Глава 17. Новая настоятельница

В декабре 2003 года сняли с должности монахиню Софию и прислали новую настоятельницу монахиню Параскеву Убасеву. Её тоже привёз владыка Тихон. Потом он ночевал у нас в монастыре в сторожке. А утром служил Литургию иерейским чином. Мы пели, а новая матушка с двумя своими послушницами молились. Первым делом она нам сделала замечание, почему мы пели «Во Царствии» так долго, что владыка устал стоять с Евангелием. Могли бы, мол, и сократить.

 
Нам давали шанс исправиться и быть послушными. Но мы были регулярно на связи с батюшкой. Он настаивал, благословлял и требовал, чтобы мы были верны идее, духу. Каких только он не подбирал слов, чтобы мы прониклись и держали оборону. Хотя было уже понятно, что правда не на нашей стороне. Монахиня Параскева не была в чём-то перед нами виновата. А он настраивал нас против неё. Из-за этого было много недоразумений, за которые сейчас стыдно и хочется попросить прощения. Это, наверное, невыносимо, когда против тебя двадцать человек. Она была такая же молодая весёлая сестра, как и мы. Несколько лет она подвизалась на Кипре и знала греческий. Могла прочитать акафист Пресвятой Богородице на греческом наизусть. Она покупала нам экзотические фрукты на трапезу и живых карпов.

 
Полгода мы мучили её и мучились сами. Она была регентом в Новодевичьем монастыре. И здесь ей благословили создать приличный хор вместо наших знаменных завываний. Но у нас не было благословения от батюшки участвовать в этом деле. Поэтому мы делали вид, что не умеем петь многоголосьем. Она быстро поняла, что многие из сестёр музыкальны, но упрямятся.

 
Каждый шаг мы делали по благословению батюшки. А он в свою очередь пытался все спрашивать у лаврского старца схиархимандрита Михаила Балаева. Сам он к нему попасть не мог и поэтому звонил Наталье Головиной, которая была преподавателем в МДА. И, по её словам, чуть ли не келейницей у этого старца. Таким образом, каждое наше действие должно было пройти через три звена и при этом не получить искажения.

 http://proza.ru/2022/11/22/1317


   Фото из личного архива.


Рецензии
Вечера доброго Вам, Надежда!

А знаете, подобные интриги испанского двора, хотя, наверное, правильнее было бы назвать это обычной мышиной возней, как нельзя лучше иллюстрируют тезис о том, что обитель ни в коем случае нельзя превращать в инструмент собственных амбиций.
Но, как видим, здесь обе стороны решили, что называется, потешить свое эго.
И по сути вышло, что два десятка сестер, равно как новая настоятельница, судя по всему, женщина-то очень неплохая, стали настоящими заложницами этой странной "как бы войны".
Вот так и представляешь после этого - а что могут подумать о жизни в обители те люди, что видят такую ситуацию со стороны?
Такие ситуации и в мирской жизни часто выглядят очень неприятно, что уж говорить о монастыре.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   16.12.2025 20:13     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Сергей! Спасибо большое за прочтение и отклик! Безусловно ситуация ужасная. Но в то же время оборачиваться на мнение мирских людей было бы неразумно. Самые страшные бунты - это религиозные и монашеские в том числе. Эта ситуация подобна, например, такой истории в семье: мать многодетного семейства заявляет своим детям, что отныне папа ей надоел, и она нашла детям другого. И он(другой) теперь будет главой семьи, его подобает бояться, уважать и слушаться беспрекословно. Маленькие дети, возможно и смирятся. Но если детям лет 10, 12, 15 и так далее? Тоже возникнет бунт, причем может быть тайный, а может и явный. Все будут выражать неприятие и негатив, особенно в первое время. Так и в монастыре. Это не работа, где сменился начальник. Это большая семья. И смена настоятеля режет на корню все предыдущие обычаи, все устои. С работы ты хотя бы можешь вернуться домой и отдохнуть. А здесь ты сутками с другим начальником, он может тебя невзлюбить, ты его не знаешь, он тебя не знает, естественно ты боишься его. Я писала, уже зная, чем закончилось. А тогда это было самое садистское решение - поменять настоятельницу. Это была настоящая травля и для неё, и для нас. И архиереи это прекрасно понимали. Они метили территорию, показывали, что они истинные хозяева нашего монастыря. Ни одним монашеским уставом не разрешено ставить во игумена брата или сестру из другого монастыря. Это нарушение всех святоотеческих законов. Также нарушение ставить чужих архиереев на кафедру, чужих незнакомых священников. Хоть это и постоянно делают в последние десятилетия, но это большой грех для священноначалия. Архиереев не имеют права переводить с кафедры на кафедру, но постоянно переводят. Такие у нас руководители жестокие и безумные. Любящие ломать людей об колено. С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   16.12.2025 23:34   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.