было. А вот вальсы звучали  один за другим.
   - Давай так, - предложил Виктор, - быстро осматриваемся, снимаем двух красоток  и идём с ними в какой-нибудь ресторан.
  - Иного выхода у нас с тобой просто нет, - озираясь по сторонам, согласился Алексей.   
   Минут через пятнадцать Витя подвёл к нему двух девчонок.
 -  Знакомься Лёша. Это Ирина, - он указал на одну из девушек, - а это, - он кивнул на её подругу,  – Мария.
   Ирина была смуглая высокая девушка со слегка вытянутым лицом. Алексей даже не задержал на ней свой взгляд. А вот Маша.… Едва  Алексей  взглянул на неё, у него что-то словно расцвело внутри. Как в тумане он увидел  перед собою приятное свежее личико с соблазнительными полными губками, которое  обрамляли светлые кудряшки. А глаза,  наполненные бездонной синевой, так и притягивали к себе.
   Он прищёлкнул каблуками.
  - Алексей.
   - Ну, как девчонки, принимаете наше предложение насчёт похода в ресторан?
  - Мы так хотели потанцевать…, - протянула Ирина.
  - Хорошо, ангажируем вас на пару танцев и уходим, - напористо проговорил Виктор.
   Он тут же подхватил Ирину и поплыл с ней по залу.
   Алексей замялся.
  - Вы знаете, я не очень хорошо танцую вальс.
  - Я вас научу, - положила ему на плечо свою руку Маша. – У вас всё получится.
   Действительно, он, подчиняясь ей, и в тоже время, играя роль ведущего партнера, закружил её по залу. Кое-какие навыки у него были. Но Маша танцевала очень хорошо и благодаря этому, и он чувствовал себя увереннее. Во время вальса они разговаривали мало. Когда он кружил её, она смеялась и говорила ему.
  - Ещё. Я хочу ещё!
   Когда они отошли к стене он, смущаясь, проронил.
   -  Вы так прекрасно танцуете. А я …
  - Это всё мама – перебила она, - с шести лет записала меня на бальные танцы и гимнастику. – А танцуете вы просто замечательно! –  добавила она с улыбкой, взяла его  за руку, и они снова кружили по залу. Он чувствовал запах её духов, молодого тела. Нечаянные прикосновения  дурманили голову.
   В ресторане они вчетвером весело провели время. Много пили шампанского и шутили. Офицеры, как и водится, оплатили  по счёту.
   Теперь едва удавалось вечером вырваться со службы, Алексей проводил свободное время с Машей. Он был из простой рабочей семьи. Мама работала продавцом, а отец сварщиком на стройке. Когда  Машины родители уехали на несколько дней, она пригласила его к себе в гости. Алексей впервые в жизни увидел пятикомнатную квартиру, а в прихожей обратил внимание на генеральскую шинель её отца. Командира той самой учебной дивизии, где он служил. В одной из комнат Маша распахнула шифоньер и, шутливо накинув на плечи увешанный наградами китель, прошлась перед ним по комнате. Он  в шутку вытянулся перед ней, отдавая честь.
   В  одно сентябрьское воскресенье Мария пригласила  Алёшу для знакомства с родителями.
   - Отца не будет. У него вечно находятся дела - то служба, то охота, то рыбалка. Но мама с успехом заменит его, - улыбнулась она.
   Втроём они долго на просторной кухне пили чай. Елизавета Петровна подробно  расспрашивала его о родителях и о планах на будущее. В следующее воскресенье он пригласил Машу в театр. Часа за два до начала спектакля  Алексей  появился у её дома с букетом цветов. Дверь оказалась  не запертой, и он смущенно топтался в прихожей.
    - Что ты могла найти в этом лейтенантике?  - услышал он откуда-то из глубины квартиры громкий женский голос.
  - Но он мне нравится, мама!
  - Да  у него нет ни кола, ни двора. Его родители не дадут ему никакой перспективы. Ты обрекаешь себя на бедность. Ты знаешь, что военные теперь не в чести. И зарплата у него далеко не генеральская.
   - Где же мы возьмём генерала, мама? – улыбалась дочь.
  - Важны перспективы, если ты рассчитываешь, что мы будем помогать тебе, то ошибаешься. У отца есть хороший приятель, у него сын с большим будущим. Так что это будет вполне приличная партия.
   - Но этот Костя мне не нравится.
  - Понравится. В любом случае с этим нищебродом ты свяжешь свою жизнь только через мой труп.
  - Я подумаю, мама.
    Алексей попятился из прихожей,  прикрыл  за собой дверь и позвонил. Подошла Маша. Он протянул букет цветов. Заглянул в её глаза и неожиданно для себя выпалил:
   - Маша, с театром не получится. Меня переводят на Камчатку. Надо готовить документы и всё такое прочее... Ты поедешь со мной?
   Она  на мгновение задумалась и неожиданно отрицательно покачала головой. Её щёки залил яркий румянец, и она выдавила из себя:
   - Я к таким подвигам ещё не готова.
   - Тогда пока, - обиженным голосом произнёс он.
   - Пока, - как показалось уж чересчур спокойно, ответила она.
    Билеты он отдал возле театра незнакомым людям. Ночь Алексей провёл в раздумьях, а на следующий день в обеденный перерыв купил бутылку коньяка и под вечер зашел к начальнику отделения кадров и строевого  капитану Стрельцову. Тот выслушал его и, спрятав бутылку под стол, обещал содействовать в переводе. К декабрю пришёл приказ о направлении лейтенанта Уварова Алексея Ивановича в Волгоград в восьмой гвардейский армейский корпус.
    Из Волгограда его часть уже ушла на Кавказ. Алексей добирался до неё на перекладных. По дороге наблюдал картину подготовки к предстоящей операции. В полях, перелесках, лощинах стояло много техники: БМП, БТРы, танки, САУ, «Грады». На поваленных деревьях или прямо на земле сидели родители со своими детьми в форме и кормили их из плошек, чашек, мисок с рук и плакали, тайком смахивая слёзы. Какие-то части уже снялись и, наматывая на гусеницы грязь, пошли вперёд.

* Шуточный приказ в разных редакциях дошёл до наших дней. Легко отыскать в интернете.

Продолжение следует... Всю книгу можно приобрести по ссылке внизу страницы автора.


Рецензии
Иных военных часто переводят я то флотский флот в пустыню к примеру
не переведёшь.
А пехоту и прочих можно перевести куда угодно.
А невесты кругом есть куда не приеду плюнуть некуда в какую ни будь
да попадёшь....
Старшего брата у меня помотало и Легницу в Польше и в Глаухау возглавлял советские части в ГДР и т д ...

Игорь Степанов-Аврорин   02.01.2023 01:47     Заявить о нарушении
Всякое бывает.

Александр Гусаров Бел   02.01.2023 11:56   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.