Село Янди в моей жизни

ГОД ИСТОРИИ И КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ ЧЕЧЕНСКОГО НАРОДА.
ЯНДИ 1997 год. Первый послевоенный год.
До основании разрушенные села Бамут, Янди, Старый Ачхой, практически полностью разрушенные села Самашки и Катар-юрт, частично разрушены все населенные пункты Чеченской Республики, в частности и нашего Ачхой-Мартановского района.
Аулы Янди, Самашки и Бамут, как особо пострадавшие села  за период первой войны ( не компании, а именно войны), мне были более ближе  тем, что  здесь в этих селах проживали мои близкие родственники, например в Самашках Галаевы и Дадаевы, в Бамуте Мержоевы, Хильдихороевы,Оздиевы,Хаджаевы, Дзейтовы, Джамалдиновы  да и молодость моя прошла в этом селе, и как педагог я состоялся именно здесь.
В  Янди  проживает моя родная сестра Петимат Шовхалова, и по этой причине с юношеских лет практически все жители этого аула стали мне своими, со многими из которых я дружил и по сей день поддерживаю связь.
Мое детство и юношество прошло в совместных футбольных баталиях с моими сверстниками из Янди, связь с которыми я поддерживал через Лечи Шовхалова.
Чтобы не возвращаться к данной теме сразу скажу, что наша футбольная команда  из Ачхой-Мартана всегда «наказывала» Яндийцев, но только в обратную стороны. За все годы, что мы сними состязались, ни один раз нашей команде  не удавалось их обыграть, и самое обидное, что  они обыгрывали нас с крупным счетом.
Ну это все  было в прошлом, в пору нашего детства и юношества.
На фотографии 1997 года, мы на первенстве Чеченской Республики среди двух возрастных групп, который проводился в разрушенном до основании  села Янди.
Тогдашний Президент Федерации  вольной борьбы Чеченской Республики Гани Даудов и я были в очень близких и добрых отношениях, и как то раз сидя в его кабинете мы поговорили на тему идеи проведения первенства Республики в нашем районе, а в частности в сс. Янди и Бамут, вернее на месте бывших селений (и Бамут, и Янди  были разрушены до основания) тем самым привлечь внимание мировой общественности к разрушениям в нашей республике.
Г1ани сразу предупредил меня: « Илес, конечно это очень гуманная миссия, но вместе с тем мы можем и опозорится если что-то пойдёт не так».
Я дал слово Г1ани, что организация турнира пройдет на высшем уровне, да и с призами я все организую.
Конечно у меня не было ни малейшей уверенности, что я найду спонсоров,  и что  мне поможет местная власть и т. д.
Не было на тот период в республике бизнеса, да и бюджет местной  власти состоял из полного нуля.
На тот период мы, учителя, за весь послевоенный год не получили ни единой копейки заработной платы, но мы понимали, что трудно всем и поэтому полностью отдавались делу воспитания наших детей.
На второй день, после переговоров в Федерации вольной борьбы, прежде чем попасть к Префекту  района ( на тот период район возглавлял Ваха Завлиев, Дала геч дойла  цунна), я встретился со своим давним товарищем ( мы были друзьями) с Главой администрации с. Ачхой-Мартан Вахой Мадиевым ( Дала геч дойла цунна).
Ваха конечно с первого раза с обидой посмотрел на меня, мол у тебя свое  же родное село так же по периферии разрушено, а ты вон куда лезешь, но  тем не менее Ваха поддержал меня и его слова по сей день остались в моих воспоминаниях: « 1алелай Илес, неха йуьртан оццул са гатдеш хилча, хьай йуртан ма гатдийр дара  ахь са», мол если ты так печешься за чужое тебе село, как же ты патриотично отнесешься к своему родному Ачхой-Мартану.
Хвала всевышнему,  вопросы решения проблем  Бамута взял на себя мой ученик, борец вольного стиля, житель этого населенного пункта Тархан  Эльдукаев, и теперь все мое внимание было приковано к Янди.
Захожу я в кабинет к Вахе Завлиеву, Префекту, объясняю ситуацию, так мол, так, хочу пригласить борцов из Грузии, Азербайджана, Турции  и провести открытое первенство Чеченской Республики по вольной борьбе.
