Глава 49. Пьяные объятья

В монастырь постоянно приезжали разные люди, трудники, паломники и важные гости. Как-то раз приехала одна дама, весьма приличного вида. Она помогала нам на кухне чистить картошку, перебирать крупу и делать другие несложные послушания. В беседах она рассказала, что является бабушкой бывшего насельника монастыря инока Саввы. Савва ушёл давно. А теперь вернулся помогать делать кирпичную кладку на соборных стенах. И остался на зиму. Мы с братией старались совсем не общаться. Но бабушка имела свои понятия на этот счёт. И обмолвилась о своём желании женить внука на хорошей, доброй девочке.


Через какое-то время бабушка уехала, и Савва тоже поехал в свою Белоруссию. Возвращаясь же в монастырь, он застал нас на подворье в Дорогобуже и торжественно объявил: «Выйдите все! Я должен поговорить с Надеждой наедине!» Все послушно вышли, даже Раиса Егоровна, округлив глаза, убежала на улицу. Он подошёл ко мне, и заплетающимся языком сообщил, что должен передать кое-что от бабушки. Он раскинул криво руки и обнял меня. Я вспомнила в этот момент свою любимую бабушку, которая всегда меня учила не кричать на пьяных и не делать резких движений. Я аккуратно освободилась от его рук. Отошла подальше и сказала: «Савва, вам будет стыдно потом за своё поведение!» Он замахал указательным пальцем перед моим лицом и заплетающимся языком проговорил: «Мне никогда не будет стыдно за мою бабушку!»

 
После этого происшествия я перепугалась не на шутку. Я пошла в храм на службу и стала там колотить земные поклоны, прося Бога, чтобы меня не выгнали из обители. Я уже прекрасно понимала ложность нашего положения, самая хорошая сестра в мужском монастыре ценится ниже самого худшего брата. То есть я была в шаге от вылета. Мне было очень тошно и страшно. Я должна была сообщить начальству и подписать себе приговор. Я решила поговорить с игуменом Тихоном. Он более других внушал мне доверие. Отец Тихон проявил великую тактичность. Он сказал: «Если стесняешься, я могу сам бате рассказать». Я обрадовалась такому покровительству. И уже считала, что всё позади. На следующий день инока Савву за пьянство отправили домой. А я ещё исповедовалась отцу Петру. И он закричал на весь храм, потеряв как всегда над собой контроль: «Ах, он, негодяй!»


   http://proza.ru/2022/11/30/782



   Фото из личного архива, ин.Савва (п.Тимофей?)


Рецензии
Вечера доброго Вам, Надежда!

Могу представить, каково было Вам в то момент, когда подобный субъект, образно говоря, начал проявлять свои чувства.
И в обыденной-то жизни ситуация крайне неприятная - думается мне, большинство нормальных (это подчеркну!) женщин восприняло бы такие, прошу прощения, "знаки внимания", с легким, а может, и глубоким отвращением. Что уж говорить о женщине, решившей посвятить себя служению Всевышнему.
При любом раскладе ситуация выглядит компрометирующей, а уж для монастыря, дальше некуда... Тут, пожалуй, остается надеяться на мудрость и тактичность святых отцов, хотя отлично понимаю, что далеко не всегда это возможно.
А еще, честно скажу, немного... Да, что там немного, прилично коробит то положение, при котором, цитата из Вашего эссе - "самая хорошая сестра в мужском монастыре ценится ниже самого худшего брата"...
Конечно, с религиозной точки зрения на женщине как будто лежит печать "первородного греха", чего опять-таки, моя душа категорически не приемлет, но все равно - ну зачем же так-то?

С глубочайшим уважением,


Сергей Макаров Юс   27.12.2025 19:34     Заявить о нарушении
Вечера доброго Вам, Сергей! Спасибо большое Вам за отклик! Это тот случай, когда больше помнишь о последствиях, чем о произошедшем. Не знаю, как описать свои ощущения, я настолько была вне себя, что мне казалось, я наблюдаю происходящее со стороны. И не имею отношения ни к этому брату, ни к бабушке. Как будто кто-то позвонил и ошибся номером. Никакой неприязни или симпатии, а тем более отвращения. Отвращение - слишком сильное чувство, чтобы мне его в тот момент ощутить. Я чувствовала себя, наверное, как учительница на уроке, когда один из учеников решил нарушить дисциплину. Но зато потом, когда я пошла петь службу, море помыслов обрушилось на меня. И не знаю, как дожила до конца. Казалось, что буквально завтра меня выдворят с позором из обители. И с небывалой яркостью я ощутила наше ложное положение в этом монастыре.
Грех Евы был искуплен. И Матерь Божия считается новой Евой, которая победила лукавого. Но земные женщины не утратили своей природной слабости. И здесь не про ум, не про способность управлять государством, например, или вершить великие дела. А про чувства, через которые враг (диавол) женщину уловляет в свои сети. Через чувства женщина быстрее мужчины находит Бога, но также через чувства она легче выбирает диавола и ступает на ложный путь.. Через чувства она тонет сама и мужчину топит. Поэтому и считается женщина слабым полом, нуждающимся в направлении и поддержке. Мужчина менее эмоционален. Это как дом в котором меньше окон и оттого теплее. А женщина - это дом с открытыми всем ветрам окнами и дверями, заходи кто хочет. Через эмоции действуют духи злобы поднебесной. Женщине кажется, что эмоции - это хорошо, но их приносят бесы. Они как радостные, так и тяжелые, разрушительные и по большому счету совершенно ненужные. Поэтому счастье, когда мужчина и женщина друг друга слышат, понимают и дополняют. У одного разум, у другого сердце, а вместе они сила.

Я, конечно, с Вами согласна, что женщина и мужчина в очах Божиих равноценны, в мужском монастыре свои весы, там в качестве насельника может быть использован лишь мужчина. А женщина все равно кандидат на вылет рано или поздно. Увы.

С уважением и теплом,

Эмилия Лионская   28.12.2025 00:27   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.