Будущее

03.12.2018. Мне грустно наблюдать тот незнакомый мир, что наступает на меня со всех сторон. Смотрю на него слегка со стороны, общаюсь преимущественно с теми, кому за 70. - Такого возраста авторы преобладают на сайте воспоминаний. Мне уютно в этой компании. Представляю, как плохо себя чувствуют те, кому за 80. Но, будучи фаталистом и консерватором, я верю, что как бы ни менялся мир, все вернется на круги своя. Эту веру поддерживает воспоминание о революции 1917-го года, которая радикально изменила все стороны жизни. Впрочем, это она создала тот самый, знакомый мне мир, который сейчас мне представляется приятным, а о том, что ему предшествовало, я лишь могу предполагать.

Готов поверить в закат Европы, России, - чего угодно, но не в закат цивилизации. Возможно, развитие идет волнами, - спад и затухание сменяют Возрождения. По ощущениям, мы сейчас на спаде. Но если прочитать авторов былых времен, такое ощущение присутствовало всегда, если не принимать всерьез восхищенных революционеров. Моя позиция, - как у Блока в "Двенадцать", у которого безобразные картинки послереволюционного Петрограда завершаются странными словами: "В белом венчике из роз - впереди Иисус Христос".

Обращаю внимание на позицию, - "Впереди". Не позади, не в стороне, не пассивное благословление, - нет, у него ведущая роль инициатора и вдохновителя. Я бы отвернулся от автора таких строк, как это сделали его друзья из поэтических или просто интеллигентских кругов. Но, по логике, это слова глубоко верующего человека, который не сомневается в том, что Бог присутствует во всех деяниях, и ведет в направлении, ему известном, и не следует обращать внимание на сопровождающие это восхождение ужасы утрат. - Стержень цивилизации сохранится и укрепится.

В этом смысле, я солидарен с Блоком, он выступает как фаталист. Я считаю себя неверующим, что может абсурдно звучит по отношению к тому, кто называет себя фаталистом (фатум = судьба = Бог). В моих представлениях, однако, позиция другая, человечество "не тянут вперед", его "толкают снизу". Будущее - неизбежный результат предыдущего состояния, его определяет непогрешимая логика, которая выше желаний отдельных личностей, или всего общества. Если же принять некую "руководящую и направляющую" силу и признать ее ответственность за все происходящее, присутствие Бога должно быть постоянным, и мы должны бы его ощущать. Я верю в физику, верю в "Большой взрыв", допускаю вмешательство Бога в его осуществление, но далее происходит самостоятельное развертывание мира...

21.12.2018. У жизни всегда есть светлые и темные стороны. Это не полосы, как говорил персонаж советского фильма. И не шарик, который крутится перед нами, или мы вокруг него. Я вижу два других образа. - В одном из них - солнце закрывают налетающие тучи. В другом присутствует изначальная кромешная тьма, в ней то справа, то слева вспыхивают и гаснут огоньки, на мгновение освещая пространство ярким светом. Я оптимист, выбираю пасмурный день. Впрочем, ясная ночь и блуждающие огни тоже привлекают.

У нас намечается ясный зимний день, что бывает редко в декабре. Впрочем, моя позиция - наблюдателя, вижу солнце или звездное небо преимущественно сквозь оконный стеклопакет. И потому не должен испытывать ни радости, ни огорчения по поводу того, что происходит во внешнем мире.

Однако, это не так! Как советский человек я не могу быть безразличен к тому, что происходит за окнами моего дома. Весь советский уклад был ориентирован на то, чтобы это не было безразлично. Внешнее принимало вид соседей в коммуналке, оно извлекало из дома, сталкивало с пассажирами общественного транспорта, с коллегами по работе. А дома оно звучало музыкой и голосами постоянного включенного репродуктора радиотрансляции.

Я с огорчением отмечал, что мой сын вырос под телевизор, а внук - под Интернет. Но я же и сам рос под «радиоголоса» и, хотя бы потому, не должен быть похож на представителей предыдущего поколения, выраставшего в тишине с естественными голосами, с живой музыкой гармонистов, гитаристов в театрах и городских парках. Однако, есть что-то внутри, что снижает внешние влияния и позволяет нынешнему человеку понимать своих предков. И пока мы будем чувствовать душевные движения, изложенные древними авторами, можно утверждать: "Человек остается самим собой".

Что бы ни происходило, мы можем только наблюдать и участвовать в движении. Сопротивление бесполезно! За долгую жизнь мы уже много чего потеряли, заменили, постоянно пытаемся приспособиться к новым условиям, хотя чем дальше, тем это все хуже получается. Что было мило, а теперь ушло, когда-то тоже было новым и заменило нечто, что было приятным для наших дедов и отцов. Нет ничего постоянного в окружающем материальном мире. Придется смириться, или искать какие-то душевные константы. Но нет уверенности, что они существуют.

Надвигается всеобщая и полная цифровизация жизни. Это будет примерно то, о чем я мечтал в молодости, чему хотел посвятить свою жизнь. - Я был увлечен электронными моделями, и об этом была моя первая серьезная статья, опубликованная в киевском журнале "Электронное моделирование". Действительность превосходит мои ожидания, что должно приносить удовлетворение, хотя бы как у Маяковского: "Радуюсь я, это мой труд вливается в труд республики!". И пусть личное растворилось в социальном, могу сознавать, что я к тому причастен.


Рецензии