Взятая в прелюбодеянии и пир Валтасара
В богословии Отцов этот вопрос никак не освящен, хотя в нем заключены важнейшие истины. Тем не менее, попытки ответить на него иногда предпринимались. Так, например, святитель Николай Сербский считает, что Христос вывел на древнем иврите: Мешулам, Ашер, Шалум, Елед, Амарих, Меррари, Иоел, что означает следующее. Мешулам – похитил церковные драгоценности; Ашер – совершил прелюбодеяние с женой своего брата; Шалум – ложно поклялся; Елед – ударил своего отца; Амарих – присвоил имущество вдовы; Меррари – совершил содомский грех; Иоел – покланялся идолам. Однако все это выглядит уж слишком нарочито и надуманно. Тем более, что свое мнение Николай Сербский никак не обосновывает. В Священном Писании случайностей не бывает, как и необъяснимых слов и поступков. Все имеет свое значение, но не всем оно открывается. Кто-то понимает написанное буквально, кто-то выдумывает толкования «от ветра головы своея», а иные стараются проникнуть взором в глубины Божественного откровения.
Размышляя над необычным поведением Христа, на ум приходит аналогия происходящего с Ветхозаветной историей, а именно с пиром Валтасара. Вспомним, вкратце, эту историю из Книги пророка Даниила. Валтасар – царь Вавилонский, внук Навуходоносора решил устроить пир со своими женами, наложницами, приближенными. Для большего блеска он приказал принести священные золотые сосуды: «Которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его» (Дан.5:3). Это было святотатством, к которому Валтасар добавил оскорбление Бога: он приказал расставить на столах между сосудами разных идолов, которым поклонялись в Вавилоне. Однако, как известно, Бог поругаем не бывает (Гал.6:7).
В разгар пира: «Вышли персты руки человеческой и писали против лампады на извести стены чертога царского, и царь видел кисть руки, которая писала» (Дан.5:5). Рука Бога начертала следующие слова, которые Даниил истолковал перепуганному Валтасару так: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему; Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким; Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам». (Дан.3:26-28). Как известно, в туже ночь Валтасар был убит, а царство его распалось. Не заметить явного сходства перста Божьего с поведением Христа невозможно. Иисус мог писать палочкой или прутиком, что намного удобнее, чем, склоняясь, чертить пальцем на песке. Но Он пишет именно перстом, чтобы напомнить всем имеющим глаза и уши о погибели Вавилонского царя. У Валтасара Бог пишет рукой на известняковой стене дворца, что ничем не отличается от начертания Иисусом на песке, ибо известь и песок взяты из одной среды. Бог пишет перстом, и Христос выводит письмена пальцем. У Валтасара явление десницы Божьей предшествует Суду над последним халдейским царем, и начертания Сына Божьего предшествуют суду над блудницей. У Даниила Суд свершается над осквернителем святыни, и Христу приводят на суд женщину за нарушение Закона. Вот только последствия Божьего Суда разные: Валтасар погиб, а прелюбодейка оправдана.
Это подтверждение слов Господних: «Я пришел не нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф.5:17). Ветхий Завет – это Закон силы и принуждения, карающий за малейшие отступление от норм, а Новый Завет – заповедь любви, призванная не карать, а спасать. Исполнение Закона и пророков Христом проявляется в том, что Он не уклонился от суда. Хотя и мог бы промолчать, как это было у Пилата. Иисус понимал, что книжники и фарисеи Его искушают: если Он осудит прелюбодейку – значит Христа можно обвинить в том, что Он присвоил Себе власть Синедриона, который только один мог рассматривать подобные дела; а если оправдает ее – то, тем самым, нарушит Закон Моисея, а значит Христа можно обвинить в нарушении Торы. Но Спаситель не уклоняется и вершит Свой Суд так, что никто Ему возразить не может: «Кто из вас без греха, первый брось в нее камень» (Ин.8:7). После таких слов обвинители, опустив головы, расходятся, оставляя женщину наедине с Иисусом. Мы знаем, что в Священном Писании нет ни лишних слов, ни лишних букв, и даже нет лишних знаков препинания. Все находится на своих места и играет свою роль в соответствии с откровением Духа, ибо Писание – это воплощение Бога Живого – кеносис или истощение Бога в форму слова.
Как мы знаем, приведшие блудницу, увидели Спасителя, пишущего на песке какие-то слова. На время суда Христос отвлекается от письма и вершит Правосудие. После оправдания женщины Он: «Снова наклонившись, писал на земле» (Ин.8:8). Зачем Христос продолжил начатое уже после суда? Зачем Он это делает на песке, зная, что в любой момент ветер может развеять все письмена? Если мы возьмем за версию, что события Ветхозаветной истории повторяются, преломляясь в Евангельском повествовании, то написанное Христом можно условно разделить на две части. Первая: «Мене – исчислил Бог царство твое и положил конец ему», или по Евангелию: Бог исчислил народ Иудейский и царство Ирода, как неугодное Ему за отвержение Сына Божьего; «Текел – ты взвешен на весах и найден очень легким» – осуждение книжников и фарисеев, искушающих Христа: нет в делах ваших, и в мыслях ваших, и в учении вашем истины и правды, а посему они легки и удобоносимы ветром, как прах нечестивых: «Да будут яко прах пред лицем ветра и Ангел Господень оскорбляя их» (Пс.34:5). И вторая часть. Господь оправдывает грешницу: «Я тебя не осуждаю. Иди, отныне больше не греши.» (Ин.8:11), и завершает Суд последним словом, начертанным на песке: «Перес – разделено царство твое и дано Мидянам и Персам».
