Пушкин Дуэль и два выстрела

I
Дуэль Пушкин с Дантесом, произошедшая в сумерках 27 января (8 февраля) 1837 из-за жутко оскорбительного письма Пушкина в адрес барона Геккерна и сына иного барона Дантеса  и по неизбежному вызову старшего, проходила по показаниям двух участников так:

 (а) Подготовительная часть:

26-го января на квартиру Пушкина на наб. реки Мойке явился виконт д-Аршиак и передал поэту письмо от барона Г, содержащее вызов на дуэль и обещание и после оной не оставить поэта в покое
Пушкин вызов принял и стал искать секунданта;  никто не соглашался, ибо не имел возможности выполнить первейшую и важнейшую  обязанность сека – предотвратить применение оружия и примирить стороны   - из-за непримиримой позиции спровоцировавшего дуэльную ситуацию
27-го утром Пушкин случайно нашел своего сека, которого по одной версии случайно увидел в окно прохожим, а по иной случайно встретил  на Пантелеймоновском …  этим «случайным» прохожим оказался лицейский товарищ К. Данзас (тож эльзасского как Дантес и д-Аршиак рода)
Пушкин предложил, а Данзас моментально согласился быть секом, совершенно не задумываясь об этом деле, последствиях и своей в них роли
По поручению дуэлянта Данзас составил на квартире противной стороны договор об условиях дуэли на пистолетах, которые по дуэльному кодекс де Шатовильяра (опубликованному в РИ в 1836) определялись как «эксепсьёнель» = т.е. исключительные и предельно жесткие, практически означавшие смерть одного или даже обоих стрелков;  такие условия были продиктованы и Пушкиным, и с самой степенью оскорбления
После 4-х часов пополудни стороны двинулись с Невского пр-та к назначенному месту дуэли, которое осталось в тайне, но  известно в пушкинистике как «Коменданская дача» - район за городом – за Черной речкой, где на территории владений коменданта Петропавловки императорский повар Миллер настроил дома и сдавал их  желающим с участками как дачи …
Когда две команды  дуэлянтов встретились уже в нарастающих сумерках в условленном месте (также неизвестном и не выданном ими), они стали искать место для тира, чтоб укрыться хоть как-то от ветра,  и нашли его в 150 метрах от дороги на Колымягу в рощице у забора из … жердей…
Поскольку снега было по колено, стали топтать пол тира, прокладывать тропы развода стрелков и возводить барьеры из  … одеяний  …

 Темнело

(б) Ход поединка:

Секи достали ящики (о том были ли они опечатаны как положено, а пистолеты уже заряжены – нигде ни слова!) с дуэльными парами и … стали их заряжать на морозе и ветру (!) = порох, пыж, пуля 11,2 мм, пыж = итак 4 раза  = о моделях пистолетов, их ТТХ и использованных зарядах = ни-гу-гу

Темнело и задувало

Расставили стрелков по исходным позициям в 5 шагах от барьера каждого и в 10 шагах между ними
Вручили им пистолеты  со взведенными курками
Данзас махнул шапкой (в темноте… умело  … хотя по классике следовало подать команду или голосом «Сходитесь» или тремя хлопками в ладошки…   но, судя по …, голос застыл, а ладошки окоченели в стуже…)
Пушкин резко пошел вперед, первым занял позицию у барьера, поднял пистолет и в сумерках стал выцеливать мишень – силуэт поручика (совсем неизвестно во что и как одетого!)
Дантес же шел размеренным шагом опытного стрелка и на конце четвертого шага, когда возникает на мгновение неподвижная поза,  поднял пистолет, замер, задержал дыхание и выстрелил на опережение
Пушкин резко наклонился (переломился) и упал вперед на то ли на шинель недополковника Данзаса, то ли на свою медвежью шубу, то ли на свой «сертук», и замер …
К нему рванулся было Дантес, но Пушкин вернул его к барьеру, уверяя что он может исполнить свой выстрел
Данзас заменил ему пистолет, забившийся при падении  снегом. Это допустимо
Дантес встал на прежнее место и принял допустимую по кодексу позу стрелка в обороне, ожидающего ответку,  - встал правым боком вперед, сокращая размер мишени, руку с пистолетом согнул в локтевом суставе и поднял, прикрывая пистолетом-пушку красивую для дам голову
Пушкин целился из положения полулежа почти все 2 допустимые минуты. Нажал на спусковой крючок
Его пуля, вылетев со скоростью около 250-300 м-с, мгновенно пройдя 7,5 м, летела точно в грудь, вошла в мякоть согнутой Дантесом руки в месте на 4 перста ниже локтя, прошла насквозь, удивительно ничего в той более не задев, и … исчезла…, никаких более повреждений поручику чудесным образом не сделав … и поручика не завалив

(в)  Бог:

