Критик

Сергей Петрович по характеру был въедливым исследователем. Он не пропускал мимо своего внимания ни одного вопроса, а тем более проблемы. При этом, трезво оценивая свои силы, он не замахивался на загадочные природные и общественные явления, а концентрировался на производственных делах и повседневных особенностях жизнеустройства.
Его пытливый ум находил противоречия, которые другие не видели или оставляли без внимания. Смотря кинофильм, он не всегда мог поддаться заложенным в сценарии эмоциям: мешало ему то, что во многих сценах он находил несовершенства, а то и ошибки. Чаще всего это были нелогичности в дискуссиях и поступках, особенности внешнего вида героев и временные рассогласования. Примерно так же обстояло дело с книгами. Даже у классиков он отмечал неточности и небрежности. Что уж говорить о скоротечных произведениях современных авторов, особенно детективах, которые он просто перестал брать в руки. Даже на радио и телевидении дикторы, ставшие вещать с очевидными стилистическими и смысловыми ошибками, вызывали у него глубокое раздражение.
По специальности Сергей Петрович - авиаинженер весьма высокого уровня, но вот по службе продвигался медленно. Главная причина состояла в том, что он не скрывал видения неоптимальных, по его мнению, а тем более ошибочных решений своего прямого начальника.
Личная жизнь Сергея Петровича не задалась с самого начала. Даже на свидании он не мог целиком сосредоточиться на романтических чувствах, отвлекаясь деталями складывающейся ситуации.  Мало какая женщина могла бы долго выдержать его постоянные умозаключения, а тем более назидания. Особенно женщин раздражало то, что практически во всех спорах и разборках прав оказывался он. В результате оба брака оказались весьма быстротечными.
Сергей Петрович имел хорошую память, много читал, в том числе всю отечественную и зарубежную периодическую научную литературу по специальности, и с годами стал энциклопедистом. Однако это несильно способствовало успеху его производственной деятельности. Для озарения важнее бывает смелый полет мысли в мозге, не загроможденном всеобъемлющей информацией.
Начальник отдела, будучи человеком рассудительным и рациональным, сумел подняться над уровнем обид и в конце концов нашел способ направить критический ум Сергея Петровича в конструктивное русло. Он сделал его неформальным оппонентом отдела и стал рассматривать работы подчиненных всегда в присутствии Сергея Петровича.
 Вот тут в полном объеме и пригодились его критический склад ума и эрудиция. Получая на заключение очередную работу, он как охотник вцеплялся в нее всей мощью своего изощренного ума, и редко дело обходилось без обнаруженных недостатков и погрешностей. Он рассматривал не только принцип действия предлагаемого устройства, но также особенности его эксплуатации, ремонта и утилизации. Начальнику это нравилось, и он поощрял рвение Сергея Петровича значимыми премиями. А вот сотрудники его невзлюбили и объединились в неприятии.
Помимо работы у Сергея Петровича было еще одно увлечение: он был поисковиком артефактов прежних времен и для этих целей даже сконструировал и изготовил металлоискатель высокой чувствительности. Привлекало его использование найденных следов древности для независимого осмысления существовавших исторических представлений о жизни наших предков.
Прежде всего в поле его интересов были технологии выплавки металлов. Он очень сомневался в существующих на этот счет представлениях и предлагал поставить контрольный опыт: дать возможность ученым, с легкостью объяснившим подобные навыки древних, самим реализовать их на практике. Посмотреть, где и как они добудут медь, олово или алюминий, необходимые для сплава, и реализуют процесс варки бронзы, требующий температуру в 1300 градусов. На это предложение, однако, никто из известных археологов и историков не откликнулся.
В официальных экспедициях он поучаствовал пару раз, но потом отстранился в силу своей нетерпимости к руководящим указаниям, казавшимся ему далеко не оптимальными. В любом коллективе ему в принципе было некомфортно, однако двое приятелей-поисковиков со спокойным нравом у него все же были.
Один из них, Василий, тоже авиаинженер, пригласил в их поисковую группу молодую женщину – Наташу. Сам он женат, его целью было именно познакомить разведенную подругу жены с Сергеем.
Наташа имела историческое образование и работала в музее Дарвина. Сергей Петрович после пары совместных походов убедился в глубине её познаний и точности выводов и заключений. Их дискуссии нечасто завершались его победой. Наташа никогда не доводила дело до разгрома противника и в случае своего преимущества старалась заканчивать спор вничью. Она была женщиной не только приятной, но и умной, и Сергей вскоре проникся к ней немалым уважением. Дело дошло до того, что пару раз они сходили на раскопки вдвоем. Результатом стало решение попробовать пожить вместе.
Сергей по опыту прежних неудачных семейных отношений старался в этот раз проявлять сдержанность и терпимость, да и уверенность в своих критических способностях у него поубавилась. Наташа была лидером по характеру, но брать власть не спешила, поскольку тоже имела в связи с этим негативный опыт общения с мужчинами. Такая предусмотрительность обоих привела к положительному результату, а именно к свадьбе.
Прознав про сложности отношений Сергея с сослуживцами, Наташа дала ему несколько дельных советов. Первый и главный состоял в том, что в своих заключениях следует акцентировать внимание на положительных моментах работы и публично оценить их по достоинству, а то и выше. Замечания высказывать без пафоса, не придавая излишнего значения. Еще лучше предложить путь устранения обнаруженных недостатков.
Такая практика сработала, и отношение к Сергею Петровичу в коллективе радикально изменилось в лучшую сторону, его критика теперь воспринималась с пониманием, а предложения и рекомендации с благодарностью. Начальник отдела не оставил это без внимания и вскоре назначил Сергея Петровича своим заместителем.
Постепенно авторитет Наталии укрепился настолько, что Сергей принял бы в семье роль второго плана, но супруга этого не допускала. Во всяком случае, всегда уступала ему в вопросах не первого уровня значимости. Изредка он еще срывался на критику, что Наташа воспринимала с улыбкой, нежно обнимала мужа, умело отвлекая от спора. Таким путем она успешно подстроила характер и повадки Сергея Петровича под счастливую семейную жизнь.
Для счастья не обязательно ставить себя выше других и оспаривать всё, представляющееся неточным, неоптимальным или даже неверным. Отношения людей – это не поиск истины, а уважение через согласование интересов. В народе с древних времен сформулирована мудрость в виде риторического вопроса: «Хочешь быть правым или счастливым?» 
Сергей Петрович, наконец, выбрал второй вариант, и жизнь его стала приятной и плодотворной как на работе, так и дома. Через год у них родился сын, точно повторивший характер отца, да еще приумноженный лидерскими качествами матери. Непросто пришлось с ним родителям и особенно учителям. Методы убеждений на него не действовали вовсе.
Характер может подправить только жизнь.


Рецензии