Глава двадцать первая. Время тяжёлых испытаний
Глава двадцать первая. Время тяжёлых испытаний.
Прошедший 1993 год был временем тяжёлых испытаний для коллектива Крутояровского металлургического комбината. Подводя итоги работы за истекший год на специальной конференции всего трудового коллектива его генеральный директор Михаил Ильич Литвинов отметил, что в начале 1994 года всё шло, как будто бы, нормально. В отличие от прошедшего года.
Под план производства продукции были заключены договоры на поставку сырья и топлива, были разработаны специальные программы получения максимальной прибыли, также были установлены договорные цены на чугун и устраивающие комбинат цены на фитинги и цемент.
Более того, в первом квартале года были выполнены все производственные планы, балансовая прибыль была получена сверх плана в 1345 тысяч рублей.
Но уже в конце марта, из-за забастовок шахтёров, резко сократилось поступление кокса на завод. К этой неприятности добавилась ещё и неритмичность в поставках сырья и топлива, а потом стала реальностью недопоставка гранулированного шлака и стального лома.
Это привело к тому, что объёмы производства чугуна, фитингов и цемента стали падать. Посылаемые во все инстанции страны телеграммы с просьбами и требованиями о необходимости выполнения договоров на поставку сырья и топлива не помогли.
В связи с этим, оперативно проводилась работа по заключению контрактов за рубежом, как выход из создавшегося положения, для получения импортного кокса в обмен на выплавляемый ферромарганец
С целью обеспечения заводчан продуктами питания, как отметил дальше генеральный директор Литвинов, ведутся ныне работы по увеличению поголовья свиней в сельскохозяйственном цехе.
Для результативной работы в этом хозяйстве у нас сегодня есть все условия: корма и поголовье, на комбинате также есть свой участок переработки мяса, так называемый, «колбасный» цех, то есть, сегодня создан на нашем предприятии целый сельскохозяйственный комплекс.
И это, конечно, очень хорошо для работников предприятия в наше нестабильное и трудное время. Расширяет также свою деятельность торговый отдел комбината под названием «Сатурн». Это фирма нашего комбината призвана создавать наилучшие условия для обеспечения работников комбината всем необходимым, как промышленными товарами, так и продуктами питания. "Всё делается максимально возможное для людей в наше сегодняшнее трудное время",- особо подчеркнул Литвинов.
Более того, свыше половины работников акционерного общества пользуются ныне столовыми этой фирмы, расположенные на территории комбината, а также её магазинами на его территории, продукция же кондитерского цеха этой фирмы получила всеобщее признание не только на комбинате, но и в Крутом Яру.
Подводя итоги начала года и подвергнув столь тщательному анализу всех возможностей выживания предприятия, Литвинов вновь, совсем не случайно, подчеркнул, что результаты этой работы по улучшению жизни работников комбината могли бы быть, уже в прошлом году, значительно лучше, если бы не было сбоев в работе и не были допущены аварии в доменном цехе.
Вот на этом он особо сконцентрировал своё внимание. Сбои произошли в доменном цехе, как он отметил, только из-за недобросовестного отношения самих доменщиков к своему труду. И только после кадровых перестановок в руководстве цехом дали заметные изменения в лучшую сторону.
Вот это его заявление несколько приободрило участников конференции. Сергею же показалось, что оно преждевременно и противоречит анализу самого же Литвинова. "Это показало,- тут голос повысил генеральный директор,- что в этом направлении нужно и дальше усиление целенаправленной работы с людьми, необходимо и дальше повышать уровень сознательности и профессионализма у людей, их мастерства".
Из сказанного генеральным директором напрашивается, однако же, однозначный вывод: на комбинате сегодня не на должном уровне поставлена вся эта работа с людьми. Причём, именно, в самом Управления. То есть, в самом штабе комбинате, его мозговом центре.
А где же был тогда сам Литвинов? Почему он только сейчас говорит об этом? Не поздно ли?! И прежде всего, эта работа хромает в отделах организации и мотивации труда, в производственном и техническом, а также в отделах кадров и акционерной собственности, в АСУП и других отделах, задача которых и есть организация полной мобилизации коллектива на выживание в сегодняшних трудных рыночных экономических условиях.
Завершая своё выступление и говоря об всех имеющихся трудностях и путях их преодоления за счёт повышения дисциплины и сознательности, Литвинов не преминул упомянуть и о возможных неплохих перспективах при дружной и слаженной работе комбината.
