Сильвио против графа - на чьей стороне Пушкин?

В образе Сильвио Пушкин собрал свои самые отрицательные черты. Картежник, скандалист, любитель застолий, дуэлянт – при этом небогатый и, возможно, оттого особенно гордый. Постоянная готовность повсюду видеть обиду, стремление тут же дать обидчику сокрушительный отпор – это про него, про Пушкина. По этой причине его порой даже побаивались: слишком яростно он показывал, что ему наплевать как на свою жизнь, так и на чужую. Хотя, справедливости ради, отметим, что в трех десятках дуэлей он никого не убил, да и до стрельбы дело доходило далеко не всегда.

А вот в образе графа мы снова видим Пушкина, но уже другого. Граф – баловень судьбы, он первый, так сказать, по рождению. Он богатый, красивый, знатный и так далее. Но и Пушкин тоже избранный, он поэт от Бога. Здесь он Номер Один, и с этим никто не пытается спорить. Они оба – первые, просто каждый по-своему.
 
Поначалу граф и Сильвио во многом схожи – во всем видны лихость, бесшабашность и наплевательское отношение к жизни. При этом граф даже переигрывает Сильвио, причем вовсе не за счет своего богатства, а при прочих равных условиях. Это не Моцарт и Сальери, где гений противостоит ремесленнику: поначалу они одного поля ягоды.
 
Зачем Пушкину понадобились два схожих персонажа? А не затем ли, чтобы отразить в образе графа свои мечтания об уходе туда, где начинаешь иначе относиться к жизни? Для поэта таким прибежищем всегда представлялась семья. Он неоднократно пытался жениться, но все время что-то мешало этому. И вот, сидя в Болдино, он вновь фантазирует на эту тему: его граф порвал с мальчишеским прошлым и обзавелся превосходным семейным очагом. Казалось бы, идиллия, но…

И тут две ипостаси поэта вступают в схватку друг с другом. Граф не стал трусом, однако же появление Сильвио приводит его в трепет. Ему уже не наплевать, убьют его или нет – он обрел счастье и не хочет его терять. Если раньше, поедая черешни, он спокойно предлагал сопернику отложить его выстрел на любое время, то теперь все изменилось: он просит Сильвио выстрелить поскорее.

Женился – и занервничал? Да, именно так. А что будет после женитьбы с самим Пушкиным?

Пока он холостяк по сути, но уже женатый в мечтах. Он уговаривает сам себя, что после женитьбы, мол, начнется новая жизнь, которую он будет ценить. Но что же делать в ситуации, в которую он сам загнал своих героев? То есть сам себя?

Пушкин заставил графа поунижаться – тянуть жребий, стрелять первым, видеть любимую женщину на коленях перед врагом… Пушкин-Сильвио одержал победу над Пушкиным-графом.

Выбор между счастьем и гордостью оказался для героев повести безрадостным.

А сам поэт не отказался от дуэлей и после женитьбы. Что тому причина, отсутствие ожидаемого счастья в браке или неприятие для себя любой возможности подвергаться унижению, не столь важно.

Невольник чести должен был погибнуть.


Рецензии
Дорогой Михаил, сильно написали "Невольник чести должен был погибнуть"

Лиза Молтон   03.01.2026 19:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Лиза.

Михаил Колодочкин   04.01.2026 07:42   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.