Школа на Васильевском острове
ОПЫТ ПРОШЛОГО - В НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ.
Петербург. Год 1856. Основан Балтийский судостроительный завод. Состоялась премьера оперы Даргомыжского «Русалка». Открылась Гимназия и Реальное училище Карла Мая.
Середина XIX века. Преддверие великих реформ Александра II. Петербургскому немцу, немецкому петербуржцу, Карлу Ивановичу Маю суждено было родиться и почить в граде святого Петра. Суждено было посвятить себя передовой теории и практике обучения и воспитания добрых и славных сынов российских.
Сто докторов наук, тридцать два члена Академии наук и Академии художеств, просто не равнодушные и не посредственные граждане своего Отечества. Сомовы, Римские-Корсаковы, Рерихи, Добужинские, Семёновы-Тян-Шанские, семейство Бенуа. Губернатор Петербурга А.Д. Зиновьев, публицист Дмитрий Философов, академик Дмитрий Лихачёв, доктор геолого-минералогических наук Александр Фурсенко, космонавт Георгий Гречко, филолог и писатель Лев Успенский и многие, многие другие.
«Майские жуки» – так именовали себя учащиеся школы Карла Мая. А замысел Школы был прост, как всё гениальное, – давать не только фундаментальные, но и прикладные знания, подготавливающие к обучению в Университете и открывающие двери к делу всей жизни.
Школа прошла свой путь от занятий на дому и маленьких классов – до гимназии и реального училища. Принимали без оглядки на родительское сословие и вероисповедание. Полагалось, что способности у детей неодинаковые, но воспитанным должен быть каждый.
А педагог Школы? Каков он? Свидетельство выпусника Л. Успенского: “У Мая нет и не может быть педагогов-мракобесов, учителей-черносотенцев, людей «в футлярах», чиновников в вицмундирах. Преподаватели, поколение за поколением, подбирались у Мая по принципу своей научной и педагогической одарённости”.
Предметные кабинеты Школы были щедро оснащены. Три аудитории имели форму амфитеатра. Оттачивались и совершенствовались методики преподавания отдельных дисциплин. Были в Школе столярная мастерская, гимнастический зал. Школьная библиотека насчитывала 12 тысяч книг на русском, немецком, французском, английском, латинском и греческом языках. Предпринимались поездки, экскурсии в музеи и на промышленные предприятия. Выпускался литературный журнал «Майский сборник». С исключительным успехом шли школьные спектакли.
При Школе был открыт ряд кружков: исторический, морской, фотографический, спортивный. В авиамодельном Н.В. Фаусек, выпускник 1913 года, построил первую в России модель самолёта.
Директора, Карла Ивановича Мая, или как его называли, Карлушу, уважали буквально все ученики. Уважали и очень боялись огорчить. «У нас нельзя говорить неправду» – повторяли школяры родителями. Весь процесс обучения, и даже экзаменационная необходимость носили отпечаток домашности, неказённости. Учителя обедали вместе с учениками, все питались одной пищей. И духовной в том числе. Был, кстати говоря, и «карцер», но… с книгами.
В дореволюционный период отмечалось, что школу Карла Мая «никогда нельзя было назвать ни монархической, ни демократической, ни республиканской, ни аристократической. Она всегда стремилась быть общечеловеческой». Дореволюционный период – период наивысшего расцвета «школы человеческого духа и творчества», «майского духа».
Петроград. Год 1914. При Школе открыт лазарет. Ученики выполняют вспомогательные работы.
Петроград. Год 1918. Последний, пятьдесят пятый выпуск. Национализация Школы. Преобразование в Советскую единую трудовую школу. Впоследствии введено совместное обучение мальчиков и девочек.
Ленинград. Годы 1937-1942. В здании школы Карла Мая находится 6-я Специальная артиллерийская школа.
Ленинград. Годы 1944-1976. Пятая школа, средняя и неполная средняя. Обучение раздельное и совместное.
Ленинград. Год 1976. Школа № 5 переведена на 13-ю линию Васильевского острова. Материальное наследие в большой своей части утрачено.
Петербург. Век XXI. «Духовно-нравственная составляющая жизни опасно ослаблена». Это слова создателя и вечного директора Музея истории школы Карла Мая, удивительного человека, Никиты Владимировича Благово. Наряду с самим Карлом Ивановичем Маем и майским жуком Никита Владимирович также является символом школы. Ему, и только ему – выпускнику, майскому жуку, могла от чистого сердца и ума прийти в голову невиданная идея: домашняя встреча со студенткой педагогического вуза, пишущей реферат о школе Карла Мая.
Так был подпитан мой интерес, нет, моя любовь к педагогике, к учительству. Принципы школы Карла Мая более чем необходимы и уместны в нынешних учебных аудиториях. Вот некоторые из них: подготовить юношу к труду, полезному для общества; ум, нравственные качества, эстетическое чувство, воля и здоровье ученика в равной степени должны быть заботой учителя; нельзя всех и каждого стричь под один гребень; ценны не голые сведения, а внутренняя просвещённость, чутьё правды, сила воли; от учеников надо требовать только то, что они в состоянии исполнить; дисциплина – ещё не воспитание; семья, школа и церковь – это те силы, которые воспитывают человечество.
1-я, 10-я, и только впоследствии 14-я линия Васильевского острова, куда Школа переехала в 1910 году. Это здание с барельефом в виде доброго и важного майского жука включено в список выявленных объектов культурного наследия России. Сейчас в нём – Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации РАН и Музей истории школы Карла Мая. Сама Школа, повторюсь, переехала на 13-ю линию. Исторически частная мужская, она стала ныне общеобразовательной, государственной, с совмещённых обучением.
«Сперва любить, потом учить» – именно эти слова педагога-гуманиста XVII века Яна Амоса Коменского стали девизом школы Карла Мая. Любовь, взаимное уважение и доверие – вселенная Карла Мая покоилась именно на этих «китах». Всё, буквально всё в Школе взывало не ко внешнему, но ко внутреннему закону личности ученика и учителя.
Принципы эти да перейдут во все школы и во все времена!
Свидетельство о публикации №226011201330