Бог сверху смотрел на двух стрелков – один пал, истекая кровью из несквозной раны в низ живота (считай – всё амба!), а другой тоже пал, но лишь от страха   …  он «оказал миру сильное чувство» (так говорили, когда некто обделался от испуга и риска = как пушкинская ст.графиня Анна Федотовна в Пиковой даме при виде пистолета Германна Германа (а мож и еще чего)
Бог выбрал в споре «кто прав, кто виноват»  (а в этом отчасти смысл дуэли как внеюридического разрешения спора в «делах чести»)  сторону трех эльзасцев и одного голландца. Он выбрал Дантеса. 
Причем тут Бог!?  Странное  ранение любовника жены поэта ничем иным просто нельзя объяснить …  Абсолютно.
Не верите.  Ну, встаньте  у забора, на который бык не писал, а я пальну в вас из ТТ с  7-8 метров. Забор нужен, чтоб вы не улетели к …ефеням, если я попаду в грудь. А я попаду – промазать с такого расстояния, фрэры сёров, невозможно = на то оно было и выбрано …

II

Как нам оценить исход этой дуэли, даже если ее судьбу решил Рок по воле Творца-Отца или его мессии?
Как нам оценить выбранную тактику и  действия  стрелков?

(а) Дантес
Поручик не был анекдотским Ржевским – он был психически здоров, пришел убивать,  действовал как Онегин  - на опережение, был уверен и хладнокровен, инстинкт выживания в нем сработал на все сто. А до смерти 4 шага. Не 5. Неудача у него была одна – он метил Пушкину в пах - метку рогоносца, но промазал, переведя все дело в уголовное

(б) Пушкин
Поэт, писатель, журналист и издатель = сочинитель = продолжал гневаться и горячиться, избрал ошибочную тактику, хотя знал верную, = ждал Дантеса в точке барьера … и…  погиб. Он пришел по его же выражению цели дня – искать смерти. Нашел.  Достиг, как и противник, своей цели. 
Как говорится, обе стороны были «при своих»

(в) Бог
Судие ничего и не оставалось = он не стал мешать замыслам противников. Он, возможно, сказал в конце дела: И это хорошо. Как в Шестоднев в Библии.

III

Так о чем тогда речь?

Дело в том, что как-то мы додумались до того, что высказали версию: Пушкин в этом (таком) «деле чести» (он его так не называл = он определил его просто как «мое дело») исполнил высший пилотаж человека честных (не писанных)  правил = как сильно по-мужицки бранно и недостойно для дворянина  оскорбивший противника, он обязан был предоставить тому право первого выстрела, отказавшись от жребия и пр. подачек случая. И он это сделал.
Но … Дантес то его опередил…
А что было  бы, не исполни он оду «А до смерти 4 шага…»?
Что было бы, сделав он роковой пятый шаг и не придерживайся девиза КВН-энщика «Бей первым. хФедя!»? ( Sl; F;rst Frede  или  Strike First Freddy!)

Так в дело вмешался Случай или Пушкин обдернулся и ни о каком высшем пилотаже в духе дяди Онегина и не помышлял вовсе!?

Тайна...

IV

Предыстория

Дантес вдруг с декабря 1835 стал бурно публично ухаживать за Натали, хотя до этого  бывал не раз в  доме Пушкиных (что удавалось не всякому) и сиживал со знаменитым поэтом за одним столом в Демутове (что … тоже)
Натали ответила взаимностью
Дальше – больше
Пошла молва. Как же, Натали вроде как на троне горы Фавор интимного Аничкова и имеет карт-бланш – муж произведен в придворные …   А тут  корнет …  охранник.  Но вдруг он уже ординарец императора (хотя всего на 4 дня,  но… показательно)  и уже поручик вне полковой очереди  (что  символично и говоряще
Ну и что тут такого?  Мужику нравится дама.  Он ее хочет. Она его не отстраняет …  Рожает четвертого ребенка и ..  продолжает … шаловливые забавы (щекотливые для мужа)
Молва нарастает
Да тут еще Екатерина – ст. сестра Натали – вдруг вне протокола (оснований) получает шифр – бриллиантовый вензель особы, фрейлиной которой становилась девушка = т.е. становится фрейлиной императрицы (правда без права проживания в Зимнем … )
Молва крепчает и дурнеет
Квартира Пушкиных на мойке (в гареме из трех сестер Гончаровых), выбранная явно с расчетом – ближе к резиденции Романовых, - обрастает анонимками.  Это Пушкина славят как рогача со стажем  и заслугами. А также как владельца гарема.
 
Ну и что?

Дантес в ухаживаниях и намерениях  сделал то, что позволила Натали (оценка Булгакова) и то, что Пушкин проделывал с другими мужьями (например, Вяземской, Воронцовой или Фикельмон)

Пушкину можно?

V

Дуэль.  Или дуэля, как тогда говорили, ибо le duel

Так был ли на ней исполнен  высший пилотаж в поведении Пушкина в деле истинной чести или в него смешался г-н Случай?

Тайна...

Таковы проблемы потемок в коридоре Добра-Зла


Рецензии