Рецензия - Я посмотрел сериал СССР

На фото я молодой, мне 30 лет, а на дворе 1973 год, и это почти десять лет до начала событий в фильме «СССР», там шёл 1982 год.  Вот и получается, что я ближе по возрасту не к двадцатилетнему Сергею и всем главным героям фильма, а к его отцу Ивану Андреевичу и его жене Ирине Антоновне, чем к самим молодым героям. Которые, как специально и удачно подмечено создателями сериала, и олицетворяют саму аббревиатуру страны СССР – Сергей, Семён, Самвел и Роман.
Но в данном случае мой возраст не помеха для моего понимания того времени, а скорее, это даже ПЛЮС для сравнения с современной жизнью.
Вот исходя из этих данных я и постараюсь описать свои впечатления о просмотренном СЕРИАЛЕ длиною в 10 часов.

Эта рецензия, написана в 2023 году, когда мне уже - 80 лет.
А как будет дальше я пока НЕ знаю.

При всей моей придирчивости к подобным реконструкциям, как бы по сути моей прожитой жизни в СССР, в этот раз - я просто ПОТРЯСЁН большими совпадениями.
Я имею в виду не свою ЖИЗНЬ, а именно то время, в котором я также жил как и герои фильма.
Практически все эпизоды из этого фильма адекватны тому, как это было, опять же в моём понимании, а это очень важно, так как именно эти понимания  у всех совершенно РАЗНЫЕ. И это особенно в тех ситуациях, в которые попадают герои по сценарию фильма, это действительно чувствуется, так как подобное я наблюдал своими глазами, пусть даже где-то со стороны.
Конечно, в реальной жизни трудно представить такое количество самих экстремальных ситуаций, свалившихся на них за каких-то десять серий, а это всего несколько часов, но если учесть, что в фильме, естественно, отсутствует промежуточная РУТИНА того, что находится между самими ситуациями, то всё это многообразие происходящего становится совершенно закономерным и естественным, если события растянуть на целые двадцать лет.

Очень удачно и правильно использован приём вкрапления реальных кадров того времени в ситуации с героями фильма. Я бы даже несколько удлинил эти эпизоды хроникальных моментов, и уж конечно исключил бы повторы этих кадров, которые таким как я известны и очень заметны, но в этом желании скорее личная заинтересованность увидеть своё прошлое.

Достаточно удачно подобраны артисты для исполнения героев фильма, все ребята талантливы, а главное, вжились в образы героев реально, насколько можно современным людям представить себя в образе своих дедов и родителей. Я думаю, мы люди прошлого действительно в чём-то другие уже даже внутренне, но это скорее придирка и ошибочное понимание СЕБЯ.
Удивителен и сам сценарий, практически всё отображено без ОСОБО нарочитых приукрас и ВПОЛНЕ реально на удивление, но вот именно в этих моментах видно, что ребята стараются быть другими такими как допустим я когда-то был, а на самом деле они из сегодняшнего времени, и мне, как ни странно вам покажется, всё равно это ЗАМЕТНО. Да и реквизит, хотя и хорош, но чувствуется не совсем с плеча героев, но вполне замечательный, натуральный, но не ежедневно ношенный именно ими годами. Вот и машины слишком идеально новые в смысле их покраски, даже где-то лучше, чем сошедшие с конвейера для того времени. Но это уже просто придирки, в музеях мятых и ржавых для съёмок фильма найти трудно. Особо это всегда заметно по грузовым машинам, их кузова как правило из новых досок, в это НОНСЕНС для реальности того времени.
 
