Расставания, встречи
Это слезы прощанья с ним, так сильно изменившимся за короткий отрезок времени, да и за те полтора года отношений, которые из памяти не сразу выкинешь.
Вспоминаются, сказанные им когда-то слова, что вначале понравился ему голос, а всё остальное потом. Жили в общежитии на разных этажах, учились в одном институте, он - курсом старше. Через какое-то время стали много общаться: ходили в кино, (в театры-реже), стадионы, студенческую столовую, парки, на посиделки к друзьям. Чувства с той и другой стороны нарастали, потом влюбленные почти не расставались, только во время каникул, когда он уезжал к своим родителям, а она – к своим.
Когда Кира вернулась после каникул, её тетя удивила неожиданной новостью - она вышла замуж. Во время своего отпуска, находясь на солнечном берегу южного курорта, встретила старого знакомого, отношения у них возобновились и она, уволившись с работы, стала собираться в дорогу к мужу, в какой-то сибирский город, то ли Омск, то ли Томск. Свою комнату в коммунальной квартире она оставляла Кире вместе с котом и цветами, которые надо было систематически поливать. Кира переехала в ее комнату, а следом и возлюбленный. Первое время они никуда не выходили, наслаждались обществом друг друга. Началась учеба, друзья узнали про их убежище и стали напрашиваться в гости; в общежитии все-таки не было таких условий, чтобы в ночи под гитару песни горланить. У тети не одна была комната, а смежных две, и в этой же коммуналке жил всего один сосед. Вначале он просил, чтоб «потише», а потом и сам потянулся к ребятам, скучал, если долго не приходили. А когда все вместе пиво пили, он запевал под гитару «Не нужен мне берег заморский, чужая земля не нужна».
Артур говорил, надо подождать, когда по окончании его учебы через год она получит свой диплом, тогда он приедет, отвезет её в свой город и там они сыграют красивую свадьбу.
Слезы, похоже, текут не потому, что свадьба не состоится, она её не рисовала в своем воображении, а из-за того, что придуманные ими планы дальнейшей жизни уже не осуществятся. Мечтали о том, чтобы попробовать устроиться на работу в Протвино, знакомый их приглашал, или в другое место, но, чтобы вдвоем и работа была творческой и интересной, и даже рассматривали для себя Академгородок в Новосибирске. Так рушатся иллюзии и ожидания.
Промок от слез носовой платок, поискала в сумке другой, не нашла, сидящий рядом пассажир положил перед ней салфетку.
На протяжении нескольких месяцев разлуки писали друг другу письма, созванивались часто, он настойчиво уговаривал приехать после зимней сессии, что они и сделала. Встреча в аэропорту была трогательной. А дальше вроде все пошло по непонятному для неё сценарию, они приехали домой к его старшему брату. Кира была с ним знакома, встрече обрадовалась- он такой искрометный, начитанный, с чувством юмора. На протяжении вечера развлекал шутками, анекдотами, фокусами. Его жену Кира видела впервые, она производила впечатление радушной хозяйки. Через некоторое было похоже на то, что она устала или ей перестало нравиться, как муж и Кира весело и интересно общаются с друг с другом.
Сославшись на то, что завтра надо рано быть на работе, уехал к себе Артур. На следующий день он приехал ближе к обеду, и они пошли гулять по городу. Во время прогулки стал рассказывать про свою работу в аппарате администрации города, (такой взлет- скорей всего без родственных связей не обошлось), про то, как он устраивает проверки; в нем появилась важность, горделивость. Через какое–то время ему потребовалось зайти домой что-то взять, может это был предлог, чтобы показать свою однокомнатную квартиру, в которой всё - «дорого, богато».
Вечером были в ресторане большим составом: брат с женой, другие родственники и знакомые, было весело и шумно. Жена брата Лидия продолжала как-то настороженно смотреть на Риту, отвела в сторону – поболтать. Спросила без обиняков, про отношения, про чувства, а потом и на бытовые темы, есть ли у нее квартира, кто родители, братья, сестры. Рите вопросы эти показались неуместными, сказала про младшего брата, слегка слукавив, что мама - младший научный сотрудник, что родители вместе не живут (не уточнив, что это временно).
