Трое в квартире
Судя по доносившимся звукам, Ребёнок был в процессе познания силы притяжения. Родитель готовил завтрак, словно воспроизводил ритуал, заведённый издавна.
— Каша — самый полезный завтрак. Ещё мои родители так говорили, — директивно заявлял Родитель, вешая на это блюдо ярлык «традиционно полезная».
Хорошо быть Ребёнком. Смотреть на мир широко распахнутыми глазами, ощущать беззаботность, бесконечно изучать и увлечённо исследовать, — думал Взрослый.
Без его любознательности и неутомимой деятельности, мы — Взрослые, вряд ли могли бы совершить столько открытий, так искренне радоваться простым вещам и получать удовольствие от игр.
С этими приятными мыслями Взрослый включился в круговорот ежедневных дел и забот.
— Ты не забыл...? Сделал...? Пора бы тебе уже..., — контролирующий, отдающий команды Родитель заступил на службу. Он призывал обитателей квартиры внять его наставлениям.
Ребёнок начинал грустить, а порой капризничал и протестовал.
— Ведешь себя как маленький. Занимаешься всякой ерундой и творишь глупости, — упрекал недовольный Родитель, на что Взрослый сильно обижался, если оставался в состоянии Ребёнка.
Конечно, Родитель хотел уберечь от ошибок, предостеречь. Он думал, что знает, как лучше и как надо. Но исходил только с позиции своих давно полученных знаний и личного опыта, не всегда подходящих под реальную текущую ситуацию.
Однажды Родитель чуть не утонул, случайно упав в воду. С тех пор регулярно настаивал на том, чтобы близкие держались подальше от водоёмов. Как тут научишься плавать, следуя его наставлениям?
Обычно Взрослый был главой семьи. Тогда жизнь текла в спокойном русле. По мере необходимости строились планы, принимались решения, делались дела. Окружающие Взрослые слушали и слышали друг друга, договаривались.
Когда случалось Ребёнку захватить власть, квартире грозил хаос, погром, в лучшем случае — творческий беспорядок. Ребёнок увлекал в мир естественных желаний и бурных эмоций. Стремился расширять границы дозволенного, переходить черту «нельзя», как и положено детям, ничуть не беспокоясь о последствиях.
В противовес ему включался критикующий и всезнающий Родитель, строго охраняющий границы разрешённого. Порой он устанавливал жёсткие правила и ограничения:
— Сиди и помалкивай! Отдых нужно заслужить. Делай, что тебе говорят... Не умничай, — без права на возражения требовал Родитель.
Так случилось, что жить им пришлось в одной квартире, не имея возможности разъехаться. Ребёнок, Взрослый и Родитель были всегда неразлучны. У каждого — свой голос и свои стремления.
Взрослый придерживался здравого смысла. Он адекватно реагировал на возникающие сложности и принимал взвешенные решения. Давал волю творческой и познавательной энергии Ребёнка. Ценил в себе его естественность, изобретательность и свободу. Слышал голос Родителя, принимал его заботу и оставлял без внимания вредные ограничения и убеждения.
Три разных по тембру и силе голоса звучали в одной квартире. Они соглашались, возражали, спорили, договаривались. Каждый из них хотел быть услышанным и получить желаемое.
Вечерело. Уставший Родитель, сделав последние наставления, отправился на заслуженный отдых к телевизору. Ребёнок возился в своей кровате. Ожидал вечерней сказки и тихой беседы.
— Ты скоро? — спрашивал поминутно и настойчиво.
— Уже иду, — отвечал Взрослый, собирая по ходу движения разбросанные вещи и мечтая о тишине, когда наконец он останется наедине с самим собой.
24 июня 2023
_________________________
Справка
Концепция трёх состояний личности — Родителя, Взрослого и Ребёнка — была предложена психологом Эриком Берном в 1950-х годах.
Свидетельство о публикации №225122401868