Конечно, сцены с фарцой и путанами наивны и далеки от реальности любых дней, что наших сейчас, что тогда. И это видно, даже для меня, который сам мало в этом понимает, многое выглядит смешно. А вот с костюмом и шляпой у РОМАНА с огромным количеством значков, хотя всё очень и весело и забавно получилось, и это даже ФАКТ, так действительно было, но НЕ для восьмидесятых годов, такие увешанные значками - это скорее пятидесятые годы. Тогда был фестиваль молодёжи и студентов, и мы впервые увидели настоящих ИНОСТРАНЦЕВ, даже чёрных, которые у нас называются НЕГРЫ, без всяких унижений в этом слове. В нашем понимании того времени быть НЕГРОМ - это быть настоящим тружеником и борцом за СВОБОДУ.
А вот что точно стопроцентно из моего времени - то это борьба за МИР и СВОБОДУ, именно два этих понятия не то что ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ - это безусловный ФАКТ буквально для всех в СССР. Любой призыв к ВОЙНЕ просто немыслим в то ВРЕМЯ, и реально НАКАЗУЕМ, так как война с фашистами не те пустые слова для нашей современности о мифических ФАШИСТАХ, которые просто НАЦИОНАЛИСТЫ.
А это хотя и плохо во многих случаях, но совсем не то, что ФАЩИЗМ со своей агрессивной идеологией господства одних над ДРУГИМИ.
 
Все комсомольские дела и собрания в чём-то слишком утрированы, причём, в сторону формализации, на самом деле там тогда была СМЕСЬ формальности с реальностью всеобщей мечты о светлом будущем. Но в основном  все же передан дух уже того явного формализма в этой идеологической структуре под названием ВЛКСМ, и всего того, что к тому времени вообще перестало существовать в реальности. Особенно отсутствовала ВЕРА во что-то общенародное, вот эта дурь ОБЩЕГО для всех совершенно отсутствовала даже в начале моей жизни, не то что за все 80 лет.
Но опять же я сам комсомольцем стал за двадцать лет до этих событий, показанных в сериале, и уже с барабанами никто не ходил и в горны не трубил.
Так что не подумайте, что мы ещё продолжали быть настоящими комсомольцами, такими как "Павка Корчагин" в романе ОСТРОВСКОГО "Как закалялась СТАЛЬ". Мы уже тоже мало во что верили коммунистическое, и практически все искренне ненавидели СТАЛИНА за его бесчеловечные репрессии, которые все знали по родственникам и просто соседям по дому, и о которых стало известно после его смерти просто официально из печати и радио. Но ЛЕНИН для нас в то время ещё СУЩЕСТВОВАЛ как идеал будущего - это можно и нужно признать.
Многие продолжали верить, если бы ЛЕНИН жил долго, то всё было бы по другому.
И во времена перемен Никиты Сергеевича ХРУЩЁВА страна сильно преобразилась, особенно в вопросе открытости для всего МИРА.
СТАЛИН практически был "НЕВЫЕЗДНОЙ", Кремль - ДАЧА, вот все его поездки, а ХРУЩЁВ поехал в МИР: Индия, США, одно это уже полная противоположность, но самое главное - прекратились бесчеловечные СТАЛИНСКИЕ РЕПРЕССИИ. Конечно, за счёт этих репрессий БЕСПЛАТНО было построено буквально всё самоё тяжёлое и трудоёмкое, но вот как-то во всём МИРЕ смогли создать то же самое и даже лучше, без этих репрессий и миллионов заключённых.
 
И потом, при БРЕЖНЕВЕ, и особенно после его смерти, у народа вопрос «КАК ЖИТЬ ДАЛЬШЕ», что был действительно при смерти СТАЛИНА, уже не возникал СОВЕРШЕННО.
Такой вопрос был реально у многих при смерти СТАЛИНА, а при смерти БРЕЖНЕВА вся страна уже полностью была готова идти куда угодно, хоть в КАПИТАЛИЗМ, причём, с большим желанием - это ФАКТ.
Именно поэтому все капиталистические нововведения ГОРБАЧЁВА принимались на УРА. А о том, что капитализм превосходит нашу действительность, понимали буквально ВСЕ, естественно, кроме совсем старых и ещё идейных КОММУНИСТОВ.
Но, наиболее рьяно рвалась в капитализм именно верхушка молодых партийных из комсомольского руководства. Именно секретари райкомов первее всех поняли, что получать буквально всё из их закрытых от народа магазинов - РАСПРЕДЕЛИТЕЛЕЙ, гораздо хуже и мельче, чем если иметь личные капиталы, и приобретать всё, что угодно самим и везде во всём МИРЕ.
Вот и получается, что практически все ОЛИГАРХИ - это комсомольские и партийные ФУНКЦИОНЕРЫ. И к тому же они многие дети этих старых КОММУНИСТОВ.
 