Родственница Артура, Майя спросила, познакомил ли он свою девушку с родителями - ответил, что это будет завтра. Разъехались по домам, Кира снова в семью старшего брата. Ночью ей не спалось, перебирала события последних дней и понимала, что её возлюбленный стал другим, не тем, каким был раньше. Возможно, у него с кем-то отношения, тогда зачем надо было просить о встрече или так на него повлияла важность, значимость его персоны, что лирические чувства отошли на задний план. Кира вышла осторожно в коридор, чтобы пройти на кухню за водой и услышала разговор Лидии. Та по телефону говорила, что такая «нищебродка» не должна стать членом их семьи, что она из неполной семьи, еще и брат есть, и будут они часто к ним приезжать, надоедать своими визитами, а чего доброго, и брат захочет жить у них, в их благополучной семье, чтобы из нищеты вырваться.
На следующий день вместо обещанного визита к родителям поехали в другой небольшой город, где жили общие знакомые, тоже выпускники вуза, но с другого факультета. Встрече все искренне обрадовались, родители Ильи оказались любезными, очень гостеприимными. Кира хотела пообщаться наедине с Мариной, поделиться своими переживаниями и расспросить о её жизни, и им удалось уединиться, когда они вместе пошли осматривать загородную дачу, что была неподалеку. Марина не без удовольствия рассказывала, как относятся родители мужа к ней, как к невестке. Она до замужества приезжала к ним на летние каникулы и еще тогда ей оказывали теплый прием. После окончания вуза они с мужем могли остаться в Москве, и как бы не отговаривал её брат, она приняла решение уехать на родину Ильи, и ничуть об этом не жалеет.
- Видишь какой у нас ухоженный участок? Можно подумать, что и моими усилиями тоже. Нет, мне не дают ничего делать, или совсем немного, меня оберегают как хрустальную статуэтку. Мы все работаем на одном заводе, родители Ильи простые люди, он мастер в цехе, жена его - в детском саду, что при заводе, Илюша - в конструкторском бюро, я - в отделе кадров с неполным рабочим днем. Иван Петрович так нежно зовет меня «дочечкой», что даже другие работники говорят, «дочечка нашего мастера». У Ильи давно умерла мама, Вера Семеновна– мачеха, но она такая теплая, душевная, что мне очень легко называть её мамой. Как-то при мне, Илья назвал её в первый раз мамой- она расплакалась, а теперь он так и называет её. Мой отец бросил нас, когда нам с братом было немного лет, и в нашей жизни не участвовал, моей маме было нелегко растить двоих детей. Недополученные мной в детстве и юности родительские чувства с лихвой окупились проявлением заботы и любви в этой семье. Послезавтра у этой мамы день рождения, и мы с Ильей объявим, что ждем ребенка, представляю, какую радость это вызовет.
Мне жаль, тебя не встретили в той семье должным образом. Раньше не приходилось с тобой говорить на эту тему, мы редко виделись, но сейчас могу сказать, что в ваших отношениях было заметно то, что у Артура проявлялось какое-то хвастовство, если можно так сказать, собой, тем, что тебя покорил, отбросив конкурентов, что живет не в общежитии, статусом своего брата, родителей. Конечно, нелегко тебе будет справиться со своими переживаниями, могу только одно предложить, поживи у нас, обдумай все хорошо. Комната для тебя найдется, мои только рады будут, и Илья потом в Аэропорт тебя отвезет.
- Спасибо за предложение, пожалуй, останусь, до субботы, но мне надо свою сумку забрать в квартире у его брата, да и московские подарки еще остались, раздала не все.
В субботу сумку с подарками Кира передала родителям Ильи, когда она с ним приехала в ту самую квартиру.
Вечером у брата собралась небольшая компания, но не было веселья, братья с напряжением друг на друга посматривали, шутки не получались, в хорошем настроении была только Лидия.
На следующий день Вадим стал извиняться, что не состоялась встреча с родителями, ссылаясь на и самочувствие одного их них
- У меня на них никакой обиды нет, это их право принимать у себя невесту сына или не принимать, считать её невестой или не считать. Дело в другом, даже не в том, что расстояние огромная преграда на пути двух человек, а в том, что ты стал другим, погрузился в привычную для тебя среду, и тебе в ней без меня комфортно. В течении этих нескольких дней мне стало понятно, что перестали мы быть «своими», началось отдаление и отчуждение. Влюбленность нашу, (любовью называть уже не хочется,) мы могли удержать на открытой ладони, когда были вместе, когда интересы и мечты совпадали, а не в изменившихся условиях, не в сжатой твоей руке. Ты за меня не переживай - я справлюсь, просто реально буду смотреть на вещи и понимать, что отношения умирают, наверное, к лучшему, у меня уже нет желания вступать в контакт с твоей семьей и, соответственно, с тобой.
