Неоконченная война. Часть 2. Глава 17
Вроде бы всё осталось, по-прежнему и было, как всегда если оглянешься и посмотришь вокруг. Все на месте! Да, скорее всего так оно и было, и тут не поспоришь с этим, но душа все равно подсказывает, что нет – обожди и не спеши делать преждевременные выводы! И ты уже начинаешь тут интуитивно думать: а что здесь на самом деле не так? И определенно вскоре ощущаешь кого-то или чего-то рядом с тобой не хватает!
И поначалу тебя это невольно напрягает, пока ты не поймешь – что же, наконец! И это сознание не просто пребывает в тебе в разряде каких-то предчувствий, а на самом деле это уже переходит в реальную область, с какой они теперь в полной мере столкнулись и вынуждены были теперь считаться! Вот отсюда и возникло у них твердое убеждение и понимание того, что теперь без него стало как без рук! И буквально во всех отношениях. Примерно так каждый из них в отдельности рассуждал внутри себя про отсутствие Александра Коваля в доме!
Ведь как раньше было, и они хорошо помнили это, когда Александр в бытность свою здесь, где шуткой, где остротой, а где и просто похвалой не раз доказывал, что не только песня строить и жить им помогает, создает прекрасную душевную атмосферу. Если речь продолжить в подобном образе!
Хотя, конечно, случалось и такое: когда ту или иную песню затягивали в один голос! Да и не в этом сам по себе был вопрос! А в том, что люди остаются, прежде всего, простыми людьми и независимо от их возраста всегда склонны и привыкли к тому, когда на них обращают внимание, оказывают почтение и тем более хвалят и т.д.
Так уж повелось и устроено в жизни человека и в его внутренней психике именно так и никак иначе, и ничего с этим не поделаешь. Хотя каждодневно дифирамбы бить восторженно человеку не стоит. Но все же… И одно, безусловно, верно, что доброе слово и кошке приятно!
А Александр в этом смысле был щедр и не скупился на разные шутки-прибаутки, которые поднимали им настроение, давали силы и энергию, улучшали ни много ни мало их эмоциональное состояние. Умел он как-то раззадорить и расшевелить других, особенно когда делались дела сообща и когда все были заняты работой, положим, на участке.
И не обязательно должны быть поглощены трудом, но и просто когда сидели без разных затей и вели беседы. Чаще всего это случалось за общим столом в доме или если летом, то в беседке. И как приятно было услышать какие-то теплые слова в свой адрес, которые буквально окрыляли, и хотелось после этого совершить еще массу всяких полезных поступков.
Вот ведь господь наделил его таким умением воздействовать на людей! И это было верно в отношении всех без разбора, кто рядом находился в этот момент с ним.
Так или примерно так думал каждый из них сейчас, окунаясь в свою память и мысленно представляя его перед собой, с доброй улыбкой на лице. И тут же задумывались, как надо перераспределить между собой ту работу, какую раньше выполнял Александр. Но в принципе понимали, что замещение невозможно и в полной мере вообще не удастся это совершить. Просто не потянут – хоть по отдельности, хоть и сообща!
Так уж повелось: кто имеет свою придомовую землю, вынужден будет возиться на ней до самой смерти, если, конечно, помощников рядом нет и позволяет здоровье. А Вера Андреевна и Наум Ефимович уже староваты были для большинства дел, им обоим чуть перевалило за восемьдесят. Ладно, мало-помалу возятся еще на земле, и славу Богу – хоть какой-то толк в этом есть. Всё не без дела находятся!
А еще Вера Андреевна с незапамятных времен всегда кухней занималась. Продолжала готовку еды и сейчас. В силу своего большого жизненного опыта она хорошо знала, что все отношения людей, как ни крути, строятся вокруг еды. Не случайно люди по всяким праздникам и торжествам собираются за одним общим столом. Пусть даже и не всегда по торжественным случаям. А тут сам Бог велел!
По крайней мере, строго собирались всей своей маленькой семьей на ужин, когда все возвращались домой. Ну и само собой общий стол она собирала и в выходные дни и придавала этому большое значение. Знала, сам этот факт здорово объединяет, когда все в одно время садятся за стол. Общий стол – это общая радость. Тут тебе и вкусная еда, и непринужденные беседы, и семейные разговоры на разные темы. И они вместе получали удовольствие от такого семейного общения!
Можно сказать, что жили дружно с общими интересами и делами, семейными радостями, большими и малыми, а также и праздниками, деля их на всех. Не ведали особых забот и хлопот, а те невзгоды и испытания, которые неизбежно все же встречались на жизненном пути у каждого из них, принимали достойно. Так всегда бывает у людей, проживающих долгое время друг с другом под одной крышей.
Ясное дело, что нынче Оксана с Лизонькой остались одни на хозяйстве. И то Лиза сейчас оканчивает последний курс колледжа, а значит, полностью погружена в учебу и ей не до домашних забот. Теперь со всем хозяйством управляется по большому счету их дочь – Оксана Наумовна. Отныне обыденные заботы и хлопоты достались полностью ей. Нельзя сказать, что они были только в радость. Всякое случалось за эти годы.