А вот у власти после смерти БРЕЖНЕВА действительно образовался тупик приемников. Если народ уже ни во что не верил, почти открыто это показывал, то у власти отсутствовала замена ВЫСШЕГО руководства - стопроцентно. Что, кстати, в фильме хотя и скромно, но показано так же вполне правдиво, хотя и на троечку.
ГОРБАЧЁВ принял страну, готовую РАЗВАЛИТЬСЯ хоть ЗАВТРА.
Да его потому и поставили руководить, что всё рушилось, а на него не жалко было всё свалить, мол, молодой.
Чего с него взять?
Вот что является горькой ПРАВДОЙ.
Пустые полки уже были до ГОРБАЧЁВА, а он с этими пустыми полками умудрился продержаться ещё ПЯТЬ лет, на большее время ему не удалось.
Да и то не по его вине.
ГОРБАЧЁВ совершил очень хитрый ход. Так как дать всем ЕДУ у него не было возможности, то он вместо еды дал всем СВОБОДУ говорить правду, и это действительно сыграло основную роль предотвращения от стихийных волнений.
Народ верил ему и ждал улучшений.
И потом, у ГОРБАЧЁВА совершенно не было желания разваливать СССР.
Да и зачем ему это?
Ведь он был первым президентом именно СССР, так что кто угодно, только не ОН.

Самый большой вклад в развал СССР внесли ГКЧПисты.
Именно они всё УСКОРИЛИ и УГЛУБИЛИ. Желание ВСЁ вернуть ВСПЯТЬ - самое глупое, что можно было придумать именно в тот момент, когда ГОРБАЧЁВ явно пытался, сохранив СССР, поменять экономику по примеру КИТАЙЦЕВ. Но вот именно ГКЧПисты сорвали его ПЛАНЫ.
Сами ГКЧПисты совершенно искренне верили, что народ мечтает вернуться в прошлое, в котором они сами очень КОМФОРТНО жили.
Вот это и есть их наиглавнейшая ошибка.
Народ так не ЖИЛ, как они.
И эта ошибка повторяется практически везде и у ВСЕХ, кто пытается РУКОВОДИТЬ теми, кто живёт совсем не так, как они сами.
Руководители, "благодетели народа".

Даже отец семейства Иван Андреевич – по сути идеальный коммунист прошлого, который хотя и на низшем уровне, но всё же получающий дополнительные блага, уже к ГОРБАЧЁВСКИМ временам сильно сник, и это не из-за возраста – он просто устал и всё надоело, и это также правильно отображено. А если учесть, что он почти моего возраста, и только чуть старше, то он вполне мог быть ТАКИМ потерянным, так как та малость в нашем возрасте имела большое значение для формирования наших личностей. Его ещё учили в школе по СТАЛИНСКИМ учебникам, а меня уже по ХРУЩЁВСКИМ, а это две больших разницы, как говорят в ОДЕССЕ.
Сталинское обучение прославляло СТАЛИНА и его систему, а Хрущёвское разоблачало его злодеяния и призывало к свободе мыслей.
Мне это понятно, вот мы и стоим с ним совершенно на противоположных позициях как тогда, так и сейчас, у меня много вопросов из-за такого обучения ко всему происходящему. Меня в школе действительно учили к самостоятельному МЫШЛЕНИЮ, вот так мне повезло по случаю. А вот мою бывшею жену, с которой у меня разница всего в десять лет, уже при БРЕЖНЕВЕ опять стали учить по старому, без всякого самостоятельного МЫШЛЕНИЯ. Вот и получается, как только учат НЕ мыслить самостоятельно, значит в стране ДИКТАТУРА, а это либо фашизм, либо коммунизм.

