Свой круг

     Авдотья Марковна подошла к окну. Ей почему-то вдруг сделалось так невыносимо грустно и безысходно, что захотелось срочно увидеть снег или ( на худой конец) кусочек неба. Пусть серого и унылого, но всё же с проблесками света, а значит, - Надежды. Снега не было, а небо было вне зоны видимости из-за странного для зимы тумана. Ну вот, и тут не повезло- подумала она - и собралась было уже заплакать, как вдруг увидела пронзивший мрачное небо самолёт. Это было удивительно - погода казалась нелётной. Интересно, куда он летит? Ну конечно же, в жаркие страны, к морю. Авдотья Марковна представила сидящих в салоне людей, которые готовились вкусить все прелести предстоящего отдыха. Представила, вспомнила своё, заметно повеселела и пошла дописывать статью.

     Авдотья или просто Дуня находилась в " элегантном" , как его называют в Европе, возрасте, который у нас именуется просто и без экивоков - "возрастом
дожития"-,и никак не могла осознать, кем же  она является : с одной стороны -  полна творческих и личных планов, вся на взлёте, пике реализации, в предвкушении и ожидании всяких приятных изменений ( типа: всё ещё впереди") ......., с другой -  электронные письма с портала госуслуг о том, что люди пожилого возраста могут без очереди или бесплатно сделать то-то и то-то..., посещать группы здоровья и всё такое...
     И на этом фоне возникало какое-то двойственное восприятие себя в зависимости от обстоятельств.  Это давило и угнетало.
     Дуня и раньше испытывала подобные чувства, правда, с другими оттенками. То она была дочерью родителей и сестрой своей сестры, а также хорошей ученицей. Потом - студенткой,сотрудником, матерью. Полностью растворяясь в этих ипостасях, она пыталась понять, где она - ОНА : то, что составляет её суть, личность, она  - сама по себе. И не могла найти себя. В прямом смысле этого слова, точнее, - выражения. Вот никак нельзя было назвать её какой-то невыразительной личностью или не личностью вовсе. Нет, она была как раз очень даже выразительной, порой - чересчур, со своим мнением по всем вопросам, часто высказываемым не там, где его могли бы понять даже приблизительно, что создавало немало трудностей в карьере и жизни. Но всё равно ей казалось, что она постоянно находится в растворённом состоянии, и сама по себе не существует.  Для окружающих это был, конечно же, " плюс", поскольку таких отзывчивых, ответственных, с не ограниченной разумными пределами эмпатией людей не так часто можно встретить , но для себя самой Дуня воспринимала ситуацию как жирный " минус", хотя в силу своих природных данных считала, что именно так и надо, и очень хотела бы сама встретить кого-нибудь хотя бы отдалённо такого, но почему-то не встречала. На её орбите и даже в Галактике таких  не наблюдалось.

     Статья не писалась, а Дуня вдруг  вспомнила бабушкино выражение: " свой круг". Бабуля часто так говорила: " в своём кругу", " люди своего круга", " приличное общество"... И это при том, что она  была из бедной многодетной семьи, закончила всего четыре класса, с детства работала швеей и всего в жизни добилась сама.Но в то же время - всегда модные платья и шляпки, разные сумочки и все такое. Когда  в детстве Дуня вдруг резко отказалась заниматься в музыкальной школе, и бросила её ради гимнастики, именно эта бабушка  плакала и говорила: " Ну как же так? В приличном обществе девушка обязательно должна уметь играть на пианино." Дуню это смешило: она, будучи профессорской дочкой, нигде этого приличного общества, в котором все девочки  играют на пианино, не видела, а  проработавшая всю жизнь на фабрике бабуля всё время на него ссылалась. 

     Бабушки-дедушки, родители... У неё было прекрасное детство, просто сказочное, да другого и быть не могло при таких родителях, бабушках-дедушках и куче всевозможных родственников с обеих сторон. При этом бабушки-дедушки и другие всевозможные родственники жили в разных городах, и Дуня с родителями и сестрой периодически  к каким- нибудь куда-нибудь ездили и буквально тонули в этом ярко-громко-солнечно-гостеприимном добром омуте. Ей казалось, что так будет всегда.

     Надо сказать, что имя-отчество нашей героини только частично отражало всю гамму и многогранность её происхождения. Была ещё и фамилия - Шавшердян-Мехтиева, что в свете нынешних обстоятельств звучит уже просто как насмешка похлеще имени и отчества. Но такая уж у них была уникальная семья, там прекрасно уживались " дельфины" с " русалками": Авдотьи с Марками, Махмуды с Еленами , ну и ( ха-ха-ха) Шавшердяны с Мехтиевыми. А на совсем заднем плане маячили ещё и Витаутасы с Беатами.
     То, что семья была уникальной, Дуня поняла сильно потом, а тогда ей казалось, что такие все. И действительно, в их окружении ( точнее, в окружении старших) было много таких семей. А потом, уже во время Авдотьи, они куда-то вдруг подевались, откуда ни возьмись повылезала пещерно-примитивная   местечковая масса, которая на полном серьёзе обсуждала, чем одни национальности лучше ( хуже) других. Причём " неожиданно" лучшими оказывались именно они.
     Таких интеллигентных, широко и глубоко образованных, увлечённых, добрых и интересных людей, как её родители и их друзья, Дуня не встречала. Или просто не в тех кругах вертелась.  Опять бабулин "свой круг". Выходит, она всё-таки была права: у каждого должен быть свой круг. Иначе  общаться, как минимум, не интересно, а как максимум - невозможно. Мало того, с собой-то не всегда в ладу, никак не разберёшься, а тут ещё пытайся найти точки соприкосновения с тем, с кем вообще всё параллельно. А так сколько душевных сил, нервов и здоровья можно было бы сэкономить! И в состоянии полного душевного равновесия молчать со "своим кругом "об одном и том же, когда говорить не хочется.
      Но не случилось. Нет, иногда встречались отдельные  элементы этого " круга" , но потом оказывалось, что они залетели ошибочно. Ну не повезло, и что теперь? Слава Богу, что у детей есть этот " свой круг": огромное количество друзей: общие интересы, совместные мероприятия. По крайней мере, впечатление было именно такое. А если поглубже, тоже ведь неизвестно...
    Нет, никаких "поглубже"! Всё хорошо! Уж у них-то обязательно должно быть всё  хорошо. Просто обязано! А она уж как-нибудь... В конце концов, как говорила та же бабушка , у каждого своя судьба, как ни крути и хоть убейся.
Всегда можно с головой уйти во что-нибудь, вот тебе и круг. И "свой", и спасательный.
     Дуня заварила чай в красивом чайнике и взялась за статью.


Рецензии