Мохорхан в Долине Булган
Мохорхан родилась в 1879 году в живописном урочище Нарин-Горхон, которое словно оберегали холмы, напоминавшие издалека седло, у самой границы с долиной Булган. Улус насчитывал около двухсот очагов. Стойбище раскинулось по обеим сторонам невысоких гор, утопающих в густой зелени лесов. По лощине, словно змея, вилась речка с кристально чистой и холодной водой, прорезая горы и скрываясь в тени высоких берез и сосен. Юрта семьи расположилась на западном берегу ручья, на самой опушке леса.
Отец Мохорхан, тайши Сагадай, был уважаемым человеком из рода Хубдууд, а матушка, по-бурятски эжи, которую звали Сэбэг, родившаяся в 1859 году, славилась своим мастерством рукоделия. Мохорхан была старшей дочерью, за ней следовали брат Дэшин и сестры: Аян, Дари и Сахир.
С малых лет Мохорхан была опорой для родителей. Она усердно помогала по хозяйству, заботилась о доме и присматривала за стадом овец, главным богатством семьи. В пять лет отец впервые посадил её в седло, и девочка быстро освоилась. К семнадцати годам она скакала по бескрайним долинам и горным склонам, не уступая опытным наездникам. Особенно любила она состязаться с братом Дэшином, младшим на три года, в быстроте и ловкости.
Трудолюбивая, добросердечная и жизнерадостная девочка с неутолимой любовью заботилась о своих питомцах: собаке, кошке, коровах и овечках. Она знала по именам всех своих подопечных в отаре, и каждая овечка была ей дорога. Верным помощником в её нелегком труде был пёс Хурдан, всегда бдительно охранявший стадо и готовый помочь собрать его в загоне в любую погоду. Вся община стойбища любила дочь Сагадайя и с доверием поручала этой юной труженице свои стада.
Эжи часто шила для Мохорхан красивые дэгэлы, но девушка предпочитала удобный костюм из синего и золотистого шелка. Её длинные, цвета кедрового ореха, волосы были заплетены в тугую косу, украшенную небесно-голубой лентой. Тонкие и правильные черты лица дополняли миндалевидные глаза, сияющие лучистым светом. Стройная и высокая, она напоминала молодую сосну, тянущуюся к небу.
Отец своими руками сшил для Мохорхан удобные кожаные сапожки с загнутыми носками, украшенные тонкой вышивкой из красного материала. Эти сапоги были не просто обувью, а настоящим произведением искусства. На шее девушки красовалась нить мелких коралловых бус – подарок любимой эжи.
Июль 1895 года выдался нестерпимо жарким. С ранней зари Мохорхан выгоняла стадо на сочные пастбища. Ловко управляя гнедым конём, девочка следила за овцами, которые то и дело норовили разбрестись по окрестным холмам. Однажды, задремав на солнце, Мохорхан проснулась и не увидела ни одной овцы. Страх сковал её сердце: стадо исчезло! Куда же они могли подеваться? Она вскочила на своего скакуна и помчалась по долине, за дальние горы. Лебеди, плавающие в озере, тревожно взмыли в небо. Бабочки и пчелы закружились в горячем воздухе. Гнедой конь быстро доставил её к подножию холмов. За холмом Мохорхан увидела ужасную картину: огромное черное чудовище с желтыми маленькими глазами, вырвавшееся из ледяных вершин, пожирало овец. Девочка была беспомощна, а чудовище исчезло так же внезапно, как и появилось.
Долгие годы оно терроризировало окрестные стойбища, поглощая души людей и превращая их в безвольных существ, заточенных в его недосягаемом логове, спрятанном в ледяной вершине гор. Будучи темной сущностью, чудовище выживало за счет жизненной энергии людей, поэтому отчаянно нуждалось в постоянном притоке новой силы. Чудовище было мастером иллюзий, умело скрывая свою истинную природу. Оно заманивало жителей улусов в коварные ловушки, чтобы завладеть их душами, тем самым увеличивая свою мощь и продлевая существование. Владея темными силами, оно искусно управляло погодой, насылая бури и наводнения, сея хаос и разрушения на бурятской земле. Не раздумывая, Мохорхон смело ринулась защищать своих овец, но было уже поздно. Чудовище унесло половину стада, повергнув девушку в глубокое отчаяние. Убитая горем и напуганная, она вернулась в стойбище. Все стойбище с негодованием смотрело на юную наездницу.
