Зачем знать свои грехи? ч. 1. Верить ли совести?

ЗАЧЕМ НАМ ЗНАТЬ О СВОИХ ГРЕХАХ?
МОЖНО ЛИ ДОВЕРЯТЬ СВОЕЙ СОВЕСТИ?

Почему современные христиане не прилагают серьезных усилий к тому, чтобы узнать о своих грехах? Почему они не стремятся изучать труды святых отцов, в которых рассказывается о грехах и страстях? Почему они не просят священников, чтобы они подробно рассказали им о различных видах и формах грехов, о том, как с ними бороться и как в них каяться? Неужели им не интересно узнать о том, чем конкретно они прогневляют Бога и собственноручно готовят себе место в аду?

Думаю, что нередко причиной этого является их неосознанная боязнь узнавать о своих грехах. Ведь если они будут стремиться подробно интересоваться своими грехами, то это значит, что потом нужно будет в них каяться и стараться вести с ними борьбу. А это так тяжело и неприятно. Ведь грехами, как правило, является как раз именно то, что мы любим и без чего жить не хотим, да и просто не можем (как нам думается). Так не лучше ли оставить эти тяжкие изыскания и стараться просто жить по совести? «Пусть нам наша совесть подсказывает о наших грехах, и когда она будет это делать – вот тогда мы и будем каяться» - думают люди.

Так современные христиане обычно и поступают - исповедуют только то, в чем их «обличает голос совести». Но при этом они, к сожалению, даже не догадываются о том, что этот «голос совести» на самом деле легко может оказаться голосом злого духа, который маскируется под совесть. Ведь апостол Павел предупреждает нас о том, что бесам свойственно представляться нам светлыми ангелами (см. 2Кор.11:14), для них это – обычное занятие. А злые духи как раз и действуют на нас через наши мысли и сердечные чувства.

Однако мы об этом даже не задумываемся, потому что всю свою жизнь привыкли доверять своим мыслям и рассуждениям, чувствам и желаниям. Ведь мы же привыкли доверять своему сердцу. Так мы обычно и говорим: «Мое сердце меня не обманывает», или «Я сердцем чувствую», или «Моя интуиция меня не подводит» и т.п. При этом даже не понимаем действительного состояния своего сердца – не понимаем того, что наше сердце находится во власти греховных страстей и злых духов. Об этом учит нас Православная Церковь в лице святых отцов, но мы ведь не привыкли читать их труды, и поэтому даже не догадываемся о том, что наше сердце – пленник бесов и страстей. Из-за этой нашей привычки доверять себе – своим мыслям и чувствам - злому духу совсем не сложно бывает, представляясь голосом совести, подсказать человеку несколько его малозначительных и даже, может быть, более значительных грехов и вызвать у человека чувство раскаяния в них.

Зачем это нужно злому духу? А нужно это ему для того, чтобы мы пошли на Исповедь и исповедали эти подсказанные им грехи, а затем причастились Святых Таин. Так неужели злому духу важно, чтобы мы участвовали в таинствах Исповеди и Причащения? Ведь мы точно знаем, что после Исповеди нам прощаются исповеданные грехи, а в Причастии мы получаем спасительную благодать! А бесы как раз и боятся благодати. Так зачем же им все это нужно???

А все дело в том, что при таком нашем отношении к своим грехам и к Причастию никакого прощения и никакой благодати в таинствах Исповеди и Причащения мы на самом деле не получаем. А наоборот, получаем осуждение за недостойное участие в церковных таинствах. Мы принимаем церковные таинства в осуждение себе и в смерть вечную. А злому духу только того и нужно, именно это и является его главной целью.

Для того, чтобы получить на Исповеди действительное прощение, мы должны быть уверены в том, что после нее у нас не осталось не исповеданных тяжких, и особенно СМЕРТНЫХ грехов. А откуда у нас может быть такая уверенность? Ведь всех наших настоящих тяжких и смертных грехов злой дух нам ни за что не подскажет и не откроет, и они останутся нам неведомыми, нами нераскаянными и нам не прощенными. И если мы сейчас не приложим всех усилий к тому, чтобы узнать о своих грехах, то узнаем мы о них только на Страшном Суде, после чего они неизбежно утянут нас в ад на вечную муку.

