На слова дано мне жало в плоть
В самом деле, как соотнести избиение Иисусом торговцев в Храме с Его заповедью подставить обидчику другую щеку? Это наглядный пример того, как дословное понимание Евангелие может привести к абсурду. Для разрешения антиномии важно понимать, что Православие – религия жесткая и агрессивная, иначе она не смогла бы выжить во враждебном языческом мире. Борьба со злом не может вестись с позиций толстовщины, иначе зло многократно усиливается. Даже в уголовном праве есть концепция о рецидиве преступности от безнаказанности. Тем более, это актуально и в духовной сфере, где зло качественно выше и сильнее. Так что же имел ввиду Христос, когда говорил о второй щеке? На этот счет у Отцов и богословов существуют разные, но близкие по смыслу толкования, суть которых сводится к следующему. Нельзя зло победить злом, но только великодушием, незлобием и любовью. Как учит апостол: «Любовь все покрывает» (1Кор.13:7). Действительно любовь – единственное средство борьбы со вселенским злом. Но любовь правильно понимаемая, совершенно отличная от человеческой. Поэтому для нашего времени эта заповедь требует более глубокого осмысления, поскольку зло качественно изменилось, как изменился и сам человек, стремительно теряющий остатки нравственности и духовности.
В наше время любовь, как противодействие злу, претерпела существенные изменения. Если каких-нибудь 150-200 лет тому назад, буквальное обращение щеки к обидчику могло вразумить последнего, то сейчас это скорее нонсенс и повод для насмешек. Отечественный Патерик содержит поучительную историю из жизни святителя Тихона Задонского. Однажды он решил заступиться за крестьян, обижаемых своим помещиком. Барин, человек самолюбивый и вспыльчивый, заспорил. Святитель отвечал с кротостью, но твердо. Тот вышел из себя и, наконец, забылся до того, что ударил святителя по щеке. Владыка Тихон ушел, но скоро вернулся и пал в ноги хозяину, испрашивая у него прощения, что ввел его в такое искушение. Это так поразило помещика, что он сам зарыдал и на коленях умолял Тихона Задонского, простить его. Больше он крестьян не обижал, проявляя к ним любовь и заботу. Вот такая случилась красивая история в XVIII веке.
Теперь попробуем представить все тоже самое, но вместо помещика поставим, например, кого-нибудь из олигархов или руководителя крупной компании, а вместо святителя Тихона Задонского любого православного. Про наше священство и священноначалие я даже и упомянуть не рискну. Они, в большинстве своем, еще и добавят от себя несчастным ради хороших отношений с благодетелем. Кто пойдет и бросится в ноги начальнику ради защиты обиженных работников, которых даже не знает? Но и это не главное. Кто вернется после того, как его взашей выгонят и снова падет перед боссом, вымаливая у него прощение за то, что своими словами ввел его во искушение?! Боюсь, что такому сотруднику вызовут психушку. Поэтому заповедь Христа о непротивлении злу приобретает в современном мире иное значение, ибо православная душа русского помещика не имеет ничего общего с меркантильностью современного бизнесмена.
Любовь к ближнему должна жить глубоко в сердце, с пониманием того, что каждый человек является не только инструментом в руках Промысла Божьего, но и дьявола. Любое зло, исходящее от ближнего, нужно рассматривать, как действие врага, завладевшего душой человека. Соответственно, оказывать сопротивление злу и должно, и нужно, но как греху, а не как отмщение ближнему. Формы и методы противодействия могут быть самыми разными: от дружеского увещевания до вооруженного сопротивления. Но и в том, и в другом случае, сдерживающим фактором должна быть любовь в сочетании с ненавистью ко злу и дьяволу, избравшего ближнего своим орудием. Если такое отношение будет преобладать, то недалеко спасение от христианина.
Главный смысл заповеди Христа заключается не в том, чтобы прощать дьявола толстовским пониманием, а в пресечении желания отомстить. Именно это означают слова подставить другую щеку. Месть – могучая сила, разрушающая душу. И, если в Ветхом Завете она была силой сдерживающей (око за око, зуб за зуб), то есть пресекала междоусобицу ради сохранения Израиля, то в Евангельском учении она становится силой разрушающей, поскольку вступает в противоречие с главным христианским законом «Возлюби ближнего своего». Невозможно после нанесенной обиды сходу подставить «другую щеку». Да это и не нужно. Блаженный Иероним в толковании на эту притчу говорит: «Господь же наш, отвергая возмездие, пресекает самый зародыш грехов». Другими словами, месть – путь в погибель, по сравнению с которым, обида или уязвленное самолюбие – детский лепет. Поэтому Своей заповедью Христос как бы говорит: «Остановись, не горячись от обиды, иначе сам себе только хуже сделаешь. Подумай, как остановить зло, а не отомстить; имей трезвый ум и холодный расчет». Именно в таком контексте следует понимать слова Христа. Нередко подобные искушения являются частью Промысла: Бог может попустить поношения и оскорбления, чтобы вразумить нерадивого или испытать верного, либо, как воздаяние грешнику за нераскаянное зло.
В любом случае оскорбление приходит как попечение Божие о человеке, как болезненное прижигание, врачующее опасную рану души. Крайне редко, особенно в наши дни, поношение ближних попускается подвижнику ради вразумления остальных, дабы он своим терпением и мужеством явил истинную веру и показал пример любви к Богу, как, например, это было с Иовом Многострадальным. Многие, включая известных богословов, считают, что Книга Иова – это пример крепкой веры, хотя на самом деле это пример его друзьям, а значит и всему человечеству, каким должен быть человек, сохранивший образ Божий и преданность Творцу.
Есть еще один важный момент в этой притче. Святитель Иоанн Златоуст так рассуждает о заповеди Христа: «Подобно тому, как в том случае, когда Спаситель говорит, что кто скажет: "безумный", подлежит геенне огненной, разумеет не одно только это обидное слово, но и вообще всякое поношение, так и здесь Он не только предписывает, чтобы мы переносили великодушно одни заушения, но, чтобы мы не смущались и всяким другим страданием. Вот почему, как и там Он избрал обиду самую чувствительную, так и здесь упомянул об ударе по щеке, который считается особенно позорным и составляющим великую обиду». Проявление выдержки при нанесении оскорбления необходимо для укреплению мужества и терпения. Этим формируется так называемое «опытное православие», которое становится главным помощником и учителем на пути ко Христу.
Свидетельство о публикации №225071200659