Жена Ивана Андреевича, Ирина Антоновна - мама Сергея и Веры, практически идеальная женщина для такой семьи, и все её ошибки совершенно естественные для того времени, как у настоящей обычной мамы ДОМОХОЗЯЙКИ именно их круга ОБЩЕНИЯ.
И те бесчисленные нашествия друзей их детей - вполне реальная ситуация для того времени. Практически в МОСКВЕ мало кто останавливался в гостиницах, и в основном там были командировочные, а просто приезжие часто жили у знакомых или родственников. Именно так и было.

Образы ДЖУНЫ и КАШПИРОВСКОГО, хотя и представлены не совсем реальными и даже в чём-то комичными личностями, но сама суть с нами происходящего и реальное помешательство многих на то время в стране, всякой ЧЕРТОВЩИНОЙ очень похоже.
Правда, есть небольшая оплошность, КАШПИРОВСКИЙ воду не заряжал - это делал ЧУМАК, это его личная находка, и многие действительно верили ЕМУ, а может и сейчас верят. Кстати, на тот момент отсутствия ВСЕГО с совершенно пустыми полками в магазинах - это было даже полезно, что не говори, а вода была у всех - да ещё и бесплатно.

Энергичная героиня ЖЕНЯ, хотя и обманщица, но с огромным чувством фантазии и сочувствия к окружающим, она чуть ли не главный ГЕРОЙ этого фильма. Она совершенно интересный неординарный человек, и её пофигизм и цинизм смешан с внутренним благородством, она единственный стопроцентный РЕАЛИСТ во все периоды, показанные в фильме. Но иногда даже она не угадывает происходящее, как и с кем надо вести на данный момент событий, так или этак, и это тоже очень реалистично и правильно показано.

СЕРГЕЙ, хотя по сценарию и главный герой, но он идеалист, конечно, похож на отца, и по этой причине готов на всё, лишь бы быть ДРУГИМ, лишь бы не как его родители. Но жизнь его тащит по их стопам, и это происходит уже даже при новых обстоятельствах в самой стране.
Внутренне сопротивляясь, он всё же начинает понимать разницу нового момента и в будущем вполне может стать обладателем заводов и пароходов, на худой конец ЯХТЫ.
Его жена ИЗОЛЬДА также дочь своих родителей, но ей очень мешает патологическая врождённая ревность, если она сможет эту ревность победить при всём своём цинизме ко всему, она и сама свою яхту любым путём получит, правда, если быт, как и многих, не засосёт её окончательно.

САМВЭЛ - армянин, жених и муж  ВЕРЫ, очень хороший парень и человек, и даже постепенно стал  настоящим художником, особенно после всего им пережитого, и режиссёры фильма наконец подобрали вполне правильные для него работы, в смысле картин. Я думаю, с помощью его друга ДАВИДА ГАЛЕРЕЙЩИКА, он вполне может стать серьёзным художником.

Образ СЕМЁНА требует отдельного описания. Именно здесь на удивление раскрыто то, что и не поддается правильному пониманию для многих и тогда и сейчас.
Как так удалось столь правильно раскрыть эту щекотливую тему?
Я вполне искренне УДИВЛЯЮСЬ.
Хотя сам я не ЕВРЕЙ, но у меня есть много друзей, которые именно тогда решали для себя эту очень непростую проблему отъезда, и не только в ИЗРАИЛЬ, но и вообще по всему МИРУ. Именно так многие и уезжали, именно так всё происходящее их и толкало на такой поступок. Кстати, и АРМЯНСКИЙ вопрос хорошо раскрыт рядом с еврейским на примере галерейщика и художника ДАВИДА, вот это ВСЁ очень правильно, как говорится, «НЕТУ СЛОВ».

