Мы в ответе за тех, кого приручили

В далёких 80-х годах прошлого века я жила в небольшом городе в одной из наших азиатских республик.
Город был небольшой, но очень древний и длинный. Располагался он на высоком крутом берегу когда-то огромной реки. А между городом и обрывистым берегом по всей его длине тянулось старое мусульманское кладбище, которое представляло собой холмистое поле с редкими мазарами, похожее на степь. Весной оно покрывалось обилием цветов. Целые поляны красных маков, сине-фиолетовых колокольчиков, жёлтых блестящих лютиков были похожи на разбросанные ковры. Какие букеты мы приносили оттуда! И стояли они в вазах неделями!
Водилась там и разная мелкая живность: ящерицы, ужи, черепахи, разные грызуны и ежи. Иногда они забредали во дворы на нашей улице, забирались в сараи и погреба. Вот на этой улице, вплотную прилегающей к кладбищу, и стоял наш небольшой двухэтажный восьмиквартирный дом. Да и не один он там был такой.
И вот как-то раз весенним утром, развешивая бельё во дворе, я услышала пронзительный писк или визг. Сначала я даже не могла определить, откуда он доносился. Казалось, он звучит отовсюду.
Определившись, я подошла к маленькой сараюшке, принадлежавшей пожилой соседке. В траве, рядом с норой под стенкой, шевелились четыре крохотных... сначала даже не поняла, кто. Широко разевая розовые ротики, они по очереди и хором издавали  такой писк, что закладывало уши.
Чьи-то детки, величиной с мелких мышек. Голодные, наверное. Вот и орут...
Мамы нигде не было видно. Не пришла она и вечером, когда стало совсем прохладно. Животинки совсем ослабли, еле попискивали и почти не шевелились. На ощупь были холодненькие, замёрзли. Пришлось собрать их в коробочку с мягкой подстилкой и занести в квартиру.
Уже дома, при свете, я хорошо разглядела их. Это были новорожденные ежата, с мягонькими колючками и абсолютно голыми, прозрачными брюшками и лапками. Совсем крохотные! Видно, окотила их мама в норке под стенкой, но кто-то спугнул её. Она пропала где-то, а оголодавшие ежата в поисках матери потихоньку выползли наружу и закатили вот такой концерт, пока не обессилили.
Чем-то и как-то нужно было их покормить. Магазины были уже закрыты, а в доме молочка не оказалось. Зато у соседки нашлась начатая коробочка детской смеси "Малыш", которой кормили грудных детей, если у мамы не было или не хватало молочка.
Приготовили по прилагаемому рецепту. А как кормить? Никакая соска для этих малюток не годилась. Взяла я пипетку, ежонка - в кулак, мордочкой кверху и капелькой потрогала носик. Ежонок завертел головкой, раскрыв ротик. Молочко не всегда попадало в рот, проливалось мимо рта. Ежата быстро сообразили, что к чему, перестали вертеться, открывая рты, совсем как маленькие птенцы. И я приспособилась капать в открытый ротик аккуратно.
За этим "увлекательным" занятием и застал нас с соседкой пришедший с работы уставший муж. Соседка моментально ретировалась к себе, предполагая неслабую сцену.
Я тоже ожидала скандала. Но нет! Муж настолько умилился глядя на малышей, что даже не спросил про ужин до конца процесса.
Насытившись, ежата засыпали прямо в кулаке, и я их аккуратно укладывала в коробочку. Спали они в разных позах - часто вверх брюшком, и сквозь тонкую прозрачную кожицу просвечивал желудочек, наполненный белым молочком.
До следующего кормления они спали, не доставляя никакого беспокойства.
Дневное кормление мы перенесли во двор, на скамейку. Вся окрестная детвора, прознав о нашем "зоопарке" сбегалась посмотреть, а позже - и поучаствовать в процессе. Каждому хотелось рассмотреть, погладить пальчиком или подержать в руках ежат.
На десятый день у ежат стали открываться глазки, а брюшки стали покрываться реденькой ещё белой шёрсткой. Колючки затвердели и иногда слегка кололи мне ладонь во время кормления, если они шевелили спинками, устраиваясь поудобнее в ладошке. Их лапки уже перестали умещаться в кулаке, передние располагались сверху большого пальца, а задние торчали из кулака внизу вместе с крохотным хвостиком.
Наша чёрная взрослая кошка Багира частенько садилась возле коробки с ежатами и с интересом наблюдала за их вознёй.  А однажды, в довольно прохладную погоду, я застала спящей ёё в коробке с ежатами. Я испугалась, что она передушила их, хотела её выбросить. А она, оказывается, обогревала их.
