Ах, белый теплоход...

     Бело-голубой теплоход рассекал зеркальную безмятежную поверхность Онежского озера, оставляя позади себя пенистый след. За кормой летали, покрикивая, чайки. Лариса сидела на небольшом диванчике и курила, наблюдая за девушкой , бросающей чайкам кусочки хлеба. Птицы, совершая немыслимые виражи подхватывали их прямо на лету. Солнце пригревало. Лариса ущипнула себя за руку.
Нет, ей это не снится! Она действительно сидит на теплоходе, который везет ее в недолгий круиз! Давняя мечта стала реальностью. А все, что осталось на берегу- миражом.

     Свое сорокалетие Лариса встретила в кругу семьи Муж, сын, дом-все, как положено. Ах да! Еще и дача- вечная  забота и радость.
- Не отмечают сорок!- сказала подруга, которую Лариса пригласила в гости.- Плохая примета.
- Я же тебя не на пышное торжество в ресторане зову. На даче шашлыки, салатики- все как обычно, ничего этакого...
-Ну, как знаешь, мое дело предупредить.
- А что ты вдруг такая суеверная стала,- рассмеялась Лариса.- Я в приметы не верю.
    И отметила таки день рождения скромно, и всё прошло хорошо- подарки, друзья- весело было.
     А потом жизнь действительно стала меняться , причем не в лучшую сторону. Несколько раз Лариса вспоминала предупреждение подруги, и каялась, что не верила в приметы, а потом ей становилось смешно. Причем тут 40?!  Допустим, все женщины мира не будут отмечать эту дату, и кто даст гарантии, что именно  в 40 муж не уйдет от тебя к молодухе?  Просто дата грустная! Вот отмечать и не хотят.  Как пелось в одной песне- "а в 40 с ярмарки пешком...". Как женщина не крутится, а пословицу : «Бабий век- 40 лет» никто не отменял.

    Муж Ларисы Василий ушел из семьи. Никакой "молодухой" его новая избранница, правда, не была. Это была его коллега по работе. Разведенная женщина, воспитывающая сына-подростка. И была она моложе Василия лет на 8- не больше. Когда он «положил глаз» на эту даму Лариса так и не узнала, потому как работал он с ней в одной конторе много лет. А тут как-то все стремительно закрутилось.
 
     Сначала Лариса растерялась. Прежняя понятная размеренная жизнь рассыпалась как карточный дом. Это было обидно.. Но в один прекрасный, а вернее, не очень прекрасный день- поплакав, а потом отбросив все эмоции и включив голову- Лариса осознала, что с Василием они уже давно чужие люди. Как-то незаметно свелась их жизнь совместная к разговорам о делах домашних, претензиям и крайне редким ночным обнимашкам. И знаков внимания сроду не дождешься- так, сунет букетик 8 марта да в день рождения.

     Вот чего ей действительно жаль было- так это свою дачу. Сколько трудов было вложено. Но дабы квартиру не делить- дачу пришлось продать и отдать деньги мужу. Можно было, конечно, просто переписать ее на него - распоряжайся, как хочешь. Но Ларисе казалось немыслимым, что на ее участке, среди любовно посаженных ею кустов и деревьев будет ходить эта женщина. Пусть уж лучше совсем другие люди хозяйничают.

     Василий ушел. Зато осталась своя уютная  квартира, сын, старая кошка Муська, которая днями грела живот под лучами солнца на подоконнике. Остались подруги, привычная работа. По совету подруг Лариса записалась на фитнес. И без особого удовольствия, но все же стала ходить заниматься на тренажерах, немного стесняясь своей расплывшейся фигуры. Все как-то стало налаживаться, но тут жизнь- а вернее смысл ее теперешней жизни- любимый сын Ванечка преподнес ей сюрприз! Он решил...жениться!