Вечером отец открыл ей страшную тайну: много лет назад, когда Мохорхан была еще совсем маленькой, её эжи, мама, пропала во время нападения этого же чудовища. С тех пор её никто не видел. На следующее утро, движимая чувством долга и желанием найти свою эжи, Мохорхан собралась в путь, чтобы выследить чудовище и предотвратить новые нападения. Она вскочила на своего верного коня и помчалась к далекой горе, вершина которой была покрыта вечными льдами.
Долго ли, коротко ли, но после нескольких дней пути Мохорхан добралась до подножия горы. Дальше пришлось идти пешком по узким горным тропинкам. И вот, наконец, она заметила вход в пещеру. Без колебаний, полная решимости, она шагнула в тёмную неизвестность.
Прошло немало времени, прежде чем в глубине пещеры она увидела мерцание серебристой поверхности. Перед ней раскинулось огромное озеро неземной красоты, населённое невиданными рыбами. К её удивлению, одна из рыб заговорила, и Мохорхан поняла каждое её слово. Это был её дар – понимать язык животных.
Рыба рассказала, что они долго ждали её, чтобы она освободила их из царства вечного холода. Оказывается, все они были заколдованы ужасным монстром, который похищает людей и превращает их в подводных обитателей. Внезапно все водные жители исчезли. Мохорхан стала звать их, но в ответ услышала лишь тишину. Не раздумывая, она решила переплыть озеро, чтобы найти их и помочь. Она вошла в ледяную воду и поплыла, но внезапно что-то потянуло её вниз, ко дну.
Глава 2.
Когда Мохорхан пришла в себя, она лежала на берегу широкой реки в совершенно незнакомой местности. Голова раскалывалась, все тело била дрожь от пронизывающего холода. Вокруг неё стояли люди в странной одежде, а вдалеке виднелись высокие, сверкающие здания. Молодые люди помогли ей встать, они говорили на непонятном языке, совершенно чуждом уху Мохорхан. Последнее, что она помнила – ледяное озеро в пещере, его темные воды, поглощающие ее с неимоверной силой. Где она? Что случилось? Молодые люди протянули ей руки, помогая подняться. Их прикосновения были осторожными, но уверенными. Одеяние девушки и ее растерянный вид напоминали им героиню исторического фильма, попавшую в современность. Они что-то говорили и жестикулировали, пытаясь понять, слышит ли она их, понимает ли их слова. Мохорхон покачала головой, показывая, что их язык ей незнаком. Один из юношей достал из кармана плоский, блестящий предмет. Он что-то нажал на нем, и из предмета раздался голос, говорящий на ломаном, но все же узнаваемом бурятском языке: « Кто ты? Откуда ты прибыла»?
Мохорхан испуганно посмотрела на говорящий предмет. Что это – шаманский амулет, дух, заключенный в камне? Собравшись с духом, она ответила: « Я – Мохорхан, дочь Сагадайя из улуса Нарин-Горхон, что в долине Булган. Где я? Как называется это место»? Голос из предмета на мгновение затих, а затем произнес, теперь уже с явным изумлением: «Нарин-Горхон? Долина Булган? Это… очень далеко отсюда. И давно… Ты уверена? Мы в Монреале». Девушка сбивчиво пыталась объяснить, что она должна спасти свое стойбище от неминуемой опасности, и что зловещее, черное Чудовище похищает сородичей уже много лет. Ребята перевели девушке, что на дворе 2025 год, и что никаких чудовищ не бывает.
