Мама

             


Люди поразительные создания. Кто-то занимается Искусственным Интеллектом, а кто-то в это же время отрезает головы. Кто-то изобретает новые высокие технологии, запускает ракеты, планирует колонизировать Марс, а кто-то грозит нажать на ядерную кнопку и уничтожить всё человечество. Кто-то по уровню развития сознания находится в каменном веке, но при этом пользуется всеми достижениями цивилизации — автомобилями, компьютерами, телефонами, а кто-то по интеллекту уже обогнал развитие человечества лет на сто, но живёт скромно и сознательно ограничивает себя в пользовании гаджетами.
О чём я думаю каждый день?
О том, что моё поколение уже превратилось в динозавров. Пройдёт совсем немного времени (5 — 10 лет) и нас не будет. А будут те, кому сейчас 15-20 лет. Как они будут относиться к нам? Это зависит от того, что мы оставим им в наследство. Какую культуру? Я никогда не получал наследства. У отца была другая семья, он совершенно не беспокоился обо мне. Когда отец умер, я даже представления не имел, что имею по закону какое-то право на наследство. Мама жила с моим отчимом. Когда отчим умер три года назад от ковида, мама разыскала его дочерей от первого брака и отдала причитающееся им наследство. Оно не такое большое, как хотелось бы. Никто не просил маму этого делать. Но она это сделала, потому что ей важно, чтобы об отчиме и о ней дети помнили, как о порядочных людях. Даже если это не её дети.

Раз в неделю приезжаю к маме на другой конец города, чтобы отвезти  в магазин и аптеку. Во дворе снега навалом. Мама ходит с палочкой, боится поскользнуться и упасть. Она садится рядом на переднее сидение. По заваленной дороге еле движется старушка с котомкой. Два шага сделает и останавливается, переводит дыхание. Того гляди помрёт прямо на глазах. Увидала мою машину, заметалась. Не знает, бедная, в какую сторону шагнуть.
- Давай, подвезём, - сказала мама.
Выхожу из машины, беру у женщины котомку с продуктами. Говорю: - Давайте, помогу.
Старушка в ответ чуть не плачет: - Я вам заплачу!
Успокаиваю: - Не беспокойтесь, ничего не надо.
 Сажаю на заднее сидение. Спрашиваю, где она живёт.
Старушка говорит, что это совсем рядом. Мы едем пару минут по заваленным снегом дворам.
- А мне помочь совсем некому, - тяжко вздыхает старушка.
- Почему?
- Были два сына. Да оба погибли. Год назад.
- Где?
- Там…
Больше я не задавал вопросов.

Мы высадили старушку и поехали с мамой в магазин. Мама экономит, старается покупать продукты, где они продаются хотя бы немного дешевле. У мамы абсолютно ясный ум, отличная память, невероятная сила воли и потрясающая любовь к жизни. В 1996 году ей сделали операцию, после которой врач сказал, что она проживёт не больше пяти-семи лет. Но он ошибся. Мама никогда не позволяет платить за себя, каждый раз отстаивает свою независимость и достоинство. Пока расплачивается, я стою рядом в сторонке и слежу, чтобы её не обсчитали. Такое было уже не раз. Стариков обманывают с невероятной лёгкостью, потому что они беззащитны, как дети. Мама читает классическую литературу, пользуется интернетом и посещает симфонические концерты, когда есть возможность. Чтобы поднять немного настроение,  рассказываю по пути смешные истории или анекдоты, но заранее предупреждаю, если есть слова, которые теперь оказались запрещёнными. Мама просит, чтобы я рассказывал непременно так, как звучит в оригинале, и  иногда смеётся, как в молодости.  У неё абсолютно не старческий голос,  по его звучанию я почти безошибочно определяю её самочувствие. Приехали в дешёвую аптеку. Припарковались с грехом пополам в сугробе. Тротуар весь во льду. Такое ощущение, что дворники были здесь последний раз, когда вымерли мамонты. Помогаю выбраться из машины. Веду под ручку к аптеке, открываю дверь и обалдевааю от крутизны лестницы. По такой даже здоровому человеку не просто подняться,  а что уж говорить про женщину, которой скоро исполнится  95 лет. Но мама не падает духом и штурмует лестницу, словно это вершина Эвереста.  Мне вспоминается афоризм, который утром прочитал в фейсбуке: «По дороге к светлому будущему, некто сильно где-то навернулся». (В оригинале звучит гораздо грубее, но я намеренно смягчил). Рассказываю маме, она оценивает иронию и мужественно преодолевает последнюю ступеньку.
  Купив лекарства, мы отправляемся в обратную дорогу. Теперь нужно умудриться спуститься так, чтобы не гробонуться на скользкой плитке.
- Ну, расскажи ещё что-нибудь для оптимизма, - просит мама.  Я вспомнаю другую шутку. Звучит она так: « Обладатель изысканных манер и потрясающего чувства такта интересуется где, бл@дь,  можно им воспользоваться?»  Мама смеётся: - Да, Сашка, это про нас…

Иногда я задумываюсь, как легко любить маму, когда она молодая, безумно красивая, как принцесса Грейс Келли, полная сил, кормит тебя грудью и заботится, как о самом важном человеке на всей планете. И совсем другое дело любить маму, когда ей много лет, здоровье подорвано, от былой красоты остались только фотографии, большинство подруг умерли, друзей, мужей и многочисленных поклонников не осталось и, по сути, никого кроме тебя у неё нет. Никто её не защитит и не утешит на старости лет, кроме тебя.
Точно также легко любить молодую прекрасную женщину, когда она готова целоваться в любое время суток и рожать тебе детей, разделять все удачи и поражения, достаток и бедность, успех и забвение, потому что всё её существо стремится к радости гармонии полноценной жизни, которую, вероятно, ей может подарить только самый близкий человек. И совсем другое дело любить эту же женщину, когда время промчится, и от прекрасной молодости останутся одни воспоминания.

- Сашка, ты не представляешь, как тяжело жить старикам в нашей стране, - говорит мама, словно прочитав мои мысли. - Старость - это самое тяжёлое испытание в жизни. Потому что стариков в отличие от детей никто не любит....


Рецензии