Портрет политрука на краю Харьковского котла

 

       199 стрелковая дивизия 29 июля 1941 года получила пополнение, 1900 человек. Среди них было несколько десятков выпускников спецкурсов Мухоморова при Полтавском тракторном училище.
    О троих пойдет речь в этой истории.
Все были односельчанами (уроженцы Запсёлья Кременчугского района Полтавской области) и одногодками, 1923 года рождения.

  Две фамилии оказались рядом в списке подразделения Мухоморова, под NN 301 и 302 МИКОЛЕНКО АЛЕКСАНДР МЕФОДЬЕВИЧ и СПЕРАЙЛО ПАВЕЛ ИВАНОВИЧ.

  Слово жителю г.Гребенка, гвардии старшине запаса:
« Я, Николенко Александр Мефодьевич, настоящим подтверждаю, что Операйло Павла Ивановича, 1923 года рождения уроженца села Запсёлье, я знаю как односельчанина и по совместной службе в рядах Советской армии,  то есть мы с ним 1 июля 1941г по спецнабору были призваны в армию и направлены на спецкурсы политработников при Полтавском военном училище.
  По окончании курсов в августе 1941г были направлены в Действующую Армию, служили в одной роте 199 стрелковой дивизии Юго-западного фронта. Были призваны в армию Кременчугским горвоенкоматом.
  Во время наступления на фашистские орды в сентябре 1941года в районе с.Василивка Козельщанского района Полтавской области Операйло Павел Иванович пал смертью храбрых на поле брани. Не успев его похоронить, как меня ранило осколком снаряда и я был эвакуирован в госпиталь.
             Подпись, 22 апреля 1957 года».

   Ещё в электронной базе данных Министерства обороны «Память народа» осталась написанная карандашом идентификационная записка Павла Ивановича из солдатского медальона, он похоронен в Васильевке, в 17 километрах от родного Запсёлья…

    Немцы переправились через Днепр 5 сентября 41-го именно в том месте, которое сводный полк контролировал месяцем раньше, до убытия под Нижнеднепровск. Ударная группа наших войск, в которую входила и 199 стрелковая дивизия пыталась ликвидировать захваченный немцами плацдарм на левом берегу Днепра с 9 по 12 сентября. 11 сентября был убит Операйло и ранен Николаенко. Немцы навели переправу и смяв наши войска, устремились в район Лохвицы. 15 сентября 1941 года две танковые группы – Гудериана с севера и Клейста с юга – встретились в районе Конотопа и отсекли огромные силы Красной армии на левом берегу Днепра.

   Политбойцу НИКОЛЕНКО повезло, он не попал в Киевский котёл и продолжал воевать до конца войны. ОПЕРАЙЛО и САУТА не повезло, каждому по-своему…
     Потерять человека – можно по-разному. Безвозвратные потери – это одно, снять с довольствия , послать похоронку.
   Пропал без вести – тоже потеря,  самая неприятная.
   Но не суметь найти – это почти то же самое, что и потерять!

    Некоторые Полтавские курсанты потеряны  для нас, но это не обязательно трагично.
      Если бойцы из списка Мухоморова  не попали в базу данных "Память народа" – это не означает что они погибли, может быть, остались живы-здоровы, вернулись с войны не награжденными. Не пропали бесследно, а не оставили следа!

   Мог бы не оставить следа и третий герой этой истории САУТА Борис Антонович, уроженец села Запсёлье 1923 года рождения.
    Его фамилию можно найти в обильном, на тысячу строк списке Мухоморова.  Его номер в этом списке 636-ой.
       Второй раз мелькает эта необычная фамилия, без инициалов в документах училища , в списке раненных красноармейцев сводного полка оставленных в госпитале в Кобеляках (см. http://proza.ru/2021/07/20/880).

     «Память народа» позволяет проследить его судьбу до конца  войны благодаря двум документам.
   Первый  - свидетельство о его награждении в 1985-ом юбилейным орденом Отечественной войны.
   Второй, составленный в июле 45-го, имеет статус «документ о потерях» и примечание «попал в плен 27.05.1942 (освобожден в апреле 45-го)». Харьковский «котел» 42-го...