Слезы все еще текут, вспоминая те слова, которые пришлось произносить. Вдруг она увидела, как несколько черных слезинок упали на её белый пиджак, она представила, что и на лице они такие же, от размазанной туши. Сосед за ней наблюдал, она спросила, нет ли у него случайно, зеркала. У него не было, он пошел по салону и принес. Она посмотрела на себя- по щекам черные разводы с голубым оттенком, глаза красные - еще та картина, ей пора прекращать лить слезы.
- Мы уже рядом сидим больше одного часа, пора знакомиться, меня зовут Вадим и перейдем, если не возражаете на «ты», так удобней в разговоре. Твои почерневшие слезки, мне напомнили одну ситуацию, которая со мной приключилась. Без подробностей тут не обойтись. Я- художник, не из успешных, и вряд ли буду таковым. Вот мой друг, он старше меня и всех наших однокурсников, на мой взгляд, талантлив. Немного про него – такая нестандартная внешность: на лице и голове нет ни единого волоса, такое гладкое лицо и длинный нос. Вначале непривычно видеть такую физиономию, но потом обращаешь внимание только на его улыбку. И надо сказать, что он всегда появляется в обществе очень красивых девушек. На таком контрасте они кажутся еще более красивыми, может по этой причине они с ним встречаются, но скорей всего из-за его эрудиции или искусства обольщения, которым он владеет в совершенстве.
Мы поехали втроем в одну далекую деревню, там вблизи находилось озеро, с нами была очень красивая девушка. Она согласна была на то, чтобы мы написали её портрет. Надо сказать, что, будучи моделью, долго и терпеливо сидела в одной позе. Потом мы все устали и пошли купаться- вода изумительно чистая, мы долго и с удовольствием плавали. Вдалеке на озере видны были цветущие кувшинки, не без усилий до них добрались и несколько штук сорвали. Я представил, как на портрете будет девушка с кувшинками, как их буду располагать. Не пришлось. На наших мольбертах уже поработали. На моем- девушке нарисовали усы и несколько черных зубов во рту, часть блузки в красную полоску, а волосы превратились в длинные и сиреневые. У друга, тоже похожее. В кустах, что неподалеку был смех и какой-то шорох. Мы побежали в ту сторону, но троих деревенских мальчишек нам догнать не удалось.
- А что с портретом?
- Уничтожил. А друг сохранил, и рассказывает про тот смешной случай.
- Не знаю даже, что больше всего мне жаль, твой незаконченный портрет или терпеливую девушку?
- Есть такая милая книжка про музыкантов «Веселый камертон», про художников пока такой нет, а если будет еще одну мою историю можно было бы там разместить. Мы вдвоем, с небольшим опытом работы, но с большим старанием должны были оформить одну витрину, создать мозаичное панно из смальты. С заказчиком был согласован проект, выполнен эскиз и картон работы в цвете будущей мозаики. В этот день мы смальтовые пластины разрезали на мелкие элементы, которые будут использоваться в мозаике. Это не так легко, специальным молотком раскалываешь кусок- пластину смальты, чтобы соблюсти точность с намеченной линией- удар должен быть сильным и резким. Опыт у нас был невелик, поэтому мы заранее дополнительно подготовили бумажный эскиз. Он лежал на полу, по нему, на отдельных фрагментах, выложили смальту, даже не полностью, а обозначали только контуры, чтобы понять сколько и каких кусочков смальты еще потребуется. К вечеру изрядно устали, и проголодались и отложили подсчет на завтра. Надо сказать, что оставили помещение в неприглядном виде. Вечером или ранним утром, история об этом умалчивает, пришла уборщица и нам помогла, должно быть сердилась при этом; всё большой кучей - наши кусочки и то, что валялось на полу сгребла в угол.
Еще что-нибудь рассказал бы, чтобы тебя развлечь, но уже объявили - «Пристегните ремни». Я недавно выполнил один заказ и получил много денег, это редкий, если не единственный, случай, и в честь такого события из аэропорта поеду в город на такси, предлагаю составить мне компанию.