И вот, как лет двадцать приняла семейную эстафету от своих родителей и занималась хозяйством все эти годы наравне с Александром! А теперь осталась одна, все взвалилось на ее хрупкие плечи! Но житейская суета нисколько ее не тяготила. Ведь суета и раньше была при ней и шла всегда рядом с ее домашними делами. Когда она успевала одно дело сделать, а сотня была уже в очереди в ее голове. Ей надо было все успеть: и постирать, накормить и т.д.
Да мало ли чего еще надо было сделать женщине. На бабий век работы хватит, только поспевай поворачиваться.
На самом деле Александр так надолго еще не покидал свой уже ставший ему поистине родным дом. Два десятка лет - срок немалый, а именно столько прожил здесь с ними Александр. За это время всякое случалось, кто-то из них успел подрасти и повзрослеть, как Лизонька, например, а кто-то уже и постареть…
А жизнь и время, эти два вечных спутника людей, шли своим твердым и безостановочным ходом. Иногда доставляя людям не только радости, но и беды, куда ж без них? И даже горести, чтобы они не расслаблялись и не считали себя вершителями собственных судеб, без них есть кому это сделать. Жизнь не стояла на месте и брала свое, не спрашивая разрешения, и все расставляла на свои законные места, определенные судьбой каждому из них.
И неважно, хотелось им этого или нет, но было именно так, ведь от судьбы своей никуда не сбежишь! И проживание шло дальше обычным своим чередом. Когда, правда, и с натугой! Такое тоже случалось. Редко, но бывало.
Собственно, они все здесь и подчинялись такому укладу бытия, находясь полностью в его власти, и не роптали и не перечили, а чего возникать-то было, если такая жизнь их должным образом удовлетворяла, а потому и жили, в общем-то, все это время в согласии благополучно, мирно и спокойно! Каждый из них занимался делом на благо для всей семьи! И, разумеется, в соответствии и своим возможностям, имея в виду прежде всего - здоровье!
Еще совсем недавно встречались с Александром за одним общим столом, да еще и по несколько раз на дню. Работали тоже всегда все вместе дружно и слаженно хоть в доме, когда и на своем большом приусадебном участке. Понятно, что на земле работы было гораздо больше. Тут тебе и цветники, и кустарники, ягоды и плодовые деревья. За всем надо уследить и вовремя сделать, чтобы была потом хорошая отдача. Вот и приходится их подкармливать, прививать, обрабатывать и поливать, косить траву на газоне, делать грядки. И только одно дело закончилось, как другое уже тебя ждет. Да мало ли еще чего – и все надо и надо! И так без конца.
Занимались с удовольствием и как могли, и чтоб было не хуже, чем у людей, а может быть, даже и чуточку лучше, такое требование доводила до всех домашних их Лизонька. По крайней мере, никто не игнорировал это и стремился, чтобы везде было сделано со вкусом и шикарно смотрелось при этом. И само собой, несомненно, радовало глаз.
Даже дед другой раз попросту бы бесцеремонно плюнул и ушел, когда выполнил какую-ту работу, но теперь нет, отходил и смотрел со стороны, как получилось. А то вдруг как внучка ворчать будет!
Эту красоту на всем участке с весны прошлого года наводила Лиза. Остальные взрослые с ней особо не спорили и не встревали, лишь бы та не лезла в теплицу и не затрагивала плодово-ягодные кусты. А в остальном она получила неограниченные возможности. А раз так, тогда ей все карты в руки. Недаром девчонка с малых лет была творческой и одаренной натурой и одержимой в этом смысле.
Домашние все знали об этом, да к тому и училась она не зря в художественно-архитектурном колледже, который заканчивала в этом году. И все свои знания и силы отдавала и воплощала тут на земле в практические дела. Александр поддерживал ее во всех начинаниях и стал главным помощником.
А что, девчонка хочет заниматься, пусть и действует, никто не имеет права вставлять ей палки в колеса. Так он справедливо рассудил. Впрочем, и не только он и остальные тоже придерживались такого же мнения и не мешали, а наоборот, и похваливали! Собственно, они вдвоем и претворяли в жизнь ее замыслы. Немало труда ими было здесь положено.
Весь дизайн и обустройство почти заново переделали. Тут тебе и альпийские горки появились, небольшой бассейн с фонтаном и нестандартно оформленные цветники с заборчиками и пр. А сколько было завезено для этих целей природных камней разных размеров, которые собирали прошлым летом на речке и привозили сюда на своем стареньком «Запорожце».
И Александр не тоже остался в стороне, вовсю расстарался и своими руками сделал разные декоративные деревянные поделки: мельницу, телегу, колодец, машинки и пр. Вот уж он не ожидал от себя такой прыти – проснулся-таки в нем талант. Семья достойно оценила сей божий дар. И потом его творения расставили на территории в разных местах.
