Юбилей, ч. 1
Юбилей был - деда. Значит, год можно назвать точно - 82-й. Июль месяц. Стало быть, деревня.
С одной стороны, это было хорошо: в те времена собрать такую прорву гостей в городе было почти невозможно.
Были и минусы: далеко. Посуху дорога... Даже летом, в общем, непроезжая. И транспорт не ходит никакой.
В этой связи гости приезжали в субботу с утра, пораньше. А в воскресенье, в самую послеобеденную жару, должны были уже двинуться обратно.
Как приезжали? Ну, лодкой, понятное дело. Но это в конце. А сначала...
Кто на машине, оставляли её на той стороне, в посёлке, у добрых людей, сунув им трёшку за хлопоты.
А без машины... н-да... Электричкой, потом автобусом до посёлка, если этот ушатанный "Пазик" вообще будет в субботу летом ходить.
Ну, кто хочет - тот доберётся. Хотя многие извинились и отказались.
Ночевать большинство собиралось в палатках на лугу.
***
Мы с братом всё порывались с отцом на ту сторону, встречать гостей. Но он прочистил горло и покачал головой: только место в лодке занимать. И мы бегали с тележками туда-сюда, помогали таскать вещи, гомонили... В общем, как говорила мать, "присудыркивали".
Из гостей особо желанными были наши четверо дядьёв. Трое - мамины братья. Дядя Володя - небольшого роста, скромный и очень работящий. Он приехал один, без жены и без дочери: дорога трудная.
Дядя Боря и дядя Юра: эти с жёнами и дочками, с трудом упихавшись в маленькую смешную машинку, которую они в честь известного фильма называли "киргуда".
Здоровенные дядьки, рыбаки, охотники и выпивохи. Они нежно любили сестру, нашу маму, и нас, племянников. У них-то - по девке, и всё, как они часто сами говорили. Тётя Рита только улыбалась, а вот тётя Наташа маму из-за этого недолюбливала. Ну, да ничего, родня...
Но, пожалуй, самым прикольным был дядя Женя. Вообще-то не родственник, а однокурсник родителей и один из любимых учеников деда. Великолепный рассказчик, певун, поэт, художник, спортсмен и любимец женщин, женатый на редкой красавице - тёте Нине.
Но её тоже не было - отправилась с сыном на курорт по путёвке, добытой с колоссальным трудом.
Была тут, конечно, и тётя Нюся с семейством: дядей Колей и дочерью Галиной, совсем недавно вышедшей замуж. Муж её, долговязый и замкнутый, был всем в новинку, к нему приглядывались... А Галя вся прямо светилась своим новым статусом - мужняя жена! Но самое-то главное - здесь был её брат Игорь. И в общем, было нас теперь трое братьев. Здорово!
***
И была ещё тетя Эля. Про неё разговор особый. Она вышла когда-то замуж за друга наших родителей, но вскоре овдовела.
И, как я теперь понимаю, очень хотела выйти замуж снова, но ребёнок...
Таня была тогда уже взрослой девушкой. И она была - не такая.
Наши сёстры Ира и Оля, дочери дяди Юры и дяди Бори, тоже взрослые девицы, её почти не знали. Но они были очень красивые, статные, черноволосые, со смуглым румянцем, смешливые, и любили для смеха пофлиртовать даже с нами, мальчишками.
А Таня была тихая, мягкая, кругловатая, веснушчатая, белокожая. Волосы с рыжинкой и голубые глаза...
И была она вроде и при матери, а вроде и нет...
***
Ну так вот, бега. Всем ведь хотелось не просто сесть-выпить-закусить, а чего-нибудь особенного.
Идея "забега в честь юбиляра" принадлежала, конечно, дяде Жене. Он ведь был выдумщик.
Но инициатива, как известно, наказуема - ему всё и делать. Тогда он привлёк к организации турнира нас, пацанят. От сада отмеряли рулеткой 50 метров - до огуречной грядки. На финише поставили табуретку, на неё воодрузили бутылку водки, кувшин кваса, тарелку со свежесорванными огурцами и лафитник.
Задание было такое: добежать до табуретки, выпить-закусить (только честно - огурец прожевать и проглотить), и назад.
И тут дядя произнёс слово "гандикап". И доходчиво объяснил: просто время - это несправедливо. Например, дедушка всем проиграет, а это ведь его праздник.
Так что фактическое время делим на возраст в годах. Тут мы немного приуныли: как бы мы, трое ребят, не мчались, бежать раза в четыре быстрее взрослого не получится.
Но дядя Женя опять поднял палец вверх и сказал: это тоже не совсем справедливо. Кроме абсолютного первого места, должно быть первое место среди мужчин, среди женщин и среди молодежи. Вот тут мы здорово завелись! Шанс, однако!
Было тут еще одно затруднение: сначала нужно было спросить у всех возраст, а потом составить и красиво расчертить таблицу.
Таблицу он расчертит, а вот бегать за всеми, спрашивать возраст и записывать в блокнот должны были мы. Возраст нам все сообщали охотно - для дела ведь. Сёстры сообщили, что им по девятнадцать, Таня тихо сказала - семнадцать... А вот её мама, тётя Эля, говорить отказалась. Тогда мы пошли к дяде Коле, которого выбрали главным судьёй: очень уж он любил судействовать. Тётя Нюся, между прочим, только усмехнулась...
А он сказал: пишите - на вид.
Для нас, ребят, любой возраст старше двадцати был абстракцией.
И дядя Женя вывел рядом с именем "Эля": 30. И, непонятно почему, улыбнулся. Только через многие годы до меня дошло, что Тане-то, её дочери, было семнадцать. А ей, значит, около сорока. Так же мы не поняли тогда, чему тётя так обрадовалась, увидев готовую таблицу.
***
И бега начались! Дед не спеша дошел до табуретки, со вкусом махнул лафитник водки и, жмурясь, начал жевать огурец... А время-то идёт, хоть и делённое на восемьдесят. Пришлось бабушке подгонять его, и все смеялись до слёз. Топоча, как слоны, проскакали мимо нас, помощников судьи, дядя Юра и дядя Боря.
Красиво и даже стремительно продефилировали мама, тётки, сёстры и Таня.
А потом я мчался, сломя голову, и едва не поперхнулся квасом, а потом - огурцом.
Выиграл среди молодёжи легконогий Игорь.
Среди женщин - вы не поверите! Тётя Эля! Видимо, было ей это нужно позарез.
А среди мужчин и вообще - дядя Женя. Самый хитрый дядя на свете.
Победителям вручали призы: воблу, шоколадки и венки из маков. Но довольны по уши были все.
На этом первая часть праздника закончилась.
###
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ).
Свидетельство о публикации №225122300873