2025 год… Слова словно ударили Мохорхан в грудь. Мир вокруг поплыл. Что за безумие? Ее мир, ее время, словно растаяли в дымке. « Я… я не понимаю, – прошептала она, чувствуя, как на глаза наворачиваются слезы. – Что это значит, 2025 год»? Ее провели в один из высоких, странных домов. Внутри было тепло, светло и совершенно незнакомо. Стены были гладкими, без единого украшения, мебель – блестящей и угловатой. Ей дали теплую одежду из мягкой ткани и горячий напиток, от которого постепенно отступила дрожь.
С помощью говорящего предмета она узнала о будущем: о машинах, летающих в небе, о говорящих экранах, которые показывают события на другом конце света, о городах, простирающихся до самого горизонта. Мир, который она знала, мир кочевых стойбищ и древних традиций, словно и не существовал вовсе. Страх и изумление переполняли ее. Но среди потока новой, чудовищной информации промелькнула искра надежды. Голос из предмета упомянул о девушке по имени Самия, которая живет в этом городе и тоже говорит на бурятском языке. Более того, предки Самии тоже из Соболиной долины, долины Булган.
Мысль о том, что она встретит кого-то, кто говорит на ее языке, дала надежду на возвращение в родные края. Она должна увидеть Самию. Она должна понять, как ей вернуться в свой мир и, самое главное, узнать, есть ли способ спасти ее мать и остановить чудовище. Молодые люди связались со спасительницей, которая согласилась приехать и помочь странной землячке своих родственников из далекого региона. Сердце Мохорхан бешено колотилось, словно вся ее жизнь зависела от этой встречи. Наконец Самия, красавица лет семнадцати с большими карими глазами, вошла в комнату и увидела Мохорхан. В глазах Самии отражалось изумление и легкий испуг, поскольку незнакомка напоминала ее бабушку по матери, фото которой висело в ее спальне. «Сайн байна, Самия», – тихо произнесла Мохорхан на родном языке.
После длинной беседы девушки пришли к выводу, что Самия является пра-правнучкой Мохорхан. Глаза Самии расширились от неожиданности. «Это… это невозможно», – пробормотала она, не веря своим ушам. «Возможно, – твердо ответила Мохорхан. – У меня нет времени объяснять. Нам нужно поговорить. Нам нужно остановить чудовище, пока оно не поглотило весь мир».
Самия, все еще находясь в состоянии шока, пригласила ее к себе домой. Она чувствовала необъяснимую связь с этой незнакомой, но одновременно до боли родной девушкой. Интуиция, дремлющая в глубине ее души, подсказывала ей, что Мохорхан говорит правду. Мохорхан рассказала Самие о своем прошлом, о нападении чудовища, о пропавшей эжи, о заколдованных рыбах в ледяном озере. Она рассказала о пещере, о словах рыб и о падении в бездну. Самия слушала, затаив дыхание. Она слышала легенды о чудовище, о заколдованных озерах и о древних шаманских заклинаниях. Она знала, что в ее роду есть дар – способность видеть и чувствовать то, что скрыто от обычных людей. Но она никогда не верила, что эти сказки могут быть правдой.
«Я верю тебе, – сказала Самия, когда Мохорхан закончила свой рассказ. – Я всегда чувствовала, что есть что-то большее, чем этот мир. Какая-то тайна, которая ждет своего часа». «Ты можешь мне помочь, – сказала Мохорхан. – Рыба говорила о заклинании, которое может освободить их и остановить чудовище. Ты знаешь что-нибудь об этом»? Самия нахмурилась, пытаясь вспомнить обрывки услышанных в детстве легенд и молитв бабушки по отцу. « Моя бабушка учила меня молитвам, рассказывала мне сказки о древних заклинаниях, о силе природы и о силе духа. Но я никогда не придавала этому значения… Думала, это просто сказки для детей», -добавила девушка. «Это не сказки, – перебила ее Мохорхан. – И времени у нас почти не осталось. Чудовище до сих пор там, в моем времени, собирает души людей и превращает их в рыб. Моя эжи и также пропала во время шторма, вызванного Чудовищем. Мы должны остановить его, пока оно не стало слишком сильным».