Пожалуй, на этом можно и закончить свои ВОСХИЩЕНИЯ и замечания.
Я действительно очень рад и даже удивлён, что кто-то создал такой фильм.
А так как это не кто-то, а совершенно конкретные люди, то я искренне им БЛАГОДАРЕН и советую всем смотреть и понимать, что в те времена было многое и похуже, а некоторое может даже и получше. Но самое главное, мы тогда были молодые, а молодость хороша сама по себе, не взирая на происходящее вокруг.
О том, что требуется продолжение повествования, нет и речи.
Но именно продолжение гораздо ТРУДНЕЙ для отображения современной ПРАВДЫ. Лично по себе, так я просто не представляю, как это можно отразить ПРАВДИВО на данный момент, хотя бы на том же УРОВНЕ, что удалось в первом сезоне.
Но в любом случае было бы интересно посмотреть на нашу действительность глазами КИНЕМАТОГРАФИСТОВ, что не говори, а фильмы остаются свидетелями истории.


В виду отсутствия комментариев на мою рецензию к фильму в «ПРОЗЕ.РУ», я решил разместить мною выбранные комментарии к фильму прямо от зрителей с моими ответами ИМ.

МОИ ОТВЕТЫ НА -
КОММЕНТАРИИ К ФИЛЬМУ ИЗ ЮТУБа.
 
@eee-wy2on
11 часов назад
Да.. Надо. Было ещё тогда.. "ЭТУ".... Перестройку..??? . ПРОДАЖНУЮ .... ЗАПРОГРАМИРОВАННУЮ
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
Вот как вы себе представляете, если бы не было ПЕРЕСТРОЙКИ тогда?
Получается, либо вы не жили тогда, либо у вас полностью отсутствует память реальности того времени и есть только память ваших ЖЕЛАНИЙ на данный момент.


Комментарий.
@user-ig8kq7sf3q
16 часов назад
Все врут друг другу в фильме, а комментарии пишут какой хороший фильм. Обалдеть
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
Вы оцениваете фильм по тому, что делают герои самого сериала?
А если в фильме кого-то убили, то фильм плохой, там показали убийство.
Вы понимаете, что написали?


Комментарий.
@EnglishTeacher777
1 день назад
Ну да, затягивает и интересно. Но неправдоподобно многое. Ну в жизни таких как Женя, не терпят. Такие вещи обычно не прощают. В реальной жизни ей могло хорошо прилететь за ее делишки.
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
Вы правы, ЖЕНЯ не сахар, но злые шутки только с РОМАНОМ, но не забывайте, все герои её любят, а РОМАН в особенности, даже больше СЕМЁНА, она и есть самый РЕАЛИСТ жизни из всех персонажей картины, именно поэтому фильм этим на удивление РЕАЛЕН.


Комментарий.
@user-lm3oc7dj4u
1 день назад
Такое ощущение, что те, кто написал восторженные отзывы, посмотрели только первую серию))).
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
По-своему вы правы, да, и по-моему вы правы. Фильм ОЧЕНЬ хорош, но совсем не тем, чем восторгаются зрители. Фильм просто во многом кричит о мерзости той жизни, но у всех смотрящих ЗАСТЛАНЫ глаза, и это совершенно необъяснимое явление лично для меня.


Комментарий.
@user-lm3oc7dj4u
1 день назад (изменено)
Столько отзывов прекрасных. И никого вообще не смущает, насколько опупели сослуживцы Сергея. Заявляются жить, как к себе домой – без звонка, без телеграммы.... Да и еще квартира родителей. Не было такого никогда. А Изольда – смесь Сандры и Кабаевой. Забавно. Но она ведь тоже еврейка. И нормально живёт, работает. А Семёна загасили. Как так-то???? И очень поднадоело, что юных играют 30-летние. Не дают молодым актёрам места в кино. Ну и ещё. Сергей говорит девушке, что в фильме "Вам и не снилось" всё плохо кончилось. В фильме как раз всё хорошо. Это в книге гг умер. Режиссёру и сценаристу сериала огромная двойка.
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
Зря вы так думаете, именно тогда люди, имевшие квартиры, постоянно испытывали наезд даже незваных гостей. Никаких гостиниц раньше вообще не было, а если и были, то в основном для командировочных. Про СЕМЁНА как раз все очень правильно, лично у моих друзей было так. ИЗОЛЬДА персонаж как того времени, так и современности, она практически РЕАЛИСТКА, как и ЖЕНЯ, но её ревность ей мешает жить, а у ЖЕНИ ревность придаёт ей сил. Хотя по мне ревность - это ЗЛО для всех ревнивцев. 
А артисты потому и в возрасте, что им играть целую будущую жизнь героев.


