Письма Учителю. Никанор против. VI

 На день святого Благоверного князя Александра Невского архиепископ Никанор вновь, граф, против Вас.

 Получается, Лев Николаевич, 1886 год богат на обличия. В прошлый раз священнослужителя возмутило Ваше отношение к евхаристии.

 Теперь же на государственном уровне. Доигрались, мол, господа-либералы "до Коракозовщины". Пусть и с искажением, зато с прописной.

 По сути Никанор приравнивает Вас к самым отмороженным террористам. И даже выше, с духовным началом. При этом возмутитель "не задумываясь преспокойно разрушает основы не только всякой церкви и религии, но и общества, и государства, и народа, и не только всякого, но и русского общества, народа и государства"

 Сейчас бы быстренько нашли определение подобным действиям.

 Да и для вашего времени все понятно. По мнению оппонента из христианской догматики Вы взяли только пять заповедей.

 "Приурочивая все свои нравоучения к вышеназванным пяти заповедям, граф Лев Толстой отвергает разность общественных состояний, как зло"

 Согласен, Лев Николаевич. Не след графу работать в поле наравне с мужиком. Не надо помогать погорельцам. Над первым они сами же и посмеются. Было же такое. Со вторым ещё хуже поступят. Сами же, ради нового иструба, и подожгут.

 Далее по союзу мужчины и женщины. Отвергаете. Сами пишете же, "важным мне кажется не столько человеческое учреждение брака, налагающего внешнюю печать законности на соединение мужчины с женщиной, сколько самое соединение мужчины с женщиной. Я не могу делать различия между теми связями, которые называют супружеством, и теми, которым отказывают в этом имени"

 В ту же корзину и клятву с присягой. Оселок для обвинения  трактат "В чем моя вера"

 "Теперь я знаю, что самое страшное по своим последствиям зло – убийство на войне, заключение в тюрьму, экзекуции, наказания, совершаются единственно благодаря клятве, в силу которой люди, делающие себя орудием зла, считающие себя свободными от тяготеющей на них ответственности"

 Вы против отечества, считая "различение" между народами великим злом.

 "...вижу, что все эти чувства национальной ненависти, как и эта грубая ложь, называемая патриотизмом и любовью к отечеству, внушены были мне бессмысленным воспитанием"

 Далее ещё хуже:

 "Что мне казалось добрым и великим: любовь к отечеству, любовь к моему народу, ко всему этому величественному зданию, которое называют государством, услуги, какие оказывают государству в ущерб благу других людей, подвиг людей военных, все это мне кажется теперь отвратительным (ни более, ни менее!) и жалким"

 Реально, граф, перегиб. Есть инструмент насилия над личностью, усиливающий аберрацию первичной христианской морали. Но в любом человеке есть "Два чувства дивно близки нам..."

 О конфликтах между государствами.

 "Всякое насилие, война, разбой совершаются людьми слепыми и лишенными познания истины"

 Извините, Лев Николаевич, а кто утверждает, что "козлищами", ведущими "баранов" к пропасти, руководит познание истины?

 Думаю, нечто иное, на уровне примитивных рефлексов.

 В конце нынешней, как видится, наиболее обличительной речи Никанор обращается к многочисленной пастве:

 "А не лучше ли пристало бы к проповеднику измены не только вере отцов, измены не только истинному Христу и Богу отцов, но измены и России, как обществу, как народу, как государеву, измены наконец или во-первых и русскому православному, Богоизбранному и Богопомазанному Царю, – к человеку таких пагубных идей и стремлений не лучше пристало бы другое имя?..."

 Судя по реакции Александра Миротворца, предупреждение проигнорировали. Или же Ваш авторитет оказался выше обвинений в государственной измене.

                Ваш ученик ЕС.

 A propos!

 Через три месяца после очередного поучения Никанора революционеры, среди которых был и Александр Ульянов, планировали убить Императора"

 


Рецензии
Продолжаете перекапывать могилу графа, Евгений?

Интересный отрывок. К сожалению, не силен в теософии, мои представления составлены из обрывков. Но Лев Николаевич, конечно, глыба. Два великих прозаика XIX-го, Толстой и Достоевский, соревнуются во мне в поисках, так скажем, ориентира, и я, честно говоря, затрудняюсь сказать, кто из них больше, глыбше. Оба по-своему хороши. Но что касается религиозных взглядов Толстого, то многое представляется мне истинным, может и ошибочно понятым с точки зрения официоза, но, безусловно, искренним. А искренность следует ценить.

И вот Лев Николаевич идет работать с мужиком в поле, и дураки над ним смеются. А мне кажется, он это делал, искупая "грех отцов", ведь он из крупных землевладельцев, и понимает порочность своего происхождения, сам считает владение землей помещиком неправильным, как Нехлюдов в "Воскресеньи". И в этом он где-то стоит высоко над смеющимися дураками. Ибо у них представления примитивные, стереотипные, выражаясь современно, а к нему такой подход просто глуп, он выше этого. И что, он должен пресечь своё стремление и поработать физически и одновременно искупить грех только из-за каких-то слаборазвитых людей? Но это означало бы просто, что он испугался чьего-то мнения, и задавил из-за того в своей душе доброе, истинно христианское. А зачем?

Да, посмотрите 9-й абзац, кот. нач-ся с "Далее по союзу мужчины и женщины..." -

"Отвергаете. Сам и пишите же..." <Сами пишЕте же...>

P.S. Да, обвинения Толстому в поддержке "революционеров" были. "Срывал маски" и пр. Но, кажется, он очень недоумевал, когда Ленин назвал его "зеркалом русской революции". А если бы дожил до "русской революции", что бы он, интересно, о ней сказал?

С улыбкою,

Дон Борзини   04.01.2026 05:59     Заявить о нарушении
Благодарю, Дон, за добрую рецензию и орфографический ликбез.

Уже думал о хрестоматийном ленинском. И уже больше об отражении пацифизма в 2028.

Миру-мир, с "пишите" и "пишете".

Евгений Садков   04.01.2026 09:59   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.