О чечевичной похлёбке и сиюминутной выгоде

(Эссе из книги ПАНТЕЛЕЙМОНОВ ЗЕЛЕЙНИК)

Задумала я как-то состряпать чечевичную похлёбку. Но не тут-то было! В запасе чечевицу никогда не держала, а приобрести её по сегодняшним дням не так-то просто. Но ведь было время, в начале двадцатого века, когда Россия слыла мировым лидером по производству этой культуры!
Пробежалась по магазинам, и наконец, деликатес, а в современных ресторанах именно к ним и относят чечевицу, сыскался. Плоские, линзовидные семена имеют различный окрас: и светло-зелёный, и коричневый, и почти чёрный. Купила чечевицы красной. В Библии именно о такой и говорится:

«И сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного, красного этого; ибо я устал…» (Бытие, 25:30).
Приготовила чечевичную похлёбку. Цвет у неё оказался вовсе даже не красный, а совершенно жёлтый. Но Исав просил у Исаака «красного»!
Оказывается, сорта этого цвета, произрастающие на Ближнем Востоке, не столь меняют окраску при варке. Может быть, и пряности, введённые Иаковом в своё кушанье – для ближневосточной кухни характерно их высокое применение – придали этому блюду более насыщенную красноту. Да и вообще, в древности люди были не столь щепетильны при разделе цвета. К примеру, в «Слове о Полку Игореве» упоминается всего порядка трёх цветов. В то же время всё внимание сконцентрировано на оттенках, блеске, фактуре.

Одна из самых труднообъяснимых историй Библии… Именно такая похлёбка на протяжении веков у многих поколений являлась символом сиюминутной выгоды. За миску простецкой еды в библейские времена голодный Исав продал младшему брату-близнецу Иакову своё первородство. А ведь оно давало ему исключительные, особые права, и немалые преимущества перед братом: и право на первосвященство, и на двойную часть из имущества отца, и право на наследие отца, наконец, что весьма важно в былые времена, – право на наследие власти.
Благословение, данное отцом Иакову, было не просто добрым пожеланием родителя сыну, оно было пророчеством:

«…да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя – прокляты; благословляющие тебя – благословенны!» (Быт. 27:28–29).

И это пророчество, как мы знаем и из Библии, и из истории, впоследствии исполнилось.
Надеясь перехитрить брата, мол, реально он остаётся по-прежнему старшим, Исав косвенным образом показывает своё безразличие к Богу. Чечевичная похлёбка в момент слабости оказалась важнее исполнения Божиих обетований в предстоящем.

«И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы: и он ел, и пил, и встал, и пошёл; и пренебрег Исав первородство» (Бытие, 25:34).
Как следствие – зарождение страшной вражды между народами, произошедшими от братьев-близнецов Иакова и Исава. Казалось бы, пустячок, простой бытовой поступок. А как он аукнулся в истории! И какой урок опять и опять преподносит нам Библия: сиюминутная прихоть может повлечь за собой тяжелейшие, непредвиденные последствия.
Апостол Павел, размышляя над этой историей, говорил:

«Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа. Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие; чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства. Ибо вы знаете, что после того он, желая наследовать благословение, был отвержен; не мог переменить мыслей отца, хотя и просил о том со слезами» (Евр. 12:14–7).

События древней истории нет-нет да и припоминаются современной литературой.
«Князь… не продал ему права своего первородства ни за какую чечевицу, а уступил его безвозмездно, как «достойнейшему» (Лесков).
«Вы, как Исав, готовы за горшок чечевицы продать все так называемые основы» (Салтыков-Щедрин).
В Библии, в Синодальном переводе, словосочетание «чечевичная похлёбка» не встречается, но, тем не менее, понятие это прочно вошло в русский язык. «Отдать, продать за чечевичную похлёбку» – означает продешевить, совершить заведомо невыгодный обмен. Оттого-то и чечевичная похлёбка слывёт и по сей день как нечто крайне малостоящее.

Было время, Россия снабжала соседей более чем четырьмя миллионами пудов чечевицы в год. Понятно, что и на своих ярмарках-базарах она была недорогой. Излюбленными блюдами русской кухни почитались супы и каши. В это время и прижилась на столах наших предков чечевичная похлёбка.
Кстати, на Руси выращивались зелёные, крупнозернистые, сорта чечевицы; красные, мелкозернистые, не давали обильных урожаев, и использовались как кормовые. Значит, говоря о чечевичной похлёбке, русские имели ввиду блюдо из чечевицы зелёной.
В 1891–1892 годах от засухи погибли все хлебные злаки, начался повальный голод. Но крестьяне, посеявшие чечевицу, несмотря ни на что, собрали неплохой урожай.
В двадцать первом веке в России чечевица – в диковинку, днём с огнём не сыщешь, ежегодный урожай – кот наплакал, не густо, а ведь об этом растении, о «сочевице», ведали ещё в Древней Руси, о чём свидетельствуют летописи, относящиеся к десятому-двенадцатому векам! Когда-то эта культура являлась основным продуктом питания наших предков. Недаром же говорят о давних-давних временах, что это было «при царе Горохе и при царице Чечевице».
И что примечательно, являясь едой бедняков, это зерно и сейчас ещё занимает не последнее место в пропитании густонаселённых государств, таких как Бангладеш, Индия.
И у нас, как ни крути, но издревле на Руси плодами этого растения кормились монастыри и простолюдины. Хотя и в богатых домах не чурались изредка, заради особинки, откушать чечевичных супов и каш. Ну и, конечно, блюда из этой культуры были распространены во время постов. А в Сочельник зерно чечевицы добавляли в кутью.
В народе растение это как только не называли: чечевичка, шишечка, бугорок, сочевица, лящ, ляща южное, чечинка, порошинка, пылинка, крошка.
У большинства людей пожилого возраста с этим продуктом связаны воспоминания о войне. Ну так, известное дело, во все лихолетья эта простушка спасала Россию от голода.

Во времена моих родителей в России её ещё возделывали. Сейчас эта древняя культура предана забвению.
Покопалась как-то на досуге в старых маминых рецептах и, хлоп тебе, обнаружила, что совсем недавно на нашей деревенской кухне чечевица была просто незаменимым продуктом. И супы-похлёбки, и начинки для пончиков. Даже на котлеты чечевица годится! А уж какие каши, пюре можно состряпать! И, коли сдобрить маслицем топлёным, так позабудется и гречка, и пшено, и манка. И киселёк из чечевичной муки в русской кухне не последнее место занимал. А то ещё интересней – молодые стручки, с незрелой чечевцей, тушили с гусятиной или свининой. Из муки пекли и хлеба, и оладьи, а какая досужая хозяйка и сдобу затеет.
Рядом с кулинарными рецептами обнаружила я, к своему удивлению, и рецепты для изготовления незамысловатых лекарственных средств. Оказывается, если взять за основу горсточку чечевичной мучицы, добавить пару яичных желтков да влить одну-две столовые ложки конопляного масла, получится замечательное средство от ран и ожогов.
Самым же ценным является то, что зерно этого чудесного растения не накапливает вредных веществ, а по вкусовым, питательным качествам занимает одно из первых мест среди бобовых. На основе чечевичного зерна изготавливали укрепляющее, считавшееся панацеей.
С древнейших времён бытует мнение, что «…человек, основной пищей которого служит чечевица, обретает здоровье, спокойствие и душевное равновесие».


Рецензии