     Девушками ее сын не увлекался особо, в школе дружил с одноклассницей, потом в институте встречался с девушкой, но домой их никогда не приглашал. Пришла после фитнеса-вернее еле притащилась, а тут- как часто говаривала Ларисина тетка в минуты неожиданности- «здравствуй, опа...новый год»! Дамочка на диванчике в зале посиживает, а сын Ванечка перед ней стелется. Сделала над собой усилие- улыбнулась, познакомилась, села пообщаться. В ужас пришла!
     Старше Ванечки прилично, разведенка с дитем, работница торговли. Понятно, чем она ее сына завлекла. А что делать в такой ситуации? Это ей видно, что дамочка цепкая, но с сыном на эту тему разговаривать бесполезно. Влюбленность- это же болезнь!
     Все же на другой день аккуратно так разговор завела, сын сразу в штыки. Нет, в принципе, встречайся он с ней- так и ладно. Но жениться! Не понимает какую ответственность на себя взвалить хочет. Это и пыталась ему объяснить, а он- как баран-«женюсь».
-А жить где будете?
     Усмехнулся, причем на папашу своего стал похож в этот момент до ужаса.
-Да уж сюда не приведу! Она с бабушкой в квартире живет. Пока там, а потом-снимем наверное.
-А учеба? Ты хоть понимаешь, что обеспечивать семью и учиться полноценно-нереально!
-Значит, брошу учебу!- с вызовом в голосе. Знает, как мать гордится, что он поступил в такой хороший вуз.
     После этих его слов Лариса начала рыдать так, что сын перепугался, сменил тон, засуетился.

     Но Лариса в тот момент отчетливо поняла, что так оно и будет. Дамочка необразованная, зачем ей муж-интеллигент! Ей добытчик нужен. А еще поняла она, что ни на что в своей жизни повлиять не может. Катится ее жизнь, как ком с горы.

- Ты так в больницу загремишь,- сказала  начальница отдела, с сочувствием глядя на осунувшееся лицо Ларисы.- Возьми отпуск, смени обстановку! К психологу запишись- у меня номер одного хорошего психолога есть.
- Спасибо!- расчувствовалась Лариса. И решила, что идея с отпуском ей очень нравится. Дома, конечно, сидеть она не будет, а то совсем с ума сойдет от мыслей своих.
«Реализую свою давнюю мечту!»- решила она, посчитав свои финансы.
     А мечта такая у Ларисы была. Она хотела...в круиз! Конечно, было бы здорово  поехать в круиз какой-нибудь кругосветный. Но эта так- фантазии. Хоть бы разок просто прокатиться на белом теплоходе по Волге, к примеру, по городам Золотого кольца. Но...всегда была дача, расходы какие-то незапланированные, да и Василий такие путешествия считал глупостью. «Вот если бы в горы!»
      «Вот и тащись в горы с молодухой!»- почему-то мстительно подумала Лариса, вспомнив свои споры с бывшим мужем, когда бронировала путевку в недолгий круиз.
     Мысль о предстоящем путешествии настолько ее захватила, что она на какой-то краткий миг забыла о своих горестях.

- Поступай, как знаешь!- спокойно сказала она вечером сыну , который озадаченно смотрел, как она складывает свои наряды в чемодан.- Отдохну от вас всех. Домой прошу в мое отсутствие даму не водить! Я свой долг выполнила, тебя предупредила о последствиях такого серьезного шага, как женитьба. Но вижу-толку нет. Так что давай! Снимай жилье, женись, вкалывай- раз студенческая беззаботная жизнь тебе не мила. Выстраивай отношения с чужим дитем. Я тебе материально ничем особо помочь не могу, да вроде как и не должна уже...Отец твой тоже «вьет гнездо», но обратись с нему- может подкинет чего... Возможно, я виновата- слишком тебя опекала, а жизнь- она видишь какая сынок! Непредсказуемая... И учебу можешь бросить! Действительно, ну на кой черт учеба нужна? В стране, итак, нехватка грузчиков, дворников, этих...курьеров...а...еще в охранники пойти можно. Давай, сынок, жги!
     Почувствовала, как в голосе ее зазвучал сарказм. Замолчала.
     Сын тоже молчал.

     Успокоилась, вздохнула:
- Возможно тебе и правда стоит пожить отдельно. Как это говорится- «опыт- сын ошибок трудных»... Ты, главное, знай, что я тебя люблю, всегда помогу чем могу, но глупостям потакать не буду...хотя...возможно, это я глупая- жизни учу, а сама...вот так...

