Оргтруд

В центре Владимирской губернии
На Клязьмы берегу реки
Стоит Оргтруд -
Посёлок светлый
В лесах, озёрах, птичьих пеньях
Подарок матушки земли.

Там воздух свеж, почти звенящий
Вода чиста бежит в ключах.
Красот природы таких мало
В грибных и ягодных местах.

Людей добрей я не встречала,
Там каждый рад тебе помочь.
Его красой заворожённый
Вернуться ты захочешь вновь.

На гербе Оргтруда сияет
Росток в ладони, золотой.
Восходит солнышко с лучами
Серебром ленты завершает нижнюю часть его щита,
А сверху часть щита венчает герб области Владимира.
Основан в веке золотом при фабрике Андрея Никитина,
Теперь в составе фрунзенского района города Владимира.

История и современность,
Уклад старинки, новый быт.
За огородами, на левый берег, дорожка узкая лежит.
А с берега реки увидишь,
Ты совершенно чудный вид.
Владимир - город величаво
Во всей красе своей стоит.

Вроде все вам рассказала об этом прекрасном месте в стихотворной форме, которое для меня навсегда останется поселком. В моих воспоминаниях будет лучшим местом на этой планете, подарившим мне самое ценное, что может быть в жизни человека. Я помню тот старенький домик с белой печкой от которой шел жар. Для малышки, чье детство проходило в квартирах, было непривычно. Скрипящие половицы. Ванной не было. Раз в неделю, кто-то чаще жители поселка ходили в общественную баню, которая располагалась на соседней улице. Неотапливаемое, нежилое помещение при входе в дом - сени. Помню лесенку на крыльцо с двумя лавочками по бокам коричневого цвета с резными перилами. Ступенек было мало, но мне хватало, особенно зимой. Почтовый ящик на коричневой двери в тон. Палисадник за дощатым забором летом цветущий, а зимой с большими сугробами. Рядом, как мне малышке казалось, огромный общий двор между домами и дорога пролегающая через весь поселок. Она сохранилась поныне. Даже собаку в будке помню под окном. Это не сейчас, когда собак держат в домах. В деревнях, поселках, в частном секторе у собак были будки и многие из них сидели на цепи, охраняли. В основном от баловства, но безусловно бывали случаи. В этом прекрасном месте я не помню, чтобы что-то происходило ужасное по крайней мере пока я была ребенком. Поэтому смело ходила по деревне, по асфальтированной дороге которой ездили автобусы по расписанию, а машин почти не было. Зато были мотоциклы. У молодежи без коляски, а у жителей старшего возраста с коляской. Все больше по ней ходили куры и бегали коты. В прогоне без присмотра целый день паслись на привязи козы. Ах, какое это было золотое время. Сейчас многое иначе.
Помню, как в снежном лесу морозным днем устроили фотосессию, тогда еще на пленочный фотоаппарат с названием Зенит. Были счастливы, потому что вместе. Я тогда совсем малышкой была. Солнышко играло в ветвях сосен и елей, а так же на губах улыбкой. Когда пленка закончилась вместе с папой проявляли дома в специальном аппарате. Печатали фотографии в темной комнате. Для них покупали бумагу, которая была в черном конверте и нарезана определённым размером. Помню были две ванночки в одной проявитель, в другой закрепитель. Похоже на волшебство. Сушили фото на веревочке с прищепками. Потом дарили всем участникам фотосессии и родственникам. Я принимала активное участие во всех процессах, несмотря на количество малых прожитых мной лет. Фотографии сохранились, застывшим моментом.
Помню маевки в посёлке. Тогда все или почти все жители от мала до велика шли в центр поселка. Одеты празднично. Из всех уголков слышался счастливый смех. Кто-то нес плакаты. Потом выстраивались и шли по главной дороге поселка. Люди поздравляли друг друга с праздниками. После ходили друг к другу в гости. Двери не запирали. Вот это я вспоминаю время было. С такой теплотой пишутся эти строки, можно сказать сами. Кто постарше потом на огород уходили, молодёжь вечером в клуб на танцы, дети по своим детским делам бегали по поселку практически без присмотра гуляли целый день на улице. Хорошее было времечко. Поселок всегда цветущий и по сегодняшний день. Частные дома с палисадниками. Красиво. За поселком плотина. Дамба была построена еще в годы советской власти для организации водозабора и полива в близлежащих деревнях. Туда на шашлыки бегали и купаться будучи подростками. Потом