Первое. Генеральный директор сказал о том, что несмотря на столь сложное положение сегодня в экономической жизни страны, в том числе, и в металлургии, коллективу никак нельзя терять веру в свои силы. И это главное. Только так мы сможем выжить. "Но это же и без того очевидно"- с грустью подумал Сергей.
Несмотря на безудержный рост цен и разнообразие налогов, несмотря на повышение цен и налогов на всё подряд: на электроэнергию, на природный газ, сырьё и топливо, постоянный рост железнодорожных тарифов, работникам комбината никак нельзя терять сегодня уверенность в себе, а нужно только лишь ещё более качественно и эффективно трудиться.
Это и без того всем было ясно сидящем в зале. "Да, всё верно! Тут трудно с генеральным директором не согласиться,- писал позже Сергей в своей газете,- много, конечно, очень даже много средств уходит сегодня на уплату всевозможных налогов, всё труднее и труднее становится нам содержать наш соцкультбыт, всё имеющееся жилищно-коммунальное хозяйство, но нельзя же нам всё это взять, да и бросить!".
Погубить всё ранее созданное руками самих же работников комбината для самих же себя? Всё это никак не укладывалось в голове не только у Сергея, но и в головах у многих людей. Он видел, что это тоже не может принять Литвинов. Как и большинство работников комбината.
Этот разор, созданного ими для всех работников комбината богатства, кажется им всем каким-то кощунством, безумием и беспределом. С кем бы Сергею ни приходилось беседовать в цехах и отделах по этому поводу в эти дни, то все лишь только с недоумением пожимали плечами и смотрели на него как на сумасшедшего.
Тогда, получается, единственный путь спасения это хорошая работа! А как же тогда аварии? Как их избежать? Где же выход? Только лишь в безаварийной и чёткой работе! А где она, чёткая работа? От всё растущих налогов тоже никуда не денешься.
Государственное давление всё усиливается и становится всё жёстче и безжалостней при рыночной экономике. Да и с поставками сырья и топлива на комбинате тоже всё из рук вон плохо. Как и с реализацией продукции предприятия внутри страны.
Но и бросить всё, что имеется, разве это выход? Жить без своих служб социально-бытового назначения, без своего жилищно-коммунального хозяйства крутояровским металлургам как-то тоже не с руки ! Привыкли жить они всегда в достатке и иметь всё своё. Хотя бы, самое необходимое.
Кроме, конечно же, сырья и топлива. Вот с этим сегодня просто беда. Рынок ныне разорвал всё привычные связи, порушил плановое хозяйство страны. "Но даже в этих невозможных условиях,- как правильно подчеркнул на конференции Литвинов,- мы должны сохранить комбинат и рабочие места".
Никто, кроме нас об этом не позаботится. Только мы сами сможем найти выход из этой сложной ситуации, чтобы сохранить то, что имеем". То есть, сохранить сам комбинат и без всяких потерь.
«…Никто нам с вами ныне не поможет!", – правильно сказал Литвинов и добавил: "Ведь крутояровцы всегда привыкли свою судьбу решать сами!». В этом он прав. Помощи ждать теперь неоткуда. На государство никак нельзя сегодня надеяться.
Спасти нас может теперь только хорошая работа и выгодно реализованная продукция. Это значит, чёткая работа и без аварий. Здесь разве кто будет спорить? Генеральный, как всегда, прав. Но это на словах, а как на деле? Вот в этом-то Сергея было больше сомнение, при нынешней анархии в экономической жизни страны.
"Выжить – это наша сегодня главная задача!"- призвал коллектив в конце своего выступления генеральный директор. А иного пути и нет. Именно, на это и должна быть нацелена вся работа и все устремления коллектива. Но этого, к сожалению, почему-то не происходит?
Где же выход? Неужели только в частой смене руководителей доменным цехом? Почти что они ежемесячно меняются, но от такой чехарды тоже особо перемен в лучшую сторону не видно.
И эти опасения Сергей подтвердились. Причём уже в июле. О чём он писал в своей статье: "АВАРИИ В ПРАЗДНИЧНЫЕ ДНИ". Во время празднования Дня принятия Декларации о государственном суверенитете России. И это показалось Сергею даже символичным. Суверенитете от кого или от чего? Он так этого до сих пор не понял, а объяснить этого людям никто не спешил. Но сбои в работе доменных печей начались ещё раньше.