Вот так нас обманывают злые духи, выдавая нам свои лукавые подсказки за голос совести. Бесы имеют полное право и полную возможность делать это, потому что мы с ними дружим уже очень давно – с самого детства, хотя мы их не видим и иногда даже не догадываемся об их существовании. Наша дружба с ними заключается в том, что они, действуя через наши мысли и сердечные чувства, обучают нас грехам, а мы с удовольствием их делаем. И с самого детства мы привыкли к их «дружескому» голосу, которым они нас привычно обольщают, обманывают и заставляют грешить, и который они иногда даже выдают нам за голос совести.

Эта дружба может быть расторгнута только истинным покаянием (не нужно путать покаяние с раскаянием). Но для этого нужно обязательно всеми силами постараться узнать о всех своих настоящих грехах, особенно грехах смертных. Узнав о них, нужно вступить с ними в решительную борьбу, которая будет очень тяжка и мучительна для нас. Но только в этой борьбе человек может расторгнуть свою дружбу с бесами и заработать свое спасение от вечных адских мук.

Настоящий же голос совести нам зачастую бывает просто не слышен, потому что наша совесть находится где-то в самой дальней глубине нашего сердца, она уже давным-давно завалена грудой наших нераскаянных тяжких и смертных грехов и поэтому ее предсмертный писк уже просто не доносится до наших сердечных чувств. Вместо совести с нами привычно беседуют наши друзья – бесы.

Совесть в человеке действует правильно только тогда, когда он ведет правильную христианскую жизнь, то есть тщательно очищает свое сердце от страстей и освобождает его от плена злым духам. Это происходит путем качественной борьбы со своими грехами и понуждения себя к тщательному исполнению евангельских заповедей. Но если человек до сих пор не узнал о своих грехах и не изучил Евангелие, то разве он сможет жить по-христиански? Конечно, не сможет – он будет только продолжать умножать свои грехи, развивать свои греховные страсти и постоянно нарушать евангельский закон. В результате его плен страстям и злым духам будет только увеличиваться, и он уже совсем никак не сможет услышать свою совесть.

«Потемняют, притупляют, заглушают, усыпляют совесть произвольные согрешения. Всякий грех, не очищенный покаянием, оставляет вредное впечатление на совести. Постоянная и произвольная греховная жизнь как бы умерщвляет ее… Острие совести очень нежно; его надо хранить и хранить. Хранится оно, когда человек исполняет все требования совести, а нарушение какого-либо требования, по немощи или увлечению, омывает слезами покаяния. Не думай ни о каком грехе, что он маловажен: всякий грех есть нарушение Закона Божия, противодействие воле Божией, попрание совести… Острие ее притупляется, свет ее тускнет; в душе разливаются мрак и хлад небрежения и нечувствия. Нечувствие соделывается наконец обыкновенным состоянием души… При таком состоянии, при страшном омрачении и нечувствии, различные грехи свободно входят в душу, устраивают в ней логовище для себя. Грехи, закосневая в душе, обращаются в навыки... Греховные навыки называются страстями… Кто, пренебрегая постоянно напоминаниями совести, допустил себе впасть в рабство греха: тот только с величайшим трудом, при содействии особенной помощи Божией, возможет расторгнуть цепи этого рабства, победит страсти, обратившиеся как бы в природные свойства» - пишет святитель Игнатий (Брянчанинов).

