Самуил
После четвертого курса вся их группа проходила практику на сверхсекретном, поражающим своими масштабами московском военном заводе. Самуил, как лучший студент, попал в конструкторское бюро, которое занималось усовершенствованием артиллерии. На собеседовании с ним начальник сказал, что Красная Армия должна быть готова к войне и перед заводом поставлена задача разработать какое-нибудь новое супероружие, которое способно в нужный момент ошеломить будущего врага. Неспроста лозунгом армии считается выражение «Артиллерия- бог войны» и поэтому отделу, где Самуилу предстоит проходить практику, поручена разработка новой мощной артиллерийской установки. Начальник сказал, что у конструкторов имеется в разработке несколько направлений, но если у Самуила появится какая-то новая идея то следует обращаться прямо к нему.
Когда Самуилу оформили допуск к секретным материалам, то его вместе с другими практикантами повезли в подмосковную Кантемировскую дивизию знакомиться с образцами находящимися на вооружении артиллерии. Он был поражен мощью и разнообразием самых разных пушек и минометов. Казалось, что уже больше и изобретать нечего, есть оружие на любой даже самый изощренный вкус. Вернувшись в общежитие, Самуил первым делом отправился в библиотеку и взял несколько книг по истории артиллерии, пытаясь почерпнуть из них идеи о суперпушке. Оказалось, что над усовершенствованием пушек работал еще сам Леонардо Да Винчи и уже в те далекие времена предложил систему залпового огня, когда стволы соединяются большой группой в десятки пушек и стреляют по вражеским укреплениям одновременно, нанося большой урон. Самуил подумал, что эта идея наверняка уже разработана, но в то же время он не мог припомнить что бы им показывали такие системы в дивизии. Дальше он вычитал, что идею великого Леонардо пытались осуществить в наполеоновские времена, но после того как несколько стволов из группы взорвалось, разнося все вокруг, эту идею отмели как неосуществимую. Самуил подумал, что при современном прогрессе в технологиях, может быть появилась возможность создать такую систему и начертил на листе ватмана многоствольную пушку с приваренными друг к другу в виде пакета стволами, руководствуясь набросками Леонардо из учебника. Слегка опасаясь за плагиат и побаиваясь оказаться полным идиотом, Самуил пришел на следующий день к начальнику в кабинет и развернул перед ним чертеж. К изумлению Самуила оказалось, что тот никогда ничего подобного не видел и похвалил за смекалку. Начальник забрал чертеж и сказал, что покажет его куратору из главного штаба армии.
Через насколько дней начальник сам прибежал к Самуилу в бюро со словами: «Ну и натворил ты делов, Самуил!». У него сердце упало и даже как говорится «с лица сбледнул» предчувствуя, что-то нехорошее – «как бы не посадили, времена-то не шуточные, всех вокруг сажают».
Начальник отвел его в сторонку и рассказал, что куратор отчитал его за то, что никому в их бюро раньше такая идея группировки стволов не приходила в голову, велел немедленно начать работы по осуществлению этого проекта и причем сразу в трех направлениях: пакетные соединения пушечных стволов, минометов, а также и направляющих для модных в то время бесствольных ракетных снарядов. В отношении Самуила, куратор приказал немедленно принять его на постоянную работу на должность старшего конструктора.
-«А как же с учебой? Мне же еще целый год учиться, а потом надо будет диплом защищать?» - спросил для порядка Самуил, у которого сразу от сердца отлегло.
-«Про это забудь. Приказ есть приказ. Забирай свои шмотки из общаги и переезжай на служебную квартиру нашего предприятия».
Самуил начал работать среди самых выдающихся советских инженеров того времени. Его знаний явно не хватало и ему приходилось упорно учиться в каждую свободную минуту. От своих знаменитых коллег он выгодно отличался терпением и сосредоточенностью на мелких деталях, которые те не редко упускали из вида. Вскоре весь коллектив пришел к выводу, что пушки и минометы на так перспективны как реактивные снаряды - ракеты. Советским разведчикам действующим в Латвии удалось тогда выкрасть разработки рижского завода ВЭФ, который в то время работал над ракетными пусковыми установками, правда никто там не догадался свести их в батареи залпового огня. Рижские чертежи намного ускорили решение поставленной задачи и даже подтолкнули правительство к выделению группы, в которой работал Самуил, в отдельный НИИ. Самуил и инженеры советского «стартапа» работали день и ночь, буквально ночуя на работе на раскладушках. Каждый день у гениальных инженеров возникали новые идеи и все они шли к Самуилу, который как «папа Карло» вкалывал у чертежной доски терпеливо и безропотно переделывая чертежи, одновременно внося исправления в расчёты коллег.
В результате этих работ, к началу войны с фашистами, Красная Армия получила уникальную, смонтированную на обычном серийном грузовике, многозарядную пусковую установку бесствольных ракетных снарядов. Когда проходили испытания опытных образцов новых установок на военном полигоне, то даже видавшие виды военачальники, стоявшие слишком близко к установкам, чуть не наложили от страха в штаны от неожиданного грохота и огневого шквала при запуске такого количества ракет одновременно. В последствии установки получили народное название «катюши», они сыграли не последнюю роль в победе над немцами, а все участники проекта, включая Самуила, получили самую престижную в СССР Сталинскую премию.
Справка: Самуил Давидович Урьев (Дубровно, Витебской области 1904 - Москва 1989) проработал около 50 лет в НИИ оборонной промышленности ведущим конструктором и наставником молодых инженеров. В США живут его дочь, две внучки и три правнучки.
Свидетельство о публикации №224031101649