Вот что писал Сергей в своей статье об тех авариях: "В первой половине июня стабилизировать работу доменных печей не удалось. К чему призывал генеральный директор Литвинов профсоюзной конференции предприятия и так настоятельно требовала начальник планово-зкономического отдела Тамара Сергеевна Затеева, в своих ежемесячных "Экономических обозрениях" в нашей газете.
Доменщики своей позорной работой уже в самом начале месяца поставили под сомнение выполнение всего месячного задания. А роковыми для доменщиков и для нас всех оказались три праздничных дня в июне: десятого, одиннадцатого и двенадцатого числа.
Как доложил на последнем производственном оперативном совещании исполняющий обязанности начальника производственного отдела завода Е.М.Толкачёв, утверждённый график производства по доменному цеху, увы, никаким образом не выполняется.
При суточном задании производства литейного чугуна в тысячу четыреста пятьдесят тонн, произведено только тысяча двести шестьдесят восемь. Ферромарганца при суточном задании сто шестьдесят тонн произведено лишь сто сорок девять. В чём же причина невыполнения заданий?
Так это всё такая же аварийная работа самих доменщиков! За первую неделю месяца первая доменная печь простояла, из-за сплошных аварий, семь с половиной часов.
Виновные в её простое (как это уже было отмечено на производственном совещании) мастер печи Д Кубарев и дежурный водопроводчик А.Музеев. Из-за их халатной и невнимательной работы прогорела броня шахты, а это большой промах, большая авария и большие потери.
Грубое технологическое нарушение допущено и в работе печной бригады доменной печи номер два. Исполняющий обязанности мастера Б.Домбровский (непонятно, чем и какими он руководствовался соображениями) не поднял в нужный момент температуру горячего дутья, что и привело к перерасходу кокса. Это тоже большой промах.
Однако же, это его бездействие могло привести к ещё большим потерям и неприятностям. Слава Богу, что этого не произошло!
В экономическом обозрении, опубликованном в начале июня в нашей газете по итогам работы в мае, начальник планово-экономического отдела комбината Тамара Сергеевна Затеева подчеркнула: «…Июнь нужно отработать так, чтобы не только выполнить месячное задание, но и перекрыть потери, допущенные в апреле-мае…».
Но куда там! В эти же дни, на этой же печи, был выведен из строя воздухонагреватель номер восемь. Новая авария ещё раз показала слабую профессиональную подготовку не только мастеров, но и большинства газовщиков. Как было отмечено на том же специальном производственном совещании, что это и большой минус в работе, казалось бы, очень опытного и ценного работника– старшего мастера газового хозяйства доменного цеха Данилы Ивановича Куканова.
Выход из строя воздухонагревателя, получается, результат также и недостаточных профессиональных знаний и правильных действий газовщика печи Н.Ахроменко и промахов в обслуживании агрегата электриком П.Жуколевым и старшим электриком цеха В.Ларетковым. Сейчас, в связи с такой плохой работой на комбинате подсчитываются затраты, которые уйдут на ремонт восьмого воздухонагревателя.
Десятого июня, как уже было сказано, третья доменная печь простояла шесть часов пятьдесят пять минут. Это произошло из-за аварийной остановки крана на складе холодного чугуна.
Виновными в этой аварии назывались на совещании исполняющий обязанности заместителя начальника цеха по оборудованию В.Крусенкова, старшего мастера В.Чижикова и дежурного слесаря разливочных машин А.Васневцова.
Причём,во время этой аварии ни Крусенкова, ни Чижикова не оказалось на месте дома, хотя, безусловно, они знают, что в чрезвычайных ситуациях, в том числе, и в выходные дни, они, как руководители, просто обязаны в кратчайшие сроки прибыть на свои рабочие места. То есть, быть на место аварии.
Именно, потому что их обязанность заключается в том, чтобы обеспечить надёжную работу оборудования цеха. Однако же они, конкретно в этой, очень сложной ситуации, проявили полную нерасторопность.
И только благодаря быстроте действий исполняющего обязанности главного механика завода В.Самопальникова и старшего электрика доменного цеха В.Ларетникова эта авария была, всё-таки, ликвидирована. Причём, в течение почти семичасовой напряжённой работы с большим напряжением всех цеховых сил. И если бы ни эти два оперативно сработавших руководителя, то потери были бы несравненно ещё большими.