Но бывает, что человек еще не совсем завалил свою совесть своими нераскаянными грехами и еще иногда имеет возможность услышать ее голос. И вот совесть подсказывает ему и убеждает его в том, что такое-то дело является грехом. Человек вроде бы соглашается с нею, но злой дух не может допустить его раскаяния и покаяния, и поэтому начинает приводить ему оправдания греха. Как часто мы (читай – злой дух) приводим себе оправдания наподобии: «Да я ведь не монах, это ко мне не относится», «Да это было раньше грехом, а сейчас другие времена», «А как было этого не сделать, ведь он первый начал», «А если бы я этого не сделала, то было бы то-то и то-то…» и т.п. Бывает, что бедный человек не знает, что делать, кому верить – совести или бесу. К сожалению, при немощи и неведении современных христиан и отсутствии искусных пастырей, чаще всего люди верят бесу. А нередко, к сожалению, бывает и так, что сами пастыри убеждают людей, которые искренне хотели бы исповедать и оставить свой грех, в том, что это вовсе не грех. Беда, да и только! И если человек всерьез не озаботится изучением трудов святых отцов Церкви, которые оставили нам свои аскетические творения с описаниями грехов и порядка борьбы с ними, то его совесть в конце концов обязательно будет убита его нераскаянными грехами, и он останется один на один с бесом, голос которого и будет считать голосом совести. Этот бес и утянет человека в конечном итоге в ад, на вечные мучения.

Совесть называют голосом Бога в человеке. Все ли люди одинаково слышат в себе этот голос? Почему одним людям их совесть запрещает совершать какие-то плохие и злые поступки, а другим - вполне позволяет делать эти же самые дела и совершенно не возражает против этого? Например, одному человеку его совесть запрещает материться, но вполне разрешает блудить. А у другого ситуация противоположная -  его совесть запрещает второе, но вполне позволяет первое. Третьему его совесть запрещает осуждать ближних, а четвертый всех вокруг ругает и его совесть совсем не препятствует ему в этом. Почему так? Ведь если мы веруем в то, что Бог – один, то и говорить Он будет каждому человеку одно и то же. Значит, и совесть должна действовать в каждом человеке одинаково. Но если посмотреть на то, как живут разные люди, можно увидеть, что у каждого его «совесть» действует по-своему. Разве такое может быть? И если мы видим, что одному человеку Бог говорит одно, а другому – противоположное, то, наверное, следует усомниться в том, что это – действительно голос Бога.

Один из старцев рассказывал, что однажды к нему пришла женщина в расстроенных чувствах и со слезами начала исповедоваться в том, что нечаянно убила муху, когда стирала пыль с мебели. Старцу потребовалось определенное время, чтобы переубедить ее в ее оценке этого «греха», а в дальнейшем разговоре, когда он стал проверять ее на наличие  действительно серьезных грехов, выяснилось, что она несколько раз убивала своих детей (делала аборты), но не считала это грехом. Старец стал говорить ей об этих смертных грехах, но она долго сопротивлялась, никак не хотела признавать аборты грехом убийства, приводила множество оправданий для этого. Вот так может действовать наша лукавая «совесть», когда мы ей полностью доверяем.

Господь обличал фарисеев: «КОМАРА ОЦЕЖИВАЕТЕ, А ВЕРБЛЮДА ПОГЛОЩАЕТЕ» (ср. Мф.23:24). Так же бывает и с нами, когда мы на исповеди «оцеживаем» и исповедуем разные мелкие незначительные грехи, которые злые духи нам не препятствуют видеть, и даже подсказывают нам о них, а по-настоящему тяжкие и смертные грехи в себе не замечаем.

Нужно сказать еще и о том, что нередко за обличения совести мы принимаем простой тщеславный стыд перед людьми. Мы стыдимся совершить то или иное дело вовсе не потому, что боимся Бога, а потому, что боимся людей – беспокоимся о том, как они на нас посмотрят, что подумают, что про нас скажут. При этом тот поступок, который мы боимся совершить, может вовсе и не являться по-настоящему греховным, а бывает даже наоборот. Просто большинство окружающих людей так не делают. Вот и мы, чтобы не быть «белой вороной», тоже поступаем как все. Это называется грехом человекоугодия. Однако мы не оцениваем такой тщеславный стыд как грех, а зачастую принимаем его за голос нашей совести.

Итак, нужно признать, что наша совесть может быть в нас, если не совсем убита, то, во всяком случае, сильно повреждена нашими грехами и страстями. И поэтому нельзя ей доверять в нравственной оценке нашей жизни. Если мы – христиане и хотим спастись от вечной погибели, то для такой оценки на первых этапах нашей христианской жизни мы должны искать совсем другие критерии. Какие? Об этом – в следующих статьях.


Рецензии