    Она закрыла чемодан и быстро ушла в свою комнату, чтобы поплакать в одиночестве. Потом попыталась уснуть, но долго еще ворочалась в постели, боясь проспать.
     Утром, тем не менее, вскочила вполне бодро, заказала такси и через час уже стояла в речном порту, разглядывая теплоход, на котором ей предстояло отправиться в плавание.
     В двухместной каюте она огляделась, сунула чемодан в шкаф.  В каюту вошла немолодая женщина. Она весело поздоровалась с Ларисой.
- Элла! Прошу без отчества! Хоть тут чувствую себя вполне молодой!
- Лариса!
- Очень приятно. И мы с подругами решили прокатиться по Волге -матушке, сказала женщина, доставая из сумки банку кофе.- Нас трое, а трехместных кают уже не было- поздно спохватились.  Так что вот! Они в соседней каюте, а я тут...Первый раз едете?
     Лариса кивнула. Соседка ей понравилась.

- Прекрасная мысль! А мы с подругами уже где только не были.
- Здорово! А я всю жизнь мечтала только.
- Ой, а что мечтать-то?  Это же так просто. Теплоходов полно, есть путевки подороже, есть дешевле. Есть даже туры выходного дня.  На теплоходе, я вам скажу, путешествовать самое оно. Это же плавучий отель. И кормят, и развлекают, на берег вышел- экскурсии. Сбегал, посмотрел, в каюту на отдых...красота!
- Да как-то не до экскурсий было...дача..
- А...ну дача...тоже увлечение. У меня сестра вот- дачница...звала ее, звала...никак. Ей на даче хорошо...каждому свое!

     В каюту вошли еще две немолодые женщины- одна худенькая с седыми волосами, собранными в небрежный пучок и полная- с кудряшками довольно ярко окрашенных волос. В руках они держали оранжевые спасательные жилеты.
- Добрый день, - поздоровались они с Ларисой.
- Клавдия,- отрекомендовалась полная Марина.
- Марина,- представилась худенькая.- Ну что? Сейчас с жилетами разберемся и айда за аперитивом, а потом на завтрак,- весело сказала Клавдия.
- А где жилет?- спросила Лариса озадаченно.
- Вон. Под кроватью!
     По внутреннему радио раздался призыв надеть жилеты и выйти в коридор.
     Все вышли в коридор, постояли немного, вернулись в каюты, вернули жилеты на место.
- Пойдешь на аперитив? Прости, что так...на ты...по-простому,- сказала Ларисе Элла.
- Ой, ну что вы, конечно на ты. Но я лучше сразу на завтрак.
- Хорошо. Тогда в ресторане увидимся! А мы с девчонка в бар на средней палубе,- весело напевая что-то под нос, соседка пошла к двери.
     « Ну надо же! Оптимистки какие! Да им явно за 70. «Девчонки»! Смешно! А в принципе, как им себя называть? Старые кошелки? Бабуси? Это я депрессирую, а мне- то 40 всего, а как порой говорят- "в 40 жизнь только начинается.

     После завтрака пошли на корму, уселись на диванчики для курящих. Не пошла только Марина..
     На душе Ларисы было спокойно и настроение стало вдруг каким-то...беззаботным.
- Публика обычная!- заметила Элла.- Пары семейные, молодежь, ни одного приличного одинокого дедка...
-Ой,- развеселилась Клавдия.- Да у нас в стране только дамы активные. Семейного никогда одного в круиз не отпустят, разве что в санаторий по путевке бесплатной. А если один- вряд ли какой дедок сам в круиз поедет-на кой они им-круизы эти! Тут мужчину одинокого не встретишь,- обратилась она к Ларисе.
- Да мне без надобности, после развода еще не отошла,- ответила Лариса, удивляясь своей откровенности.
     Женщины посмотрели сочувственно.

-Как говорится- "плавали-знаем"...Ничего, ничего, все в жизни бывает ,и все проходит-и хорошее, и плохое. Главное, форс держать! Эх, мне бы твои годы!-вздохнула Элла.
- А вы тоже в разводе?- спросила Лариса у Эллы.
-30 лет уже,-ответила та просто.- Поверь! Что ни делается- все к лучшему! Ну что? Какие у нас планы на сегодня? Следующий порт только завтра...сегодня переход...
- Сегодня мастер-класс по росписи тарелок,- улыбнулась Клавдия.- Ну и вечер знакомств, ах да- еще занятия по танцам...Я пойду тарелку расписывать!
- Скучища,- улыбнулась Элла.- Мы тогда с Мариной на занятия пор танцам. Может, с нами?- повернулась она к Ларисе.
-Ой, нет! Я пока не знаю...но танцы- не мое!
     Лариса вернулась в каюту, долго смотрела в окно.

