Мороженое

   Полдень. Пурга ночью насыпала сыпучего снега, а к утру еще и подморозило. Снег, нападавший ночью, скрипел под валенками. Дорожка была протоптана уже рано утром, когда люди бежали на работу. С работы будут идти - протопчут шире и твёрже. В селе дворников нет - если кто расчистит снег  около своего двора, то и хорошо, а где хозяина нет - там все торят дорожку, первые прохожие даже и по колену в снегу.
  Маленький дед Балалаич, второклашка, возращался домой из школы. Пимы (валенки) были даже подшиты снизу дополнительной  подошвой. Так теплее, а если оттепель - при влажном снеге не так быстро намокают. Пальто нараспашку. Не холодно, а даже чуть-чуть жарко. В портфеле - пара учебников, пара тетрадок и, главное, - книжка "Зелёный патруль". Не тонкая.  Подарили за хорошую учёбу. Учительница Лилия Ивановна сказала, что книжка -  для старших классов, но ты хорошо  читаешь, легко её прочтешь. Домой, скорее, пообедать и читать.
   А дома ждал обед. Но родители на работе и надо будет самому его сделать. Разогреть. Мама научила. Но это очень просто и процесс этот для пацана был интересный: открыть печную заслонку, если закрыта. Она высоко, но легко достать с табуретки. Открыть печную дверку, пошуровать сгоревшие угли кочергой, зола просеется через решётки в поддувало. Засунуть в печку смятую в комок газету. Если там вдруг видны красные искорки на не до конца остывших угольках, раздуть их, и бумага загорится.  Если нет, то поджечь спичками. Потом бросить из ведра сухих сосновых шишек, они вспыхнут почти сразу ярким пламенем, а на них выложить дрова. Поленья для этого отец оставлял Балалаичу возле печки, ровно столько, сколько надо. На печке уже должны стоять три кастрюли. В  холодных сенях возьмёт он брусок замороженного борща,  кусок, отломанный от круга замороженного молока, бросит их в кастрюли. А в одну, с залитой ранее до половины водой, кинет, когда закипит вода, полтора десятка замороженных пельменей.  Они хранятся там же, в холодных сенях, в большом мешке.  Лепили их всей семьей по субботам вечером, а заморозить их зимой в этих краях проблемы нет. Холодильник не нужен.  Двадцать минут - и обед готов. Пока готовится - можно полюбоваться через приоткрытую дверку топки, как танцует на дровах огонь. А в доме станет еще теплее после топки.
      И вот он - дом, двор - территория, обнесенная жиденьким забором из жердей,  в отличие от  заборов соседей, соседи - здесь давно. А родители Балалаича - молодые специалисты, не обзавелись ещё хозяйством, не обжились.
      А вот - деревянное крыльцо, на нём коврик из мешковины. Под ним ключ от висячего замка на двери. Прятать далеко - нет смысла, чужие здесь не ходят,  да и на виду в деревне здесь все. А так ещё  мальчишка потеряет ключ.
      Взял ключ, зашёл на крыльцо. Мороз, ключ примерзает к пальцам, не хочет повернуться в замке. Балалаич чуть остыл, тепло от быстрой ходьбы уходит из под распахнутого пальто. Надо застегнуться, одеть варежки. И в варежках не удаётся провернуть ключ. Может детали в замке примерзли, пристали друг к другу?  Надо отогреть их, как отогревают остывшие пальцы - подышать на них. И он дышал и дышал прямо в отверстие для ключа, пока от дыхания отверстие не затянуло белесым ледком, а на поверхности замка осел иней.
      Ключ не поворачивался.
Глаза не мёрзнут - пришла в голову мысль. Но как ни прикладывался он закрытым глазом к замку, веко слегка прихватывалось к металлу, но ничего не помогало.
    А ведь язык у нас всегда тёплый, даже мороженое во рту тает!  И  он приложил к замку язык. Когда оторвал язык от замка, на замке было маленькое пятнышко красного льда, а во рту железный привкус крови. Сплюнул в снег - на белом снегу красное пятнышко. Красное на белом...
    Рёв был слышен на всю улицу. Услышала его за  дощатым забором и соседка - бабушка Роза Карльовна. "О мальтшик, мальтшик ... "  сказала она с акцентом (она была немка),  забрала мальчика и отвела его к себе домой. Язык перестал болеть быстро, почти сразу. А у соседей было тепло, уютно и интересно играть с двумя внучками Розы Карльовны - Таней и Катей.
     С тех пор  родители его перестали закрывать замок на ключ, просто вешали замок - и всё. Если что-то было не так - всегда могли помочь соседи.
      А соседи - пригласили однажды на день рождения Тани. И был сюрприз  - мама Тани и Кати вместе с Розой Карловной на глазах у детей сделали мороженое! Это был настоящий фокус - в ведро со снегом поставили кастрюлю, влили туда сладкие сливки и взбивали венчиком. И на глазах белые сливки постепенно превратились   в белый снег! Потом разложили по кусочку такого снега детям на тарелки и полили малиновым вареньем.
    "Нет" - сказал Балалаич, вспомнив красное пятнышко на белом снегу: "нет, нет! Дети, кушать мороженое зимой нельзя! Можно только летом!".
     Но дети кушали. И он попробовал. Да, мороженое вкусно и зимой! Но только в тёплой и уютной обстановке.
   А ещё... А ещё - хорошо, когда рядом добрые и отзывчивые люди...


 


Рецензии
Замечательная, добрая, щемящая сердце получилась зарисовка.
Спасибо автору! Как же дороги нам воспоминания о детстве,
как греют они наши души спустя десятилетия! Я заметил, сколько ни пиши об умном
и высоком, а лучше всего, эмоциональнее, теплее и проникновеннее
получаются именно эти короткие, но яркие обрывки детского счастья!
Еще раз благодарю автора за доставленное удовольствие.
Успехов и здоровья вам, Владимир!

Игорь Кузнецов Ижевск   24.12.2025 12:00     Заявить о нарушении
Игорь, большое спасибо Вам за прочтение.

Владимир Имирлаев   05.01.2026 16:56   Заявить о нарушении