Подрастая, они стали выбираться из коробки и без проблем быстро научились пить молоко из блюдца. Я стала давать им кусочки фруктов, орехов, семечки. Кушали всё подряд, даже просыпанную на пол крупу подбирали.
Как же было забавно наблюдать за их играми, когда они гонялись друг за другом, при этом кто-то умудрялся попасть в блюдце с молоком! Тогда приходилось обмывать им брюшки и лапки под умывальником и вытирать специально для них выделенным полотенцем.
Мой муж, довольно суровый и серьёзный человек, с большим удовольствием наблюдал за ними, кормил и ухаживал, если меня не было дома или я была занята. Даже про телевизор забывал. Кажется, для него самого было неожиданно, что он нашёл занятие поинтересней, смирился с такими беспокойными "квартирантами".  Даже несмотря на сопутствующие неприятности.
А они были! Да ещё какие!
Повзрослев, ежата стали вести ночной образ жизни, довольно громко топая и цокая коготками по полу. Конечно, не признавали никаких лотков и ограничений по части туалета. Бегали они чаще вдоль стен и все неприятности оставались там, не под ногами. Почти каждый день приходилось промывать их "тропы". Благо, навоза от них было сравнительно мало и он легко отмывался. А больше они особых хлопот и не доставляли, разве что ночью иногда могли попасть под ноги и была возможность наступить на кого-то.
Однажды такое и произошло.
Муж, спросонья забыв, что может быть "сюрприз", резко вскочил с кровати и тут же свалился назад, напугав меня до полусмерти. Ну и заорала же я! Соседи, живущие этажом выше и рядом, утром спрашивали, что же у нас случилось. А ничего! Просто муж наступил на ежа, который мгновенно свернулся в шар, и он по нему прокатился. Я думала, что он раздавил ёжика, но утром все ежи были в порядке, кушали, бегали. Мы даже не поняли, который из них попал под "горячую ногу". Отнеслись к этому инциденту с юмором - молодые были.
Только ёжики были какие-то небольшие, светлые, лопоухие. Мы предположили, что это от того, что росли они не на природе, а в квартире. Позже мы узнали, что это была такая порода ежей - ушастые. И всё у них нормально.
А надо сказать, что в доме, в котором мы жили,  да и во всех соседних домах водились тараканы. Не просто рыжие мелкие, а огромные чёрные, блестящие! Никакого спасу от них не было! Включишь свет ночью, а они по щелям с шуршанием разбегаются. Закрывать приходилось плотно всю посуду, продукты, вёдра с запасом воды. Правда, в холодильник они не проникали. И чем только их не выводили - бесполезно. Они мигрировали из дома в дом, с этажа на этаж, из квартиры в квартиру.
И вот стали мы замечать, что количество тараканов сильно поуменьшилось, а после пропали они совсем. Вскоре соседи стали делиться радостью, что и у них тараканы исчезают...
Оказалось, что это наши ёжики, повзрослев, открыли на них настоящее сафари. Не раз мы видели, как они ловили и поедали их, только хруст стоял. Вот так ёжики избавили наш дом от этих неприятных тварей.
            Прослышав о наших ёжиках, к нам стали приходить из соседних домов с такой же проблемой. Ну как не помочь людям?!
            Короче, разобрали наших ёжиков как котят. Людей даже не напугали проблемы от ежат - с тараканами было хуже. Ёжики хотя бы не лазали по столам и посуде. Отдавали мы их только тем людям, которых хорошо знали, которые могли и хотели их выпустить на природу после решения проблемы. Себе мы оставили одну девочку.
            Через какое-то время наша девочка стала проявлять признаки половозрелости, и мы решили поселить её в саду у сестры мужа. Сестра жила в частном секторе на другом конце города, и участок её граничил с тем же кладбищем.
             Сестра мужа рассказывала позже, что наша ежиха приходила по ночам к своей миске, и однажды даже ела пойманную мышь. Потом на какое-то время она пропала. Мы все забеспокоились, что же с ней случилось. Но вскорости она появилась снова, уже вдвоём с другом.
              Поздней осенью их уже не было видно. Наверное, устроились где-то зимовать.
              Все ёжики были выпущены в природу. Мы это проверяли. Ведь мы в ответе за тех, кого приручили. Хотя и непреднамеренно.


             
                Декабрь 2025 г.


Рецензии