«Действительно, как хорошо! Будто в поезде- мимо пейзаж проплывает, только не трясет совсем, в ресторане кормят отлично, еще и шампанское по утрам! Зря не ездила, экономила вечно. А кому оно надо было? Кто оценил?
     Вечером подруги позвали ее на вечер знакомств- вновь отказалась.

     Впервые за много месяцев она ощущала покой и гармонию в душе и не хотела ни громкой музыки, ни веселящейся публики. Уйдя в дальний угол палубы-долго смотрела на воду, на закат солнца, ветер безжалостно трепал волосы...красота!
     Наконец она вернулась в каюту, пригрелась в теплой постели и уснула сладким сном под успокаивающее покачивание теплохода.

     На другой день, после завтрака встали на якорь у старинного городка. Туристы высыпали на берег, разбились на экскурсионные группы, пошли своими маршрутами.
     Три подруги сказали ей, что бывали здесь уже не раз, потому просто пойдут погулять, да еще зайдут в малоприметный магазин, где продают оригинальные сыры местного производства. Лариса же пошла на экскурсию, на теплоход вернулась, полная впечатлений, усталой, голодной- и это состояние ей тоже понравилось.

     «И в таких маленьких городках люди живут. Везде жизнь! Постройка 15 века, а какая добротная красивая. А храмы какие! Дух захватывает от росписи.  Интересная какая жизнь вокруг! Сколького не знаем, все по верхам. А ведь жизнь-это не дом, работа, дача...».
     Вечером был концерт. На сей раз она пошла с подругами, поаплодировала бойкой яркой певице, которая без всякой фонограммы пела зычным голосом. После концерта пошли вчетвером в их каюту- чаи гонять. Старушки-подружки или –как стала называть их про себя Лариса- дамы- весело стали обсуждать свои дневные впечатления, немного сплетничать. Веселила их семейная пара: болезненного вида худая строгая женщина зорко следила за своим мужем- весьма любезным с окружающими.

- Нет, ведь какая! Только ее старичок мне стул пододвинул из вежливости- она так на меня зыркнула! Нашла соперницу!- сказала Марина насмешливо.- Господи, ну какие ревности в таком возрасте? Врожденное это что ли? Мой Иван Дмитриевич тоже вот так, наверное, бы зыркал- всю жизнь ревновал и сейчас тоже иногда ворчит. Ну смешно же!
- Так вы замужем?- удивилась  Лариса.- Она была почему-то уверена, что все подруги одиноки.
- Да уж не помню сколько лет,- рассмеялась Марина.- Я, конечно, веселая была и бесшабашная, но это так...характер. Никаких вольностей себе не позволяла.
- А мой ревнивым не был,- заметила Клавдия.- Чего столько лет с ним жила? Дети...хотелось, чтоб отец. Иной раз хотела, чтоб поревновал меня, даже стукнул...нет...бревно...только собой занят. Живет один и хорошо- наукой занят, на ней женат всю жизнь.
     Повисла пауза.

- А мой и не ревновал и не бабник! Вроде жили хорошо, а вот...ушел к женщине...ненамного моложе с сыном-подростком- своего будто нет, -сказала вдруг Лариса.- Кто разберет-отчего да почему все происходит.
-А я уверена, что есть в отношении каждого замысел Божий. Читала, что каждый человек- как нитка. Все нити переплетаются и в результате получается такое полотно-гобелен,- начала философствовать Марина.-  Я вышивать люблю-так мне это сравнение понравилось. И ведь правда. Сколько ниток иногда надо использовать, чтоб узор получился.
- Ой, нет, девчонки!- вклинилась Клавдия.- Давайте философию на потом оставим. Красота какая кругом! Воздух! Компания отличная. Ну его-чай этот. Пойдемте в бар! По коктейлю хорошему выпьем!

