Глава 32. Катастрофа

Жизнь продолжалась. НаташаМ уехала в Москву с Анатолием Михайловичем, отцом мон.Софии. У НаташиМ была проблема с ногтём на ноге, и она не могла ходить. Нужно было делать операцию. А нас ожидал огород. Планировалось вскопать обширную территорию, целину вокруг дома, чтобы посадить капусту и морковь. Отец Михаил переживал, что нечем будет нас кормить зимой. Огромные земли готовились под картошку в деревне Горны. В картошке отец Михаил видел наше спасение.

 
В воскресение Антипасхи (следующее воскресение после Пасхи) мы собрались в храме в ожидании отца Михаила, чтобы ехать на службу в поселок Хвойная. Но он за что-то обиделся на нас и не приехал, оставив нас дома, а с собой взяв своих жену с дочерью. Когда мы пришли из храма домой, ин.Варвара одела клобук своей мамы, мон.Марии задом наперёд. Она знала, что так хоронят монахов, и ей было интересно примерить клобук таким образом. Мы её как всегда останавливали в её опытах над монашеской одеждой. Потому как в силу возраста она была пытливой и любила пошутить.


А вечером был организован чай с песнями. Сёстры решили спеть песню «Ты не пой соловей». Уголовник Валера слушал насупленно до конца. А потом в сердцах сказал нам: «Вы не имеете права петь эту песню. Нужно много поскорбеть, чтобы она зазвучала у вас!» Я смутилась от его замечания, а мать Татьяна спокойно согласилась: «Он прав!» Мы были рафинированные маменькины дочки против этого Валеры.


Когда наступил тот трагический памятный четверг, разделивший нашу жизнь на «до» и «после», мы находились на огороде возле дома. Мать Ольга на меня наорала за что-то касательно посадки семян, и я, обидевшись, решила уйти с послушания. Я залезла на чердак, где меня никто не смог бы найти и погрузилась там в горестные размышления и себяжаление.

 
Вдруг слышу голос ин.Варвары. Она поднялась на чердак и звала меня по имени, но я не хотела откликаться. Она сказала: «Надь, если ты здесь, то откликнись, батюшка с мамкой разбились на машине!» Я выскочила из укрытия и прокричала без голоса: «Неправда, не может быть! Они же живы? В больнице?» И удивилась, что голоса почти не было. «Не знаю, Надь, сейчас Колька звонил, может ещё это не они». Мы спустились ни живые, ни мёртвые вниз. Там был у всех настоящий шок. Мать Татьяна впала в театральную истерику и кричала: «Господи! Это жестоко! Забери меня! Почему Ты меня не забрал? Это вы все помешали поехать мне с батюшкой и умереть!» У Аннушки тоже была истерика. Она вопила низким голосом что-то бессмысленное и несвязное.

 
Мать Наталья неожиданно сообщила нам, что у батюшки был тайный постриг в мантию с именем Михаил, о котором никто из сестёр не знал, кроме неё. Мы даже не задумались, за что ей такая честь. Но теперь вместо знакомого и дорогого батюшки отца В отталкивающе звучало его новое имя иеромонах Михаил. Всех оглушало и придавливало огромное невыносимое горе. Позвонил отец Михаил Ложков по местному телефону и сказал, что это они, и Наталья Маркова ещё жива в реанимации. И что он сейчас придёт. Последняя надежда погибла. Многие плакали. Другие не могли есть за ужином. Все успокоительные лекарства из аптечки были разобраны. Отец Михаил нас подбадривал.

 
Ночное дежурство в храме было отменено, вместо этого отправились читать Евангелие и Псалтирь по двое. Ночью пришло известие, что Наталья Маркова скончалась в больнице. До кого-то из сестёр дошло: вот что произошло после Пасхи! Вот о чём предупреждал отец Андрей!

 
Удивительно стойко переносила двойную потерю ин.Варвара. То ли из-за молодого возраста она не совсем понимала, что случилось, то ли стресс так выражался, но она даже подбадривала некоторых. К утру я свалилась, не в состоянии понимать ничего. Сон о смерти отца Андрея оказался вещим дважды. Смерть батюшки тоже сбылась. И я пожелала, чтобы батюшка, явился во сне опять и что-нибудь сказал. Многие желали этого. Но он не явился. Более того, когда я проснулась, мне стало гораздо хуже, чем было до того. Проблема не исчезла.


Как с этим жить! Весь смысл жизни казался исчерпанным. Словно солнце для нас зашло навсегда.


 http://proza.ru/2022/11/26/1166
 


.  Фото из личного архива, место аварии на Минском шоссе, 272 км


Рецензии
Вечера доброго Вам, Надежда!

Горько такое читать...
Смерть человека, кем бы он ни был, всегда тяжелый удар для тех, кто его знал.
Все же следует признать, что любая встреча в нашей жизни оставляет след на нашем сердце.
Знаю по собственным ощущениям - иной раз даже смерть малознакомого человека вызывает тревогу и отзывается неприятным холодком в груди. И думаешь порой, ведь в жизни бесконечно собачились, уж прошу прощения за такое выражение, с этим человеком, но подишь ты, человек умирает, а на сердце тяжело.
А уж о тех случаях, когда умирает кто-то из близких, и говорить нечего - ощущение такое, словно их сердца вырывали кусок. Понять и принять смерть бывает очень непросто.
Что же до вещих снов... Знаете, вполне можно в это поверить, доводилось сталкиваться с подобными вещами. Иной раз даже думаю, что кто-то свыше предупреждает нас о грядущем, вот только всегда ли мы внемлем предупреждениям?!

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   21.12.2025 19:38     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Сергей! Та смерть глубоко всех нас потрясла. И ощущение было очень явственное именно Божиего страшного вмешательства. Об этом боялись даже подумать, но чувствовали в глубине души, что это наказание за что-то. Настолько оно было адресным и беспощадным. Мы понимали, что дальше бороться уже не сможем. Нам как будто голову отрубили. Как написано в Священном Писании "Поражу пастыря и рассеются овцы". Так и с нами в итоге произошло. Значит, неугодна была Богу наша община. И Вы очень правы, что перед лицом смерти забываешь все обиды. Это нормально, человеческая здоровая психика прощает перед смертью все. Но вот много раз встречала священников, которые не хотели умирающих причастить из-за несоблюдения каких-то формальностей. Например, курил человек всю жизнь. И не мог бросить, и из-за курения его лишают причастия в смертельный час. Или парализовало монахиню, речь пропала и все. Это тоже священники считают препятствием к принятию Святых Таин. А так-то даже в канонах церкви очень многие грехи прощаются перед лицом смерти. Даже если человек несет епитимию за грех убийства или блуда, его должны причастить в случае смертельной опасности или болезни. Но, видимо, теперь если повезёт, и попадется сочувствующий священник. Спасибо большое Вам за отклик и сопереживание! С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   22.12.2025 00:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.