Чёрная береза. сказание
Откуда же брал силы этот родник? Как он появился? Когда? Никто из старожилов не помнит. Всем известен родник. Испокон веков встречали и провожали около него уходивших в дальнюю дорогу. Пили его слегка горьковатую воду, набирали с собой, чтобы потом пить мелкими глотками, наполняясь силами родной земли. Верили, что его чудодейственные силы защитят на чужбине. Свято верили.
Поднимаясь на пригорок от родника, долго можно видеть разноликую толпу оставшихся провожающих, берёзовую рощу, кедровый бор и поля, поля… Радостно от вида бескрайнего сибирского приволья. Только чернела на фоне белых берёзовых стволов одна совсем другая берёза, с чёрным, как уголь, стволом…
Как она здесь появилась – никто не знает. Всегда была. Одна чёрная среди белых. И известна эта диковинная берёза на всю округу. Нигде больше не было похожих берёз поблизости. Не встречали…
Её подруги, белоствольные ровные красавицы часто ворчали на неё из-за чёрной особенности. Не нравилась она им. И не ствол её вызывал недобрые чувства, нет. Просто часто доводилось им слышать от людей, что знаменита она, их чёрная сестра. Помнят её и знают. Именно её, а не их, растущих рядом с родником, в белых сарафанах, стройных, зеленокудрых. Кому как не им знать тайну диковинной берёзы, да только кто их послушает? Кто поверит?.. Мы подслушаем…
Случилось это давно, в те далёкие времена, когда в сибирских лесных чащах стали появляться русские люди. Пришли. Огляделись. Начали строить дома. Поначалу немного, да со временем всё больше и больше желающих обжить благодатные вольные земли становилось. От одного облюбованного места тянулась ниточка тропинки к другому заселённому уголку. Так появились целые деревни, а тропинки перерастали в дороги. Местами ровные, прямые, но местами делающие крутые повороты, будто огибая непроходимое место. Иной раз не видно никакой преграды, а тропка вдруг резко поворачивала в сторону.
Вот на одном таком повороте и появилась диковинная для этих мест чёрная берёза. Давно. В семнадцатом веке. Случилось именно в то время, когда раскололся русский мир. Ушёл от привычного уклада. Может боль раскола заставила почернеть обычную бледную красавицу. А быть может от слёз людских, убегающих в глухие сибирские уголки, чтобы сохранить свою старую веру, и себя. Да и зачернел ствол.
С той поры росла она одиноко среди привычных красавиц. И стали примечать люди, основавшие село неподалёку от крутого поворота, да родника в берёзовой роще, что время от времени, появлялось рядом со старым чёрным деревом – новое! Да такое же чёрное!
Не просто появлялось, а именно тогда, когда очередная беда сваливалась. Когда вновь шли люди защищать страну от очередной напасти. Идут, провожают их всем селом до родника, прощаются, льют горькие слёзы, зная, что не всем выпадет счастье живым назад вернуться. Без ветра трепещут листья на чёрной берёзе…
Примечали люди: как войне очередной закончиться, так уронит ли ветром старую берёзу, или сама в одночасье засохнет и рухнет. И останется опять одна-одинёшенька молоденькая чернуха. Пока…
Четвертый век сменяет друг друга. Вновь молодая поросль подняла свою кудрявую голову, тянется вверх. Вновь над страной тучи, что эта берёза. Вновь провожают и ждут, да поглядывают на старое дерево. И один только вопрос всех терзает: «Когда же ты рухнешь?»
Горько берёзе: и за долю свою, и за мысли людские, и за Русь-матушку. Да видно, зависть и у сестриц белоствольных, и у людей, и у чужаков заморских, долго будет ещё верх брать. Глубоко засел порок. Соком отравительным, а не живительным бежит он по телам, да стволам. Не вырубить его, не избавиться, коль выводы делать не умеем, не учат уроки жизненные…
…Вот и горчит вода в роднике…
07 июня 2024 года
Свидетельство о публикации №224101701425