СВО итоги 2025 года

Война продолжается уже почти четыре года. И унесла свыше миллиона жизней с обеих сторон (по некоторым данным только Украина потеряла более 800 тыс. человек убитыми). Между тем, российская армия все еще не сдвинулась с Донбасса. И только в последние месяцы наметились определенные подвижки.
Война характеризуется стратегией, направленной на истощение сил противника, которую применяют обе стороны конфликта. Это выражается, в том числе, в постоянных атаках на объекты энергетической инфраструктуры (нефтебазы, электростанции и прочее).
Конфликт на Украине нередко называют «войной дронов». И если до начала СВО у России практически не было беспилотников, то с недавних пор появился целый новый род войск – войска беспилотных систем. Теперь сотни «гераней» регулярно наносят удары по территории Украины. Однако боевые действия ведутся, прежде всего, на земле - силами сухопутных войск.
Особенности ведения боевых действий в этой войне определяются стремительным развитием систем разведки, включая военные спутники и беспилотники. В таких условиях, когда территория конфликта находится под постоянным наблюдением, проводить наступательные операции крупными силами практически не представляется возможным, поскольку колонны бронетехники, выдвинувшись на штурм вражеских позиций, сильно рискуют попасть под огонь артиллерии или быть атакованными дронами. А потому в последнее время обе стороны все чаще прибегают к тактике просачивания малыми (до взвода) группами. Эти группы под покровом темноты, используя лесопосадки, пробираются в населенные пункты, где закрепляются, а потом к ним точно также подходят подкрепления. Таким образом, происходит медленное накапливание сил.
Такая тактика была применена нашими войсками при штурме Покровска и Северска.
Наши бойцы используют всевозможные способы незаметного проникновения в города, в том числе газопроводные трубы, как это было при освобождении Суджи (знаменитая операция «Поток»), что привело к бегству частей ВСУ из Курской области.
Кроме того, ВС РФ в последнее время практически отказались от лобовых атак, чреватых большими потерями в технике и личном составе, и используют тактику фланговых обходов и окружения населенных пунктов («полукотлы»), вынуждая противника покидать хорошо укрепленные позиции в городской черте.
В целом, за год произошло два наиболее заметных события:
1. Освобождение занятых украинцами в августе 2024 года приграничных районов Курской области (март).
2. Занятие нашими войсками ряда населенных пунктов на Донбассе, а также в других регионах в конце ноября – начале декабря, включая Покровск (Красноармейск) и Северск.
Надо сказать, недавнее известие об освобождении Северска стало приятным сюрпризом. Этот город долгое время считался одной из сильнейших «крепостей» ВСУ, а пал менее чем за месяц уличных боев. Взятие Северска открывает дорогу на Славянск – то самое место, куда в апреле 2014 года пришел отряд Игоря Стрелкова, с чего началась эта кровавая донбасская эпопея длиною в 11 лет.

Судя по карте СВО, в настоящее время Россия, помимо большей части земель Донбасса, Херсонщины и Запорожья, контролирует некоторые территории Сумской области (Юнаковка), Харьковской области (Волчанск, Лиман). Что касается Купянска, о взятии которого ранее начальник Генштаба ВС РФ Герасимов докладывал Путину, украинцы здесь в последние недели предпринимают постоянные контратаки. И Зеленский даже делал фото на фоне стелы на въезде в город (говорят, что это фейк), который наши войска, по-видимому, контролируют не полностью. И ситуация здесь остается довольно напряженной.
В последнее время внезапно активизировалось Запорожское направление, где три года шли позиционные бои: поступают обнадеживающие известия о прорыве наших войск в районе Гуляйполя (некогда столица небезызвестного героя времен Гражданской войны – анархиста Нестора Махно).

Можно ли говорить о переломе хода военных действий в пользу России? В целом, инициатива на поле боя принадлежит ВС РФ. Однако ВСУ, по-прежнему, сохраняют боевой потенциал, особенно по части применения дронов, и все еще успешно действуют в обороне – по крайней мере, им удается не допустить продвижения армии России вглубь страны.
Последние события позволяют надеяться, что в будущем году нашим войскам все же удастся занять всю территорию Донбасса и, вероятно, дойти до города Запорожье (взять его?). Что касается Херсона, оставленного армией России во время очередной «перегруппировки» осенью 2022 года, пока представляется сомнительным возвращение города, ведь для этого очевидно, потребуется проведение операции, которая предполагала бы форсирование Днепра силами крупных воинских соединений.
***
Несколько слов о дипломатических попытках решить украинский вопрос в этом году.
Мирные инициативы Трампа предсказуемо зашли в тупик. Переговоры между непосредственными сторонами конфликта вновь забуксовали. Разумеется, камнем преткновения стал вопрос территорий, который является ключевым в любом военном конфликте. И, разумеется, СВО, что бы там ни говорили, не исключение из правила. А поскольку Зеленский отказывается выводить войска с Донбасса, что стало бы для него концом политической карьеры, значит, «мясорубка» на Украине продолжится и в следующем году. Вместе с тем Путин снял с себя всю ответственность за гибель людей в этой войне…


Рецензии