Комментарий.
@user-kq2ui8de1p
1 день назад
М-да...забыли как стукачили друг на друга, как в очередях стояли за синюшной курицей, постоянный дефицит, как евреев притесняли, как армян хачами называли и называете, как украинцев хохлами...ну и конечно всемирное зло - Америку ненавидели.. сколько пересажали по тюрьмам людей ..
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
1 минуту назад (изменено)
А вы уверены, что они забыли?
А мне кажется , что они этого и не знали, и самое печальное, и не ЗНАЮТ не только то, что было, но и то, что ЕСТЬ сегодня. А мы вот с вами давайте спорить, кто из нас не прав. А они не спорят, они все как один верят во что угодно, но это не в ВАС и не в МЕНЯ. А фильм этим и ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ, там именно такие люди.
Они просто НАШИ, и у них будет всё в дальнейшем, как есть СЕЙЧАС.


Комментарий.
@queenmargo6832
11 дней назад
Господи, какой ужас был. Но, впрочем в россию все возвращается. Северная Корея вам в помощь. Рабы системы, которую сами же и выбрали.
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
Вы много рецензий прочли? ПУТИН виноват только в одном, что он их не перевоспитывал, он просто делал им то, что они сами так хотят и мечтают. Если бы после 91 года сразу цену на нефть подняли в 10 раз, то бы назад может быть и никто не захотел. А так всё ушло как в песок, особенно на то, что сейчас.


Комментарий.
@linanoname1331
2 дня назад
За время просмотра фильма я так привязалась к Рогдаю, хороший пёс, но роль у него слишком однозначная. Нет, ну правда, зачем он нужен там? И потом - странно они запирают дверь изнутри - на ключ, и каждый раз берут ключ с полки и открывают. Странно как-то.
Ответить
Мой ответ.
@user-zr8wn1nm8u
0 секунд назад
Я так же часто подмечаю мелочёвку, особенно в тех фильмах, которые по крупному ЛАЖА. Но здесь, именно по КРУПНОМУ всё в порядке.
Вы что, ничего серьёзного не заметили?
Вы что много РЕАЛЬНОГО видели в других фильмах последних лет о прошлом?


На этом, пожалуй, хватит, там тысячи высказываний, и на все можно возражать.
Вот такая сила у ИНТЕРНЕТА, разве можно было представить такое ТОГДА, да одно это стоит МНОГОГО.


Рецензии
Спасибо Вам за такой глубокий разбор-анализ фильма (по сути, сериала). Моя мама была 1950 года рождения, я родилась в 1981 и мы уже существенно по-разному смотрели на мир и жизнь в нашей стране. А сейчас я отчетливо понимаю и ощущаю этот совершенно новый, иной виток жизни - на примере уже взросления моей дрчеи. Вы правы, фильмы - свидетели истории страны и ее общества. Мне тоже понравился сериал, и потому ваше мнение для меня особенно ценно.
Спасибо!!!