     Лариса тоже пошла. В баре было не очень людно. Музыка звучала приглушенно.
" Надо же! Сто лет в такие заведения не ходила. Совсем одичала за эти годы! Раньше ведь могли с мужем- раз- и в ресторан вечером сходить- сменить обстановку, на людей посмотреть, а потом совсем перестали вдвоем выбираться куда-то. Это моя вина, кстати. Он предлагал, а мне- то краситься-одеваться лень, то денег жаль, то вспомню, что на голове черте что. "Хочешь что-то этакое на ужин- закажи! Проблем нет". А дома все равно ведь не то. Так и отвыкли...".

     Следующий день Лариса провела в компании новых своих знакомых- одной неуютно было. Ее удивляло, что несмотря на возраст, дамы с энтузиазмом бегали на экскурсии, обсуждали покупки, веселились от души.
     «Да это не они! А я старушка!- озарило Ларису.- Как будто жить нанялась. Как будто у меня десять жизней в запасе! Все, хватит  своими страданиями упиваться».
     Все последующие дни провела она в компании своих новых приятельниц, ходила с ними и на аперитив, и на вечера отдыха, и даже по утрам на занятия йогой .

     В ночь накануне возвращения в родной порт- Элле стало нехорошо. Лариса, перепугавшись, решила бежать в медкабинет за врачом или к ее подругам. Но Элла, глотая свои таблетки ,ее остановила
-Да что ты!  Я сама виновата. У меня же ворох проблем со здоровьем, а я расслабилась. Вот и результат! Ничего-отлежусь. Утром буду как новая.
- Может, все же врача в каюту пригласить?- спросила Лариса, глядя на ее бледное лицо.
- Да брось ты! Если срок умереть пришел- никакой врач не спасет, я это точно знаю. Сама ведь врач! Часто ипохондрики ходили в поликлинику, как на работу. А толку? Есть такая присказка: «Доктор, я жить буду?- Будешь, а зачем?» Вот ведь в чем главный вопрос. Нет, конечно, надо за собой следить, но без фанатизма.  Я смерти не боюсь. С сынком своим наконец встречусь. Сынок у меня был...разбился на мотоцикле в 28 лет...Вот такая судьба.
     Ларисе стало не по себе. Даже холодок какой-то пробежал по спине.

«Боже мой! А я думала, что у них всех жизнь вполне благополучная, даже какая-то беспечная».
     Она не знала, что сказать. Все слова меркли перед этим неутешным горем, которое звучало в голосе Эллы.
 
- Бог милостив! У меня две дочери, пять внуков обожаемых, скоро жду появления первого правнука, но все же...не стало сына и с мужем рассталась. Не смогла простить, что это он заразил его любовью к мотоциклам этим проклятым. Сам фанат был... У подруг моих тоже проблем по жизни было, но мы так решили- жизнь есть жизнь. Тем более, что она такая короткая- раз и ты уже мать, бабушка, старушка, которая иной раз еле ноги волочит. Я вижу, как ты иногда на нас смотришь удивленно. Перед поездкой мы всегда решаем- "хвори, мысли, страдания-за борт!" Живем и радуемся, что живы, что на своих ногах, что Господь дает нам возможность еще раз в круиз отправиться, что мир вокруг прекрасен!

     Утром Элла была привычно бодра и весела. После завтрака подруги пошли в сувенирную лавку теплохода, а Лариса вышла на палубу, села в плетеное кресло, завернулась в плед.  Переполненная впечатлениями, отдохнувшая, она впервые вспомнила о доме не без удовольствия.

     " Ну, надо же! Соскучилась! Надеюсь Муську не забывал Ваня кормить...Сколько городов, деревенек по берегам...во скольких храмах побывала, за всю жизнь столько не ходила. А зря...века идут, а они стоят...и люди в них как ходили лет триста назад, так и ходят...Что наша жизнь человеческая? Вдох- выдох. Чего жизнь портим часто друг другу...надо научиться жить здесь и сейчас...другого то ведь нет .А я то в прошлом копаюсь, которого уже нет, то беспокоюсь о будущем, которого еще нет!  Сын жив, здоров, заботой окружен, сейчас вполне счастлив -судя по глупому влюбленному виду. Пусть свои шишки набивает. За другого жизнь не проживешь...А моя жизнь...кто знает...как там говорится...поживем-увидим.

     Теплоход бодро бежал к родной пристани.


Рецензии