Грибные акварели Александра Вязьменского

ИЗ ЦИКЛА "Ненавязчивая педагогика природы"


Диоскорид, Дюрер, да Винчи, Редуте, Мериан, Толстой Фёдор Петрович – классики ботанической живописи. С самых древнейших времён и до дня сегодняшнего, вопреки всем преградам и препятствиям, среди которых – сам импрессионизм!, возрождается, набирая новую свою силу, ботаническая живопись.

Ботаническая живопись, как пишет Александр Вязьменский в одной из своих статей, – это изображение растений и грибов, или их частей, не в виде натюрморта, а на нейтральном, обычно белом, фоне. Обычная техника – акварель.

Александр Вязьменский – художник, натуралист, преподаватель. Вот уже несколько десятков лет он рисует «портреты» грибов и ведёт классы рисования грибов (классы ботанической живописи). Всегда рад и опытным, и новичкам, и старым друзьям, и, так сказать, молодым знакомым. Деятельность Александра Вязьменского – это, по его словам, попытка совместно с Ботаническим институтом им. В.Л. Комарова РАН возродить в России традицию ботанической живописи. Традицию, практически утерянную в XX веке.

Александр Вязьменский родился в 1946 году в Ленинграде. Он не только мастер, но и популяризатор столь удивительного направления – ботанической живописи. Его работы находятся во множестве российских и зарубежных коллекций, включая Миннеаполисский Институт Искусств, Библиотеку Фарлоу, Хантовский Институт Ботанической Документации (США), Лондонский Ботанический Сад, Библиотеку Линдлей, Коллекцию Ширли Шервуд (Англия), Гранд Отель Европа (Санкт-Петербург), частные коллекции Америки, Англии, Австралии, Германии, Нидерландов. Он иллюстрировал Красную книгу России, Красную книгу Санкт-Петербурга, Красную книгу Новгородской области и Кольскую энциклопедию.

Мастер делится с нами такими впечатлениями: “Лес, природа всегда были самой главной и счастливой частью моей жизни. А среди всех радостей, которые дарит лес, грибы с детства вызывали у меня особый восторг. В них есть то, что пробуждает любовь: красота и тайна. Я стал видеть красоту, которой не замечал раньше. Теперь скромная сыроежка может дать мне не меньше удовольствия, чем белый гриб. А уж роскошные мухоморы для меня – драгоценный трофей. Как и люди на портретах, мои персонажи окружены предметами их родного мира: мхами, листочками, веточками”.

В отличие от своего московского “коллеги”, известного натуралиста, биолога и художника, ныне покойного Вадима Максимовича Гудкова (более всего славного по иллюстрациям к журналу «Юный натуралист»), Александр Вязьменский пишет грибы с натуры, но не на натуре, «не на месте». Если В. Гудков никогда не срезал рисуемый гриб («Пускай живёт» – говорил), А. Вязьменский поглядывает на грибы, удобно устроившиеся на рабочем столе художника (иногда – прямо на грибной выставке!). И ни в коем случае не пишет с фотоснимка.

Автор грибных натюрмортов Елена Лебедева формулирует так: “Почему фотографии не так предпочтительны, как живые грибы? Это понятно, ведь фотоаппарат, делая снимок, упрощает действительность, минимизирует контрасты света и тени, часто искажает цвета”. А ведь “воздушные и необыкновенно реалистичные акварели Александра Вязьменского поражают своей скрупулёзной точностью передачи форм и расцветок. Его пейзажные этюды не просто завораживают, они манят, призывая встать на колени и подползти к тому дереву, под которым, прикрытый лесной травой спрятался белый гриб”.

Грибы принято подразделять на съедобные, условно-съедобные, несъедобные, ядовитые и редкие. Даже съедобные и условно-съедобные грибы, как писал Сергей Тимофеевич Аксаков, “составляют самую питательную, вкусную и здоровую пищу, если они употребляются не в излишестве, а совершенно прожаренные и уваренные или совершенно просолившиеся”. Благодаря акварелям Алксандра Вязьменского, мы смело можем вкушать гриб любой «породы»!

Грибы – не просто материал для творческой работы, отличный объект для рисования. Для нас, посюсторонних наблюдателей, это приобщение к природе и общение с ней. Это ненавязчивая педагогика природы. Благодаря так называемым «грибным букетам» А. Вязьменского любой среднестатистический созерцатель может переродиться в заядлого грибника или даже миколога-любителя.

Журнал Санкт-Петербургского микологического общества «Планета грибов», равного которому в своём роде нет, щедро снабжённый мастерскими фотографиями самоотверженных, талантливых авторов, по традиции включает в свой иллюстративный материал и грибные акварели Александра Вязьменского.

Художник Вязьменский является участником не только всех выставок «Планета грибов», но и «Выставок ботанической живописи». Оба этих уникальных меропрятия ежегодно проходят в Ботаническом саду Петра Великого.

Вспоминаемый добрым и уважительным словом Александр Елисеевич Коваленко, доктор биологических наук, профессор, член-корреспондент РАН, сопредседатель Санкт-Петербургского микологического общества, будучи жив, рассказывал: “На одной из выставок ко мне подошёл интеллигентный человек и сказал: “Меня зовут Александр Вязьменский. Я художник, и рисую грибы. Можно мне на этой выставке разместить свои иллюстрации?” Я ответил: “Ну конечно. Это будет новый аспект – художественное освещение грибов”. И с тех пор Вязьменский регулярно размещал свои работы на нашей выставке. А на сегодняшний момент он – один из известнейших ботанических художников и, на мой взгляд, лучший иллюстратор грибов в мире”.

Несколько лет назад удалось и мне познакомиться с этим спокойным и очень внимательным человеком на одной из ежегодных выставок «Планета грибов» в Ботаническом саду на Аптекарском острове, где он пристроился на лавочке так неприметно, как...


Рецензии