Медуница

               

На Василия Каплюжника в южных краях Руси, проснувшись одной из первых, зацветает  медуница. Иногда её называют «лесной колдуньей». Может быть, за многочисленные цветочки необычайной окраски? И каких только оттенков они не бывают! И красные, и фиолетовые, и розовые, и пурпурные, и синие. Помните из детства загадку: «Какой цветок меняет четырежды свой цвет"? Так это об этом первоцвете, о медунице. Иногда её ещё «медуника», «медунка» и даже «мамча» кличут.
 А ещё цветок этот называют хамелеоном. Всё по той же "разноцветной" причине: первые-то меленькие цветики её имеют ярко-розовый окрас, со временем они насыщаются и становятся пурпурными. Под ярким апрельским солнышком они выгорают, бледнеют и превращаются в неприглядные  сине-фиолетовые.
Но вот что удивительно, вот что является колдовским и волшебным, редко встречающимся у какого иного цветка: на стебле, на веточке медуницы можно обнаружить одновременно цветочки всех оттенков. Видимо, таким образом старается она привлечь к себе насекомых, выделиться из сонма иных лесных трав и цветов.
 Бытует старинная легенда: однажды богиня Флора решила устроить смотр своим подчинённым -- деревьям, кустарникам, цветам и травам. Как уж так получилось, мне неведомо, только знаю: обратила она вдруг внимание среди пышно цветущих на неприметную медуничку. А та, скромница, застеснялась, залилась румянцем, пошла пятнами от волнения. Богине это её состояние настолько понравилось, что она наказала медунице оставаться такой непостоянной, такой переменчивой на веки вечные.
 А медунице и самой понравилось быть рябенькой да пёстренькой, от радости даже сладко заулыбалась. Её улыбку и весёлый нрав приметили пчёлы. С незапамятных времён прилетают они к медунице любоваться её сладкой улыбкой и собирать меды.
И человек тоже обратил внимание на эту скромницу, особенно на её целебные свойства. Одна из древних славянских легенд учит уму-разуму: «Если отопьёшь нектар из двадцати розовых и двадцати фиолетовых цветков медуницы, то сердце твоё станет здоровым, а помыслы – чистыми».


Рецензии