Это означает лишение благословения Дома Израилева и обращение лица Божьего на язычников. Мидяне и персы, как известно, являются представителям индоевропейской группы народов, семья которых включает в себя: романскую, германскую, кельтскую, балтийскую, славянскую, тохарскую, индийскую, иранскую, армянскую, анатолийскую (хетто-лувийскую), греческую, албанскую и италийскую языковые группы, из чего следует, что язычникам – будущим христианским народам, Господь дарует свет истинной веры. Оправдание блудницы имеет глубоко символическое значение. Казалось бы, ведь совершено тяжкое преступление, за которое по Закону Моисея предусмотрена смертная казнь. Так почему Господь оправдывает грешницу, в нарушении Собственного законодательства? Этим поступком Христос показывает, что время Закона насилия и принуждения прошло и наступает эра милосердия и любви.
Блуд является уникальным грехом в том смысле, что в отличие от остальных имеет обратный порядок действия. Если в иных грехах сначала греховный помысел побуждает к совершению поступка, то в природе блуда – наоборот: сначала плотская страсть принуждает ко греху, а затем разум, не имея сил устоять, влечет к падению. Как писал преподобный Максим Исповедник: «Рождение стало наказанием за грех и само стало поводом ко греху». Жить и не грешить человек не может, что неоднократно подтверждается Священным Писанием. Христос, как Законоположник всего, это прекрасно знает. Так, почему же Он дает женщине, казалось бы, невыполнимое повеление: «Иди и впредь не греши»? К тому же, Иисус не говорит: «Иди и впредь не прелюбодействуй», а прямо запрещает творить любой грех! не может она не грешить в силу природы человеческой.
Слова Спасителя можно объяснить, если задаться вопросом: а почему для Суда к Нему привели именно женщину, взятую в прелюбодеянии? Почему не привели, например, нарушителя Закона субботы, за что тоже была предусмотрена смертная казнь? Это не случайность, это пример наставления для посвященных. Понятие «блудница» в Писании – образ собирательный: от Римской Империи до Иерусалима, а у наших раскольников со времен протопопа Аввакума – это даже Московская Патриархия или Московское Царство. В более общем смысле, Вавилонская блудница – это человечество, погрязшее в смертных грехах. Именно поэтому всякий Ветхозаветный человек за нарушение Закона был изначально обречен на осуждение в преисподнюю, то есть на вечную смерть. Оправдывая прелюбодейку, Христос открывает миру врата спасения, показывая, что всякий, припадающий к Нему в покаянии, может услышать от Судии всех: «Я тебя не осуждаю», а значит – ты спасен!
В этом даже порядок слов имеет важное значение. Сначала Иисус говорит женщине: «Я тебя не осуждаю», а затем добавляет: «Иди и впредь не греши». Другими словами, сначала милость, прощение, любовь, сострадание, а потом увещевание и напутствие. «Иди и впредь не греши», – не значит, что помилованный больше грешить не будет. Это выше его природы. Своей заповедью Господь призывает к покаянию. Он готов каждый раз повторять те же слова блуднице, при новом согрешении, если она покается и припадет к Его стопам. Призыв «Не греши» – это побуждение помнить и не забывать о милости Божьей ко всякому кающемуся грешнику. Именно поэтому сразу после оправдательного приговора, Сын Божий провозглашает: «Я — свет миру. Тот, кто следует за Мною, не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин.8:12). О раскаянии блудницы Евангелие нам ничего прямо не говорит, но косвенно об этом свидетельствует тот факт, что женщина не оправдывается и не просит милости, а смиренно ждет смертного приговора.
На примере этого евангельского события мы увидели, как много сокровенного содержит Священное Писание, которое открывается Духом по мере готовности боголюбивого сердца принять Истину. Нельзя подходить к чтению Евангелие ради выдуманного кем-то «благочестивого правила» или по собственному желанию, в основе которого, как правило, лежит тщеславие. Истины, сокрытые в нем, Бог открывает только призванным для благовествования слова Божия. Все остальные будут смотреть на буквы, но не видеть Духа, что неизменно приведет в пропасть заблуждения, ереси и глупости. И хуже всего, когда понятое в Писании «от ветра головы своея» начнется выдаваться за истину в последней инстанции. Особенно это относится к «женскому богословию»; и тогда суд над блудницей окажется для наследниц Евы недосягаемой надеждой.
.
Свидетельство о публикации №225071600293