На моих глазах Вахе стало не по себе, он встал с место, походил по кабинету и говорит: « Ильяс, ты знаешь в какое положение ты меня ставишь, ведь у меня в бюджете нет ни единого рубля».
Я понимал Ваху,  которому не хотелось позориться перед миром, ведь нужны были хоть какие то средства, но я его успокоил, дав слово что найду необходимую сумму на закупку призов.
Сбор я начал со своей родной  Мамы, которая всегда меня поддерживала.
Мама моя была швеёй, всю свою жизнь занималась торговлей, она была одной из тех, которых Советская власть называла  « спекулянтами».
Вопрос с чемпионскими лентами Мама взяла на себя, и ее ленты были на столько прекрасны и изящны, что члены Федерации вольной борьбы Республики попросили одну из лент в подарок.
На второй день Ваха Завлиев через  своего охранника вызывает меня к себе и говорит, что у него есть хороший знакомый который имеет в собственности печатную  компьютерную технику и вопрос с дипломами он берёт на себя.
Дело наше не то что сдвинулось с место, но и набрало оборот.
Я с группой  своих коллег выезжаю в Янди для подбора места укладки борцовских ковров.  Идеальное место мы определили на школьном футбольном поле.
Мой зять Русланбек  Шовхалов и его двоюродный брат Иса  Джамбулатов ( Дала геч дойла цу шинние а) которые  и так еле еле сводили  концы с концами, оповестили меня что они берут на себя  закупку  призов на одну из возрастных групп, что с одной стороны озадачило меня, в голове пронеслась мысль: « Что же я наделал, я же собственноручно обязал людей на непосильную ношу», с другой стороны я был уверен что смогу привлечь внимание мирового сообщества к разрушениям села Янди и тем самым внести лепту к восстановлению этого населенного пункта.
Через некоторое время к футбольному полю подъезжает машина. Вижу из машины выходит Леча Шаваев-Чечен ( Дала геч дойла цунна), это один из тех кто в юношеские годы  играл за футбольную команду Янди, которая  обыгрывала  нашу команду "Ачхой-Мартана" каждый раз,где бы мы не играли, то ли  в Янди, или же в Ачхой-Мартане.
Мы обнялись,  поговорили о наших планах, естественно я в разговоре озвучил свои проблемы с организацией турнира.
Леча не задумываясь, говорит: « Если эти два партократа берут на себя такую ответственность ( он имел в виду Русланбека Шовхалова и Ису Джамбулатова, они были близкими родственниками Лечи), то остальные призыв закуплю  я.
Все мои проблемы в одночасье были решены.
Не буду вас более утомлять.
Турнир прошел на высшем уровне, к селу была проложена асфальтированная дорога, проложена электролиния,  в селе частично был налажен  водозабор.
Но самое главное, нам удалось вернуть уверенность  в сердца жителей с.Янди, которые бросив все свои дела пришли на наш турнир в качестве зрителей. В тот день в глазах яндийцев можно было наблюдать  одновременно  и боль и радость, боль за потерянное имущество, и радость, что в беде их мы не оставили одних.
        На переднем плане фотографии находятся: Я ( с пакетом в руках),  справа от меня Магомед Чегарбиев руководитель Совета ветеранов спорта района и  Заслуженный тренер Чеченской Республики Шерип Джабраилов;  на заднем плане, в майке-матроске Заслуженный тренер РСФСР, президент Федерации вольной борьбы Чеченской Республиуи Гани Даудов, Леча Шаваев ( в галстуке),  Глава администрации  с. Ачхой-Мартан Ваха Мадиев ( Дала геч дрйла цунна), Глава с. Старый Ачхой Магомед Дукаев, мой заместитель на тот период  Мовлид Эзерзанов ( Дала геч дойла цунна), в дали под навесом, мастер спорта по вольной борьбе, заместитель министра спорта Чеченской Республики Умар Кадыров, человек с безгранично  доброй души ( Дала геч дойла цунна)
Мы прошли через все эти трудности не жалея себя, во имя будущего нашей родины.
Сегодня этого  многим не понять, но современники того периода поймут однозначно.
История…..


Рецензии