    Заполнен в фильтрационном лагере НКВД со слов опрашиваемого: последнее место службы 199 стрелковый полк, замполитрука.
     Номер полка такой же как номер дивизии где служили его друзья Миколаенко и Операйло.

     Как в советской лотерее: номер сошелся, но серия другая.
   Но я по-любому в выигрыше. Ведь полк с таким номером был в 304-й стрелковой дивизии, о которой справочники сообщают:
«К началу сентября 41г. 304 сД находилась в районе Золотоноши, где заканчивала укомплектование. В первых числах сентября 41г. противник форсировал Днепр  в районе Дериевки и успешно расширял свой плацдарм. Свежая 304сд была  введена 6 сентября в бой для контрудара по противнику в районе Христичи, Жуманиевка однако успеха контратака не имела и под напором превосходящих частей противника отошла на участок потрепанной 300сд.
 С 9 сентября ударная группа 38А(212, 340, 300, 199сд, 5КК, 3, 142тбр) перешла в наступление, стремясь ликвидировать плацдарм противника, но успеха наше наступление не имело.
   12 сентября с Кременчугского плацдарма противник нанес удар в тыл частям ЮЗФ, что привело к окружению всего ЮЗФ...

    Оборона 38А оказалась прорванной и к 17 сентября наши части откатились к Полтаве.
С 19 сентября части 304 дивизии, находясь в составе 38А, прикрывают харьковское направление, находясь в 120-ти километрах западнее Харькова.

    К 26 сентября дивизия занимала оборону в районе Максимовки, сев. Карловки...».

   Ирония судьбы: политбоец Саута, раненный под Дериевкой 12 августа, после излечения был направлен в то же место, откуда началась его недолгая военная карьера.

    Сюжет сложился как в кино: 18-летние ребята из приднепровского села Запселье по окончании курсов Мухоморова защищали в августе 41-го свою родную землю; один из них в составе сводного полка (Запселье всего в 25 километрах от Кременчуга, где он был два месяца назад призван в армию, в 65 километрах от Дериевки, где принял первый бой).
  В начале сентября три друга встретились вновь ненадолго,  плечом к плечу сдерживая натиск прорвавшегося через Днепр врага. И расстались.
    О всей троице помнит «Память народа»: хранит автограф Операйло из его солдатского медальона.
    Автограф Николенко подтверждающий смерть земляка.
    Фотографию Саута, попавшего в плен под Харьковом - запечатленный миг между прошлым и будущим...

   Самое место этим фамилиям на Стене Памяти Полтавских курсантов http://proza.ru/2020/12/22/1731.
   
      
ПРИМЕЧАНИЕ.

    Сосед по списку подразделения Мухоморова политбоец КЛЕМБЕТ (записан под под N 300 как Кенстбет Иван Ефимович), тоже служил в 199 сД.

  Земляк МИКОЛЕНКО, СПЕРАЙЛО и САУТА, награжден юбилейным орденом Отечественной войны в 1985-ом, 1923 года рождения,  уроженец села Потоки, что от Запсёлья всего лишь в 17 километрах.

   P.S.
   Андрей Мефодиевич Николенко в 1988г встречался с однополчанами в Белой Церкви (по воспоминаниям Соколова-Ченебека).


 


Рецензии
Спасибо за интересное расследование судеб фронтовиков.

Игорь Леванов   30.07.2021 09:31     Заявить о нарушении
Мы с Вами оба - самовыдвиженцы!

Вы - на должность референта по Северному Сиянию. Я - на дневального по сводному полку Полтавского тракторного училища.

И авторы книг для одного читателя...

Евгений Пимонович   30.07.2021 10:10   Заявить о нарушении
Вам удалось правильно выразить суть.

Игорь Леванов   30.07.2021 10:59   Заявить о нарушении
Азъ есмь. Мы есми. Оне суть. Формы БЫТИЯ

Евгений Пимонович   11.08.2021 11:56   Заявить о нарушении