Душа Города
Вы спрашиваете, кто я? Ну, тут и вовсе всё просто. Звать меня Григорием – но все кличут дядей Гришей. Я местный старожил: всю жизнь прожил в Городе, никуда ни на день не отлучался! Сейчас лавкой на торговой площади заведую. Оттого и знаю всё, что у нас тут происходит. Да ещё и новости из внешнего мира первым узнаю: дом мой вторым от въезда в Город стоит, а раньше и вовсе первым был. Так что встречал я практически всех, кто в Город приезжал, только было таких раньше очень мало… Сейчас-то всё иначе, да: гостиница полнёхонька, каждый день кто-нибудь да приезжает. Вот и вы тоже: сразу видно, первый раз здесь! С такими удивлёнными глазами здесь все ходят, кто первый раз приехал. Ну ничего, сейчас я вам всё подробно расскажу.
Да, раньше-то наш городишко совсем захолустным был… Один человек это изменил! Не верите? А вот и зря: уж я знаю, о чём говорю: это сосед мой. Ну ладно-ладно, сейчас всё сами узнаете…
Я говорил уже, что встречал всех гостей, кто к нам в Город заезжал. Вот и в тот раз так же случилось. Сидел я у себя в гостиной, вечер уже был – как вдруг увидел в окно человека. Шёл он пешком со стороны дороги – а у нас поблизости и населённых пунктов-то нет, только большие города, но до них ехать по два дня! «Сколько же прошёл этот путник?» – подумал я, и выбежал из дома его встречать.
Он был страшно усталым – похоже, шёл несколько дней подряд. Я его сперва напоил-накормил, отдохнуть ему дал – а на следующий день мы уж разговорились.
– Ты откуда будешь? – спросил я своего гостя, когда мы сидели за чашечкой чая после обеда. По сравнению со вчерашним он выглядел куда лучше – отдохнул, посвежел – но глаза у него были погасшие…
– Много откуда, – вздохнул он, пожав плечами. – Я много где бывал…
– А чего ж к нам пешком пришёл? Выдохся весь, еле ноги волочил вчера!
– Так уж вышло, – он снова пожал плечами.
– А как же тебя звать-величать?
На этот вопрос он долго не отвечал: думал с минуту или две. Потом всё же произнёс:
– Можете называть меня Леонидом. Так звали моего очень хорошего друга. Думаю, он был бы не против, если бы меня тоже так звали.
– А идёшь-то ты куда? В город А. или Б.?
– Ни в один из них. Меня нигде уже не ждут…
«Ну и дела! – подумал я. – Что ж за гость ко мне пришёл? Даже имени своего не называет, всё темнит, от всех ответов уклоняется! Видать, тяжёлая у него была жизнь, натерпелся малый… а может, и наоборот, сам чего натворил. Надо бы к нему приглядеться повнимательнее…»
Приглядывался я, каверзные вопросы задавал – но не увидел в Леониде этом злого человека. Зато увидел, что он был очень усталым – не так, как бывает после долгой дороги – а душевно усталым. Всё ему надоело, ни на что у него настроения не было. Похоже, и впрямь сильно ему досталось раньше… Не стал я лезть в дела прошлые, решил в настоящем интерес к жизни у своего гостя пробудить. Позвал его к себе в лавку, помогать, он и не возражал. Так и жили какое-то время.
Постепенно обжился наш Лёня, пообвык, переселился в домик по соседству с моим – как раз тот, первый от въезда в Город. Появилась у него одна причуда – полюбил он встречать всех гостей, кто в Город приезжал. Не хуже, как я его встретил когда-то – всех накормит, напоит, обогреет, с каждым поговорит по душам. Разговоры эти у него всегда надолго затягивались – к каждому человеку он подбирал свой ключик, изливали гости ему душу, а он все их рассказы внимательно слушал, да делал пометки в блокнотике. Что он там себе записывает и зачем – никому он не говорил, хотя многие спрашивали.
Так вот проходило время. Я стал замечать, что Леонид после разговоров с приезжими словно оживает, глаза его живым огнём загораются и настроение улучшается. «Неужели, – думал я, – Леониду в нашем городе так плохо, что он радость находит только в общении с приезжими?» Не давал мне покоя этот вопрос, но я так и не решался поговорить с Леонидом. К счастью, вскоре всё разрешилось само собой.
Было это однажды в воскресный день, когда был в Городе базарный день. В лавке я сам управлялся, а Леонид был своими делами занят. И вот, в самый разгар дня услышал я веселые детские голоса:
– Дядя Лёня, а расскажи ещё! Ещё сказку!
– Ну ладно, – ответил им мой сосед. Давненько не слышал я у него такого весёлого голоса… – Слушайте.
Он начал рассказывать, но полностью истории я не услышал – Лёня с детьми отошли от лавки, а ребятишки своими восклицаниями и вопросами частенько перебивали рассказчика. Похоже, вместе они чудесно проводили время – меня это не могло не радовать, хотя и порядком удивило: никогда раньше не видел, чтобы Леонид так мило общался с детьми.
Вечером того же дня, когда мы вместе возвращались домой, я обратился к соседу:
– Не думал, что дети к тебе так тянутся. Много сказок знаешь?
Он улыбнулся – как мне показалось, несколько печально – и ответил:
– И сказок, и не только… всё здесь, – и с этими словами он достал из кармана блокнот в кожаном переплёте – тот самый, в который что-то записывал, разговаривая с приезжими!
