СПб орнитолог и преподаватель Владимир Головань

ИЗ ЦИКЛА “НЕНАВЯЗЧИВАЯ ПЕДАГОГИКА ПРИРОДЫ”


Большая Ижора. Большая белая цапля. В прошлом веке утверждалось: “большая белая цапля избегает селиться вблизи человека и предпочитает самые глухие и труднодоступные уголки зарослей”. Наблюдения, однако, показывают обратное. Вот и в окрестностях Петербурга с недавнего времени можно наблюдать, пусть и немногочисленную, колонию большой белой цапли.

Птицы не только улетают от нас, возможно безвозвратно (как, скажем, снегирь), они и возвращаются. Они не только удаляются, но и приближаются. А притягивает их добрый человек.

Владимир Иванович Головань, приехавший однажды поступать на биолого-почвенный факультет Ленинградского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени государственного университета имени А.А. Жданова, посвятил долгую жизнь своей альма-матер и непрерывным орнитологическим исследованиям. Теперь невозможно представить биологический факультет Санкт-Петербургского университета без этого имени.
 
“Научный сотрудник кафедры зоологии позвоночных, совершенно равнодушный и к должностям, и к званиям, Владимир Иванович остаётся удивительно верным своему призванию – изучению жизни птиц. Всё более стремясь к уединению на лоне дикой природы, он в любое время года при первой же возможности уезжает в лес. Кажется, ему знакомо там всё – любой вскрик птицы, след зверя... И своим многолетним опытом он щедро делится со всеми коллегами и студентами” – пишет Александр Васильевич Бардин, коллега, редактор и издатель Русского орнитологического журнала. Он же охарактеризовал Владимира Голованя как прекрасного натуралиста, тонкого наблюдателя и следопыта.

Наблюдать за птицами Владимир Иванович начал в 11 лет, и потому неудивительно, что к моменту поступления в университет он был твёрдо уверен в выборе направления своей работы и жизни. Обилие профориентационных методик, к сожалению, не гарантирует точности выбора, а подчас и корректности в определении склонности как таковой. Думается, что только доброе сердце способно подсказать «витязю на распутье». Так маленький, у-серд-ный Володя Головань устраивал кормушки для птиц, следил за животными и вёл полевой дневник.

Более того, Владимир Иванович вырос на фенологической и натуралистской прозе: «Жизнь леса» Сергея Ивановича Огнева, Плавильщиков, Бианки, Арсеньев, Формозов, «Пернатые друзья лесов» Вячеслава Всеволодовича Строкова. (И они помогли самоопределиться!)

Владимир Головань всего себя посвятил изучению птиц Северо-Запада. Много лет отдано исследованиям на Ладожской орнитологической станции на территории Гумбарицы (так называемая «Свободная республика Гумбария»). Даже дети его, сын и дочь, выросли на природе, на полевых стационарах. То была настоящая студенческая летняя полевая практика для чад. Кажется, будто мы все – его, Владимира Ивановича, студенты. Сдадим ли экзамен?

Исключительным было учебное время самого Владимира Ивановича. “На кафедре царила творческая атмосфера. Студенты увлечённо занимались самостоятельной научной работой, мастерили какие-то приборы, орудия лова, шили палатки и «путанки», набивали патроны, делали гистологические препараты, тушки птиц и зверей, «варили» скелеты, по выходным непременно выезжали «в поле». Для студентов кафедра была просто родным домом. При необходимости там можно было остаться и на ночёвку, разложив спальный мешок на знаменитом большом дубовом столе в «зале». Кафедра тех лет мало походила на современный офис. Там постоянно жили какие-нибудь животные, стоял верстак, присутствовал весь необходимый столярный и слесарный инструмент, лежал большой штабель досок. Невзирая на лекции и экзамены, в течение всего года велись интенсивные полевые исследования. Саша Андреев приезжал на занятия с глухариного тока, Казимир Большаков ночи напролёт наблюдал ночные миграции птиц, «кимаря» потом на лекциях, Коля Лапшин «робинзонил» на островке в Ладоге”. Пёстрые воспоминания сохранил Александр Бардин.

Таков Головань-студент с однокашниками. Головань-преподаватель с коллегами так же многогранен и несвободен: занятия, летние полевые практики, выезды студентов в лес осенью, зимой и весной, руководство дипломными работами, заведование учебным кабинетом; при этом попутно мог быть собран материал, который пригождался в научной работе.

В педагогической деятельности В.И. Голованя специально отмечается его многолетнее участие в проведении городской олимпиады школьников по биологии, третий тур которой традиционно проходит в Главном здании Санкт-Петербургского университета. Поражает количество ребят, которых природа научила… Научила. Их исследования нетривиальны, а отдельные наблюдения и вовсе соперничают с научными.

Владимир Иванович Головань давно перешагнул порог пенсионного возраста, однако усердие души неумалимо! В это трудно поверить, но он по сей день ведёт экологические экскурсии. Каждый прожитый его день – это, если не открытие, то изыскания, созерцания, плодами которых учёный делится великодушно. Фото и видеоматериалы, снятые Владимиром Голованем, несомненно останутся в профильных архивах, а содержание их позволит обогащать не только мир науки, но и внутренний мир каждого.

Сейчас Владимиру Ивановичу без малого 81, а мы продолжаем у него учиться, учиться любить Природу – самого главного педагога и наставника.


Рецензии