Мария Кутузова Наклейщикова   11.01.2026 01:46     Заявить о нарушении
Ответ МАРИИ.
Здравствуйте, МАРИЯ.
Я рад, что вам понравилась моя оценка происходящего в СЕРИАЛЕ. Ваша мама, конечно, очень близка к моему поколению, но, как ни странно, я однажды был очень сильно удивлён на примере из собственной жизни.
Так сложилось, что в моей жизни произошли три очень важных события именно для меня лично. Причём, они произошли, как говорится, не по моему ХОТЕНИЮ, а по совсем другому ВЕЛЕНИЮ.
Наверное, и я в чём-то виноват, а может и нет, но вот школьная любовь ИРИНА ушла к другому через 7 лет, а потом и ровесница вашей мамы также ВЛЮБИЛАСЬ, но не быстро, а через двадцать лет, так что мы успели друг друга узнать достаточно хорошо. А вот вы сами ровесница нашему младшему сыну КИРИЛЛУ, так что, как видите, сама жизнь у всех именно в периодах СХОЖА. Самому сейчас уже 82, и с третьей женой ЛЕНОЙ мы уже пережили все те женитьбы - 29 лет стукнуло.
Так вот, если есть желание, можете прочесть мою биографию, она вполне забавная, почти как этот СЕРИАЛ получается.
http://proza.ru/2010/06/17/1444
А я хотел сказать о случае, который произошёл с женой ЛИЛЕЙ, что ровесница вашей маме. Мы с ней уже прожили десять лет, и однажды совершенно случайно у нас зашёл разговор о СТАЛИНЕ. Естественно, в то время ЛЕНИН, СТАЛИН, считай, почти родственники, все знали с пелёнок, кто они такие. Именно по этой причине мы и не говорили о них, а что говорить, если все и так их знают.
Так вот, к нашему общему удивлению мы вдруг выяснили, что я знаю СТАЛИНА только как тирана, самодура, и как исчадие АДА, а она, к моему удивлению, о нем совершенно другого мнения, и знает его как отца НАРОДОВ и даже освободителя от всякой нечисти.
И это после того, что десять лет мы живём вместе, ни на день не разлучаемся. Конечно, я ей высказал всё своё, она мне всё своё, я поудивлялся, она тоже поудивлялась, и мы прожили ещё десять лет, совершенно наплевав на наше общее удивление. Даже я сам сейчас удивляюсь, почему на нас так мало это открытие повлияло. Вот если ей сейчас об этом рассказать, то боюсь, она и не вспомнит, хотя СТАЛИНА продолжает любить. На мой взгляд, точно такая же картина была бы практически у ВСЕХ именно в то время.
Просто в СССР совершенно отсутствовал ПОЛИТИЧЕСКИЙ интерес и политическая ситуация ВООБЩЕ.
Совершенно никого не интересовала ПОЛИТИКА.
Всех интересовал только БЫТ.
Где что купить, а, вернее, ДОСТАТЬ.
Купить было нельзя НИЧЕГО, любую мелочь, включая еду, надо было ДОСТАВАТЬ, именно через знакомых и друзей. От политики совершенно ничего не зависело для твоего существования. Уже 70 лет никто никого никуда не выбирал, любое голосование было стопроцентной формальностью. Открытое, закрытое при любом голосовании всегда было либо одно предложение, либо один ПРЕТЕНДЕНТ на любое место.
И за эти 70 лет совершенно все забыли, как должно быть, причем, что СТАЛИН, что ХРУЩЁВ, что БРЕЖНЕВ, сами по себе противоположные, а всё в целом совершенно ОДИНАКОВОЕ, лишь бы что-то ДОСТАТЬ с чёрного хода, вот главная задача для ВЫЖИВАНИЯ.
Постоянная пугалка ИМПЕРИАЛИЗМОМ никого не страшила, все прекрасно знали, как там живут, и только мечтали так жить.

А вот в 1991 году, вот здесь не до ШУТОК, здесь ДЕЙСТВИТЕЛЬНО в корне всё поменялось, а теперь просто смех до слёз.
Если главное реально ВЕРНУТЬ, то опять ничего не станет, а если главное не возвращать, то всё опять же, в смысле НИЩЕТЫ, вернётся, только времени много потребуется.
ЧАСТНАЯ собственность - это было и есть ГЛАВНОЕ.
Но и без ЧАСТНОЙ собственности больше 70 лет не протянуть, НЕМИНУЕМО наступит 1991 год, либо вообще смерть.
КИТАЙ - это стопроцентная частная собственность, всё остальное МИШУРА.

Так что ЖЕЛАНИЕ продолжить сериал - дело ХОРОШЕЕ, только, я думаю, этого не будет лет двадцать ТОЧНО.
Вот такие дела, МАРИЯ.
С уважением, ЭДУАРД.

Эдуард Ратников   11.01.2026 14:51   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.