Самия посмотрела в глаза прапрабабушки. В них горел огонь отваги и решимости. Она чувствовала, что это ее судьба, ее долг – помочь Мохорхан остановить зло. «Я помогу тебе, – сказала Самия. – Вместе мы найдем это заклинание. Вместе мы победим чудовище и вернем мир в наш улус». Две девушки, разделенные столетием, но объединенные кровью и общим врагом, стояли друг перед другом. В их сердцах горела вера в добро, в силу любви и в победу над тьмой. Они были готовы отправиться в опасное приключение, чтобы спасти своих близких и все стойбище.
Глава 3.
Мохорхан и Самия горели желанием вернуться в Долину Булган, во времена Мохорхан. Но как это осуществить? Однажды ночью Самие приснился сон: она увидела люк, расположенный на возвышенности, напоминающей Королевскую Гору. «Нужно найти это место, – подумала Самия. – Возможно, это и есть дорога домой для Мохорхан»? С первыми лучами солнца девушки отправились в путь. Для Мохорхан всё происходящее казалось невероятным, но она старалась принять новую реальность и не терять надежды. На Королевской горе, на берегу небольшого водоёма, неподалёку от искусственного водопада, они обнаружили железный люк. С трудом, приложив все усилия, они открыли его и по очереди прыгнули в тёмную глубину.
Открыв глаза, они увидели перед собой бескрайнее голубое озеро. Мохорхан сразу узнала эту гладь. Прекрасные рыбы подплыли к странницам. Мохорхан была рада встрече со своей старой знакомой, говорящей рыбой. К всеобщему удивлению, слова молитвы, которым научила бабушка Самии по отцу, сами полились из уст путешественницы. Это была молитва, которую она повторяла за своей бабушкой и отцом: " О, Возвышенный, Великий Всевышний, прибегаю к твоей защите Господа людей, Царя людей, Бога людей, от зла искусителя исчезающего, который научает в груди людей, от джиннов и людей». И тут, со страшной силой, берег и вся безграничная пещера затряслись.
Появилось мрачное, злобное Чудовище, пробужденное шумом и заклинанием. Оно было в ярости от дерзкого вторжения. Кто посмел нарушить его покой? Огромное, покрытое слизью, с горящими красными глазами, оно взревело, сотрясая пещеру. Несмотря на страх, храбрые девушки продолжали читать молитву всё громче и громче. Самия чувствовала, как ее наполняет сила предков. Она вложила в каждое слово всю свою веру и любовь к своему роду. И вот, чудо свершилось! Рыбы начали превращаться в людей. Искры света вырывались из их тел, обретая человеческий облик. Сила Чудовища стала таять. С каждой секундой оно уменьшалось, съеживалось, пока не превратилось в маленькую безобидную ящерицу, испуганно юркнувшую под камень.
Волшебная рыба, разговаривавшая с Мохорхан, превратилась в красивую женщину. Она подошла к Мохорхан и запела знакомую колыбельную. Мохорхан узнала эту песню, это была ее эжи! Слезы радости потекли по щекам Мохорхан. Эжи обняла ее крепко-крепко, словно боясь отпустить. Именно она помогла своей дочери пройти сквозь воду, чтобы спасти ее от встречи с Чудовищем. Самия смотрела на них, и ее сердце переполняла любовь. Она чувствовала себя частью этой семьи, частью этой истории. «Хугшэн эжи»! – робко обратилась Самия. Женщина повернулась к ней и улыбнулась:« Ты – потомок моего рода, дитя. Спасибо вам за помощь и добро пожаловать домой».
Так Самия познакомилась со своей семьей из Долины Булган, узнав историю своего рода. «Какая прекрасная долина!», - восхищенно воскликнула она при виде открывающегося простора, полного разноцветных цветов и зеленой травы.
Свидетельство о публикации №225121301843