И это был, так сказать, последний завершающий штрих, мазок на общей картине садово-огородного ландшафта. Ну и, конечно, для общего впечатления и практического применения в вечернее время он выполнил иллюминацию на всем участке. Установил, где надо было, столбы освещения с фонарями, а где и просто протянул гирлянды с разноцветной подсветкой!
Недаром он в свои школьные годы увлекался и ходил в технический кружок и какое-то время до армии поработал слесарем-сборщиком на заводе радиоэлектронной аппаратуры в родном ему городе Сходня. И прежние навыки работы в этой области помогли и теперь.
Что и говорить рукастым был у них внук и мастером на все руки, и они росли у него откуда надо. Так не раз любил повторять при всех, когда всерьез, а когда и просто с поощрительной улыбкой на лице Наум Ефимович. Но на этом Александр не угомонился и смастерил еще две небольшие и необычные скамеечки для отдыха и поставил их в тени под садовыми деревьями, вложив в их изготовление всю свою пылкую и необузданную фантазию, которая так и била ныне в нем – раз работа спорилась и получалась! Что называется, вовремя поймал удачу за хвост!
И теперь стало каждому любо-дорого посмотреть на красоту и порядок: все выглядело действительно внушительно. Вот что значит, оказался врожденный талант у обоих – у него и Лизы. А теперь она с сожалением думала, что планов-то осталось еще громадьё и как он некстати уехал.
Не было предела радости всем, когда год задавался и подходило время хорошего сбора урожая, что был выращен. Тут уж постаралась Оксана Наумовна, это ее зона ответственности была. И потом вместе делали заготовки на зиму и крутили банки с разными соленьями. В общем, семья себя полностью обеспечивала фруктами и овощами. Их излишек продавали на местном рынке.
И главное, никогда не бедствовали. Земля на приусадебном участке все годы кормила их хорошо и справно. Здесь тебе и куры, порося и козы. Все как положено. Но и труда сколько надо было вложить и вкладывали. Знали, что окупится сторицей!
Частенько ездили всем скопом на природу по ягоды и грибы, рыбачили. Так что нет больших оснований считать и думать, что семья замыкалась только на своей придомовой территории. Да мало ли чего в их жизни случалось за эти годы, всё разом и не вспомнишь!
И теперь, особенно в первые дни, когда Александр покинул Мироновку, Вера Андреевна и Наум Ефимович постоянно думали о нем. Мысленно он был с ними еще здесь, по крайней мере, в их головах. И дед с бабкой по-прежнему ждали, когда он вернется домой после тяжелого трудового дня, а ему приходилось иногда подолгу задерживаться на работе.
И как, дождавшись его, затем суетливо усаживали внука за стол «вечерять», то есть ужинать, и расспрашивали, как прошел день, что делал и чем занимался. А ему, в свою очередь, здорово было возвращаться домой уставшим, голодным, вымотанным и понимать, что в доме его ждут… А это и есть большущее счастье для каждого, когда тебя ждут, и вряд ли кто отважится утверждать обратное! А потом все же пришло осознание того, что теперь нет и не будет рядом с ними их внука.
И неизвестно, когда вновь увидят того веселого неунывающего парня с обворожительной и располагающей улыбкой на лице и твердой, умеющей все делать сильной мужской рукой. К тому же и своего защитника во всех отношениях.
И что говорить о них, когда даже подрастающий пес Буян был какое-то время в недоумении. Он своим собачим умом так и не мог понять, а куда делся тот милый добрый человек, который привел его однажды сюда в этот гостеприимный и хороший дом? Тот, кто каждое утро, уходя по своим человеческим делам, трепал его холку или грудь, тем самым оказывая ему знаки особого внимания и расположения. Если хотите, и глубокое почтение, раз преклонял свое колено перед ним. Бывало, даже на дню и не единожды. Вот такое умозаключение порой бродило в его собачьей голове.
Что и говорить, песик оказался умным не по годам, раз такие выводы делал. Но он настолько сильно был привязан с первых дней к Александру и теперь в отсутствие своего хозяина не знал, кому оказывать свою псиную благодарность и почтение. Он как верный щенок запросто так не хотел ею разбрасываться, справедливо полагая, что таким образом не должны поступать преданные друзья, каковым он, безусловно, считал себя.
И кроме того, теперь другим жильцам этого дома, по его мнению, надо еще постараться, чтобы заслужить его собачью благосклонность! Вот, например, у их девчонки со странной кличкой «Лизка» есть, наверное, все шансы. Так и быть, подумал он: с ней можно, в конце концов, подружиться. И к этому он в принципе был уже готов и как мог начал уверять ее, что это не какая-то там «чушь собачья», а вполне деловое конструктивное предложение. Осталось дело за малым – получить от нее только сладкую косточку, и все - соглашение о дружбе может быть заключено!
Вот такое житие-бытие в последнее время было у семьи Ковалей. Как говорится, жили, не тужили и как могли. И впрочем, были довольны ею.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №226010500267