Но на этом цеховые беды, столь неудачного начала месяца, не закончились. Одиннадцатого июня добавилась ещё одна напасть – произошёл сход скипа на второй доменной печи. Печь из-за этого происшествия простояла час тридцать пять минут.
Вина в допущении этой аварии, опять же цеховая. Как было отмечено на совещании, лично электромонтёра В.Захаркина. И это, несмотря на то, что мы все знаем – допускать аварии в наши дни просто недопустимо, категорически нельзя!
Каждому на комбинате должно быть совершенно ясно и понятно, особенно, после случившихся подряд в цехе аварий, что потеря товарной продукции приводит к уменьшению количества денег, поступающих на расчётный счёт комбината.
И потому, как результат, за первую неделю июня на его счёт денег поступило более чем в два раза меньше, чем обычно поступало еженедельно.
Таким образом, из-за вышеперечисленных аварий потеряно около семисот тонн чугуна, тридцать семь и шесть десятых миллиона рублей прибыли. Вот такие печальные результаты!
Но для нормальных результатов нужно хорошо работать! Таким образом, из-за плохой работы доменных печей, а точнее, самих доменщиков, именно этих-то потерянных миллионов и не окажется нас в казне комбината. А значит, в карманах работников комбината.
Как их теперь не будет для использования для различных производственных и социальных нужд. Например, для проведения ремонта оборудования и выполнения различных строительных работ, для развития культуры и спорта, для организации оздоровительного отдыха детей и взрослых.
И для употребления их на другие социальные затраты. Так что теперь задача доменщиков, в оставшиеся дни июня, сделать всё возможное для погашения полученных убытков из-за своих аварий. Остаётся им только пожелать достойно выполнить месячное задание.
Кроме того, в этих трудных условиях, в которых оказались сегодня все работники комбината, особенно чётко должны работать также и все другие цеховые коллективы, все заводские службы, обеспечивающие работу доменного цеха.
Для цементного цеха план производства продукции на июнь установлен в двенадцать тысяч тонн. Есть ли сегодня спрос на цемент? Конечно, есть! Особенно на весовой.
То есть, упакованный в мешки. Так что сегодня и у цементников тоже достаточно широкий простор для производственной деятельности и получения прибыли.
То же самое можно сказать и о работе цеха по производству фитингов. Хотя они работают сегодня в соответствии с программой и к этому коллективу со стороны руководства комбината нет особенных претензий.
Но сложившаяся ситуация в коллективе предприятия требует и от них всех ещё более повышенной отдачи в получении прибыли.
В железнодорожном цехе, в связи с удорожанием (на девять процентов с пятнадцатого июня) железнодорожных тарифов, нужно особое внимание обратить на необходимость более скорой погрузки и выгрузки грузов из вагонов.
Эти работы должны производиться без всяких задержек, тем более, что в первой половине июня уже уплачено по железнодорожным тарифам семьдесят один миллион рублей.
В связи с этим нужно и цементникам сократить простой вагонов под погрузкой. (уплачено по этой причине за пятнадцать дней июня пять миллионов рублей). А отделам сбыта продукции и внешнеэкономических связей необходимо (с целью снижения потерь) работать более энергично и не допускать затяжку в оформлении документации.
За пятнадцать дней июня по этой причине потеряно одиннадцать миллионов рублей.
В июне к работе ТЭЦ-ПВС, литейного цеха, ремонтно-строительного и копрового цехов замечаний нет. Но и эти коллективы должны войти в ситуацию сложившуюся на комбинате и напрячь все свои силы, найти дополнительные возможности и добиться более высоких результатов.
Сегодня, за пятнадцать дней июня, на комбинате отгружено на экспорт девятнадцать тысяч тонн чугуна. С целью улучшения финансового положения комбината его руководством принято решение и произведена полная подготовка к тому на всех уровнях, чтобы перейти на первой доменной печи к выпуску тоже ферромарганца.
ПОСТСКРИПТУМ: пока готовился и выпускался в типографии этот номер газеты, переход на выпуск ферромарганца был успешно осуществлён на первой доменной печи. Уже семнадцатого и восемнадцатого июня!
А.Бочаров.
2020.
Свидетельство о публикации №225111801877