Я, ничегошеньки не понимая, глядел то на Лёню, то на его блокнот. Сосед вновь улыбнулся и продолжил:
– Знаешь, дядь Гриш, я ведь коллекционер, только необычный – собираю добрые истории, которые мне другие люди рассказывают. Оттого и беседую с каждым. Что они мне готовы поведать, то и записываю. Если дарят мне историю, разрешают другим рассказывать, я и рассказываю. От чужих историй, знаешь, много хорошего может быть. Сам небось знаешь – «Сказка – ложь, да в ней – намёк»…
– «Добрым молодцам – урок»… Как же, слыхал. А у тебя, выходит, и не сказки вовсе.
– Почему же? Я и сам ведь не знаю, что у меня в блокноте правда, а что вымысел – не беру с людей слово чистую правду говорить да быль рассказывать. Что могут рассказать, то и принимаю в коллекцию. А ребятишки вон, слушают, им интересно. Может, и усвоят для себя что нужное или интересное.
– Что ж, может, оно и так… Чудной ты, Лёнька!
– Уж какой есть. Теперь уж не переделаешь, – пожал плечами сосед.
Остаток дороги мы молчали. Я всё размышлял над словами Леонида – неужто и впрямь от чужих историй может быть какая польза? Ведь люди порой и своих ошибок не видят, на своём опыте не учатся – а тут чужие истории… Однако знал я, что Лёнька – парень умный, и напраслину твердить не станет.
Прошло ещё какое-то время. Всё больше горожан начали приходить к Лёне за историями – а тот и рад был, рассказывал с удовольствием. Многие из местных и сами ему чего-то рассказывали – а он всё записывал в книжечку… Вот что уж правда чудно – всё это время я у него видел один и тот же блокнот, кожаный, потёртый, исписанный почти до конца – можно подумать, он у него и вовсе бесконечный!
И постепенно – я это ясно замечать стал – люди меняться начали, как-то открытее стали, добрее, мечтательнее… Прав Лёня оказался – добрые истории и тех, кому рассказаны, делают добрее. И даже сам наш Город будто бы светлее стал да просторнее – видите, сколько сейчас людей на площади, и вроде не тесно вовсе?
Кстати, после того, как все эти чудеса стали с Городом случаться, и путники стали к нам чаще приезжать – будто притягивал их Лёня. А тот и доволен! Только вот Лёня у нас один, а желающих истории послушать много – так ведь и рассказчиков теперь приличное количество! И тогда решили мы на городском совете построить для всех наших – теперь уже наших общих – историй большую Библиотеку. Решено – сделано. Вон там, видите огромное здание? Похоже на сказочный дворец, правда? Это и есть она, наша знаменитая Библиотека. Там теперь живут истории. А вместе с историями – знания. Потому что без них никуда. У нас теперь жители страсть, какие умные! А всё потому, что стали много книг читать. Мы ведь не только свои истории записали – нам книги отовсюду везут, откуда только путники не прибывают! Хорошо, в Библиотеке для всего места хватает. Так что это теперь наша главная достопримечательность. И даже, я бы сказал, Душа нашего города. Стоит она на площади Вдохновения, а рядом бульвар Чтения, проспект Информации, Книжная аллея, Интеллект-сквер… Это уже после строительства Библиотеки такие названия придумали – раньше-то всё было обычным. Город вон тоже обычным был. А теперь – Библиогород! Мы все им гордимся. И им, и Леонидом, без которого ничего такого бы и не было никогда. И рад я за него – нашёл парень своё призвание, на своём месте он здесь. Его здесь много кто теперь Рассказчиком зовёт.
Ну, надеюсь, вам у нас понравится. Зайдите обязательно в Библиотеку, поглядите там на всё, почитайте книжку хорошую. Леонида найдите – пока я рассказывал, он уже уйти успел – пообщайтесь с ним, не пожалеете!
Спрашиваете, какие у нас тут ещё чудеса есть? Походите по городу, сами и увидите! Хотя есть ещё чудо, о котором надо рассказать. Помните, Леонид так назвался в честь своего хорошего друга? Недавно он открыл проход прямо из Библиотеки в один небольшой городок, который был очень дорог этому другу. Сказал, что такими чудесами, как наша Библиотека, нужно обязательно делиться с друзьями. А в том городке, как он сам говорит, он всех считает друзьями. А сами вы откуда, говорите? Из Касимова? О! так значит, вы и есть из того городка, вот ведь здорово! Ну тогда точно Лёня рад вам будет.
Ну, на этом я с вами распрощаюсь, пожалуй. Свидимся ещё, моя лавка на торговой площади стоит, с правой стороны, найдёте. Спрашиваете, рассказал ли я Лёне историю? Рассказал, и не одну. Только вы лучше это у него спросите – он-то точно вам получше меня расскажет…
Свидетельство о публикации №223100701578
С новосельем на Проза.ру!
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ:
Список наших Конкурсов: http://www.proza.ru/2011/02/27/607
Специальный льготный Конкурс для новичков – авторов с числом читателей до 1000 - http://proza.ru/2023/10/01/219 .
С уважением и пожеланием удачи.
Международный Фонд Всм 11.10.2023 10:18 Заявить о нарушении
Спасибо за приглашение, отправила заявку!
Дина Динкэйр Галкина 16.10.2023 18:12 Заявить о нарушении