Абьюз или.?

Летний вечер. Даже почти ночер. Встречаюсь со знакомым во дворе дома. Это тихий, доживающий свой век хрущевский дворик Москвы. Его не тронула цивилизация и не проникла в его тишину многоэтажными застройками, парковками-муравейниками и шлагбаумами. Это тот уютный дворик, в котором перед окнами высажены кусты и цветы и даже выросшие и окрепшие за много лет деревья.  Сидим на лавочке во дворе. В стареньких хрущевках уютно горят огни. Все по-домашнему. Уютно. Ведем неспешную беседу.

Вдруг слышу где-то всхлипывания. Настораживаюсь. Но пока продолжаем разговаривать с моим знакомым. Однако плач становится все более громким и надрывным, постепенно превращаясь почти в вой. И это не капризный ребенок сучит ножками и что-то требует от непреклонных родителей. Я прислушиваюсь, оглядываюсь. Источник звука не виден в темноте. Да и видимо находится где-то за деревьями.

Прерываю наш разговор и вглядываюсь в темноту. Уже понятно,что плачет женщина. С учетом последних событий ( трагедии с Салтанат, поднявшей целую волну историй о домашнем насилии) рисую в голове страшную картину. Видимо, это как раз похожий случай, когда тиран- муж решил научить жизни свою нерадивую жену. А значит нужно срочно спасать женщину. Мой знакомый пытается усадить меня на место со словами, что сами разберутся. Но нет! Я знаю, что женщина в таких случаях бессильна. И ей необходима помощь со стороны.

Наконец вижу их силуэты у дальнего подъезда, куда и направляюсь. На лавочке сидят двое. Достаточно щупленький, но коренастый мужчина и тоненькая девушка. Видя мое приближение, мужчина закидывает руку и приобнимает девушку за плечо, притягивая ее к себе. «Ага, понятно, будет на нее воздействовать, нажимая ей на плечо. В темноте я все равно не разгляжу этого»,- оцениваю я ситуацию, пока иду к ним. Подхожу.

Добрый вечер, молодые люди, у вас все нормально? - спрашиваю я, не будучи до конца уверена, что они меня понимают, потому что очевидно, что это гости столицы.
Однако ж оба прекрасно меня понимают, но отвечает только он:
Да, все нормально, - и я вижу, что всё-таки он действительно прижимает её за плечо ближе к себе.
Девушка молчит.

А что скажет  Ваша  девушка?- спрашиваю я, стараясь придать своему голосу беспечность и даже шутливость.
Он как-то натужно улыбается, она испуганно смотрит на меня и молчит. Тогда отвечает снова он:

Да- да, все нормально.
Всё-таки я хотела бы услышать, что скажет Ваша девушка,- говорю я и присаживаюсь перед ней, чтобы быть на уровне её глаз. Она смотрит на меня и вдруг подается корпусом вперёд и падает головой мне на плечо. Рыдает прямо мне в ухо.
Неожиданный поворот. Кажется, что и мужчина такого не ожидал. Я решаю, что мне нужно под любым предлогом отвести её сторону, чтобы поговорить с ней там. Стараюсь быть максимально непринуждённой, приговаривая всякую ерунду про на наши женские штучки, поднимаю её со скамейки и отвожу в сторону со словами, что мы сейчас развеемся и я верну его девушку в целости и сохранности. И главное, не ревущую.

Когда мы отходим в сторону, я спрашиваю у девушки, всё ли у них в порядке. Она машет головой отрицательно. Мои опасения начинают подтверждаться. Я спрашиваю, бьёт ли он её и к моему ужасу, она кивает головой. Я в шоке. Переспрашиваю. И она снова кивает. Я спрашиваю, нужна ли ей помощь? И чем я могу ей помочь? Она начинает лопотать, что сейчас уйти она от него не может, она должна вернуться к нему. Спрашиваю, безопасно ли это? Она всхлипывает и кивает. «Уверена?»-уточняю я. Снова кивает.

В это время мы уже дошли до лавочки, где сидит ошалевший от происходящего мой знакомый. Я продолжаю расспрашивать девушку, она рассказывает, что они из Киргизии, что в Москве они не так давно, вся родня на родине и помочь ей здесь некому. Я предлагаю обменяться телефонами, чтобы я могла помочь ей завтра. Что мы и делаем. Ещё раз уточняю, безопасно ли ей возвращаться к своему мужу? И она снова подтверждает. Тогда, с тем же беззаботным видом возвращаю её на лавочку, где в напряжении сидит её муж. Моя задача – не показать ему, что она рассказала мне о его поведении. Кажется,  я с этим справляюсь.

Утро  моего следующего дня начинается со звонка моей вчерашней знакомой. Спрашиваю её, чем я могу ей помочь? Сама же ночью обдумывала, что я могу для неё сделать. Пришла к выводу, что могу помочь ей выйти на организации, которые занимаются подобными проблемами. Или  обратиться в полицию. И вдруг слышу в телефоне совершенно иной взгляд на помощь. Девушка сообщает мне, что её очень выручат 500 000 рублей. Мягко говоря, я опешила. Сначала даже не поверила своим ушам. Она мне стала рассказывать подробности, что у неё большие проблемы, что они кому-то задолжали денег, что у неё больные родственники, что и что и что и что. Видимо, ждала, какая из версий вызовет наибольший отклик у меня. Единственное, что смогла сказать ей я, что 500 000 рублей решили бы и многие мои проблемы. Но, к сожалению, проблемы у меня тоже есть, а вот таких денег у меня тоже нет. Это очень удивило мою новую зарубежную знакомую. Наверное, москвичи им априори кажутся богатыми людьми, у которых в свободном доступе есть лишние 500 000, которыми они с легкостью могут поделиться. Я вынуждена была попрощаться с ней, после чего она начала бомбить меня сообщениями. В них снова перечислялись многочисленные проблемы, которые свалились на неё, на её родственников до седьмого колена и на родственников ее мужа. Поняв, что родственными связями меня не прошибешь и не поняв, что у меня нет таких денег, она начала выкидывать более экстремальные версии. Стала интересоваться, не знаю ли я, где могут купить её внутренние органы, которые она вынуждена будет продать, если я не выручу её. Я не знала. Тогда, видимо, она будет вынуждена попрощаться с жизнью, потому что не видит выхода из этой ситуации. Я сказала ей, что могу прислать телефон горячей линии, на которой ей смогут помочь в таком вопросе. На остальные сообщения я не отвечала.

Пока она  бомбила меня сообщениями, причём с разных номеров, я сидела и думала, ведь если бы она имела более скромные аппетиты, я скорее всего перевела бы ей деньги. И будь они оба с мужем посмышленнее, муж мог бы вообще не работать. Это и был бы их семейный бизнес. Сиди вечером на лавочке, рыдай погромче, а сердобольные люди утром переведут тебе сумму, которая явно превысит его доход на стройке, в кафе или где он там работает. Но нет же, решили сразу делать крупные ставки. Удивительно.

Кстати, мой знакомый, с которым я в тот вечер сидела на лавочке, очень ругался на мою инициативу. А я поняла, что, к сожалению, жизнь не всегда способна меня чему-то научить и, если я услышу в следующий раз женские рыдания в ночи, я всё равно приду на помощь. Потому что одна глупая и меркантильная женщина не должна стать препятствием на пути к спасению женщины, реально попавшей в абьюзивные отношения. А в такой ситуации часто помочь женщине может только другая женщина.
А вы? Как бы поступили вы?


Рецензии