повзрослели, но место осталось любимым и по сей день. Дальше деревня и дачи. У деревни такое название красивое Грезино. Места вдохновляют много ягод и грибов. Я очень любила гулять в лесу. Это сейчас в лесу клещи, змеи разных пород, дикие звери, в моем детстве я этого добра не помню, не встречала. Так вот вернусь к вышеупомянутой плотине. Пошел Володенька мой купаться, я на берегу стою. Май месяц не располагает меня к заплывам. Плывет он значит, а рядом с ним ужик высоко подняв голову тоже плывет. Красиво так плывут. Не знаю толи мужем любоваться, толи за ужиком приглядывать. Если бы со мной так рядом в воде, думаю поплохело бы мне сразу. Они доплыли одновременно до берега. Оба вылезли. Ужик пополз по своим делам. Муж подошел ко мне. На мой вопрос видел ли он рядом плывущего спокойно ответил: да, а что? Действительно, что такого вместе плыли. Как будто каждый день змейки рядом плывут. Зато слияние с природой.
Вернусь к годам моего детства.
Яркое воспоминание из детства буханка черного хлеба. В поселковом магазине продавали невероятно вкусный черный хлеб с таким ароматом, что устоять невозможно. Чистейший воздух и аромат хлеба делали свое дело, даже будучи подростком все равно обкусывала корочку. Сейчас хлеб не имеет такого вкуса, а может просто в то время было другое восприятие. Но, я все равно по привычке покупаю там хлеб и чуть-чуть надкусываю корочку.
Мой муж, когда познакомился с Оргтрудом удивил местных жителей. Дело было так. В поселке стояла палатка в которой продавали яйца с местной птицефабрики. Яйца были свежие и очень вкусные. Мы всегда брали их там. В тот приезд я как обычно купила яйца. Не отходя от палатки, ненаглядный взял десяток и проделывая умело дырочку в скорлупе выпивал содержимое. Делал он это, пока в коробочке не остались одни скорлупки. Знакомая продавщица только улыбалась с каждым выпитым яйцом. На это действо собрался посмотреть народ. Все с любопытством наблюдали за ним. Мой муж был сыт и доволен. Он еще с пол часа общался с местными жителями. Они что-то ему рассказывали, а он им. В тот раз мы взяли значительно больше обычного яиц. Прошло время и палатка закрылась, к нашему большому сожалению.
Сейчас Оргтруд - район города. Он не вымирает и люди не уезжают оттуда. Там не видно заброшенных домов. Весной он утопает в кустах цветущей сирени. Вечерами можно услышать лягушачий концерт. В центре открылись современные магазины. Много молодежи. Здание клуба вернули церкви и теперь там храм. В годы моего детства в поселке не было церкви вообще.
Я хоть и нечасто там бывала, но воспоминания четкие, яркие, добрые. Навсегда в моей памяти останется вкус настоящего, вкусного козьего молока без посторонних запахов и горчинки. Это вкус моего детства. Как и мятая картошка на молоке, пышная и очень вкусная. Осенью с маринованными или жареными опятами. Кстати, мой папа тоже пил яйца, как и мой муж. Правда, в то время домашние. Этот нюанс вспомнила только сейчас во время набора текста.
Знаете, я не еду туда за эмоциями или воспоминаниями, достопримечательностями. В Оргтруде есть мемориал погибшим воинам - четыре металлических панно на круглых колоннах. Памятник В. И. Ленину. Как я говорила ранее, теперь есть церковь. ДК тоже есть, но по другому адресу. На здании администрации Фрунзенского района герб Оргтруда. Жаль, что ушла в прошлое въездная стелла с надписью Оргтруд. Теперь табличка - дорожный знак. Все течет и меняется. Когда-то вечерами я видела из поселка огни города Владимира, а потом с того места их стало не видно. Выросли деревья, кустарники и выросла я. После поворота с трассы на Оргтруд мое настроение обычно улучшается. До него всего несколько километров, но они дарят радость. Чуть в стороне восстанавливают, а возможно уже восстановили храм в Лемешках. Он долгое время был разрушен. С дороги при хорошей погоде можно увидеть вдалеке церковь Покрова на Нерли. Я несказанна рада тому, что жизнь там продолжается. Эгрегор рода дает мне поддержку, родная земля придает силы, а природа родного края здоровье. Я это чувствую каждой клеточкой своего тела. Знаете, что меня радует больше всего - в моей семье меня понимают. Это место ценят. Мне есть куда приехать, а главное каждая моя поездка наполнена смыслом и любовью.


Рецензии