В северном лагере

Мы с ней на заснеженной территории в северном лагере системы Гулага. Здесь проходят жесткие испытания – по просеке, похожей на лыжную трассу с подъемником, движутся на проводах острые лезвия-планки, которые способны поразить насмерть, только уворачивайся. Это касается всех, не только заключенных – вот и какого-то майора убило.
Мы с ней решаем уходить, она спрашивает, далеко ли до Нерюнгри, за полчаса доберемся? Честно отвечаю: Не знаю. Здесь, на севере, не принято стоять и болтать – замерзнем. Раз решили, так пойдем.
Наконец добираемся до Нерюнгри через темный лес. В этом городке пусто, только изредка встречаются солдаты-охранники. Проходим мимо ограды стадиона, там повешен российский символ – большой Орел. Она спрашивает меня об окрестном населении – ханты, манси. Объясняю: они – родственники венгров, которые произошли от гуннов, пришедших из этих краев в Европу вместе с вождем Атиллой. – А он сейчас сюда приезжает? – Нет, что ты, уже почти две тысячи лет как прошло.
У меня к ней тоже вопрос: А тебе вообще можно свободно ходить по этим территориям, есть разрешение перемещаться за границы зоны? – Раньше было рискованно, а теперь нет, сюда можно.


Рецензии