По дороге он пояснил Кире, чтоб общение с ним она не рассматривала, как ухаживание, он понимает её состояние, воочию видел её переживания, а у него есть девушка, почти жена.
Он, порывшись в сумке, достал большого медведя: «Это тебе. Когда будет грустно – поговори с ним».
- Я твою девушку, почти жену, тем самым лишаю подарка?
- Нет. Я везу это племяннику, но он еще за всю свою жизнь не выплакал столько слез, как ты. Для него найдется другой подарок.
Проезжая по центру города Кира попросила остановить такси возле своего института, она не хотела, чтобы поездка ради неё совершалась по большому кругу, так как жила на севере.
Прошло несколько месяцев. Кира перед комиссией защищает свой диплом, она уверенно рассказывает про свою работу, демонстрирует на чертежах, развешенных на стене. Члены комиссии удовлетворенно кивают головой, руководитель дипломного проекта говорит, что дает ей рекомендацию для поступления в аспирантуру и готов с ней работать дальше.
Кира окинула взглядом аудиторию - пришли поболеть за нее однокурсники и вдалеке с букетом цветов сидит мужчина.
Она по окончании подошла к нему.
- Узнала, да?
- Да. Вадим. Как ты здесь оказался?
- Ты, наверное, проголодалась, день был непростой.
Сидя за столом в кафе он сказал, что её найти ему не составило труда и узнать день защиты тоже. Один раз наблюдал, как шли вдвоем с девушкой из института по Чистопрудному бульвару, а в другой раз- втроем, с двумя девушками.
- А почему ты затаился и не подошел?
- Объясняю. Однажды готов был встретиться, ждал возле института. Ты вышла и не одна, рядом молодой человек, у него в руках цветы и сумка, вы подошли к машине. Он отдал тебе цветы и как мне показалось, ты на них не посмотрела, носом не повела, как делают другие, вроде как привычкой стало- цветы получать, и вместе с сумкой положила на заднее сидение.
- Ты ничего не перепутал? Никто мне не дарил цветы.
- А машина была яркого синего цвета.
- Теперь понятно. Со мной был тогда староста группы и поехали мы с ним в больницу, к его жене, моей подруге, и цветы те- предназначались ей и, наверное, поэтому я в них не вглядывалась. Девушка твоя, почти жена, уже, наверное, без «почти»?
- Мы расстались. И я об этом не жалею, совсем немного, только за потраченное время. Мой приятель, про которого я тебе рассказывал может одновременно встречаться с несколькими подругами. Я так не могу, а у неё еще был кавалер, это была одна причина, и еще мне не нравилось в ней отсутствие эмоций, любых, я даже стал провоцировать её на проявление каких –либо, а она на все холодно и равнодушно реагировала. Насколько я понял, у тебя эмоциональность в избытке. Надеюсь ты не помирилась с тем героем?
- Нет, конечно. Было от него два письма, весьма странные, не стала на них отвечать. Потом я адрес сменила, не хотела возвращаться в общежитие, а переехала в Мытищи в свою квартиру. Он знал про эту квартиру, но не адрес, потому что в ту пору в ней жили другие люди.
- Хорошо. Значит, ни ты, ни я, не связаны путами прошлых отношений.
- Но это, пожалуй, не значит, что начинают у нас они возникать, мне кажется время для них еще не наступило.
- Согласен. Я прошу тебя об одной встрече, но может о двух. Я пишу портрет девушки, вроде как похожей на тебя, не всё получается, особенно, волосы.
- Имей ввиду, терпеливой моделью, той, что была возле озера, вряд ли буду.
- Претендую на один час или два, и в завершение сеанса- кофе в каком-нибудь заведении.
Прошло 4 года. В этом доме было принято в воскресный день собираться всем членам семьи, сюда же приходили ближайшие родственники. По телевизору показывали местные новости, одна из них, что в их город приехал известный режиссер, он будет здесь снимать фильм и приглашает местных жителей принять участие в массовке. Потом был показан репортаж журналиста, который брал интервью у режиссера, разговор шел о фильме, о тех людях, кто приехал его поддержать.
- Это моя дочь Кира, и жена Елена, едва уговорил побыть со мной несколько дней.
- У Вас такая красивая дочь. Наверное, снимете её в своих фильмах?
- Нет. В фильме моего друга она сыграла небольшую роль, неплохо получилось, но сниматься больше не хочет. Она выбрала другой путь, науку. Еще со мной приехал постановщик картины, замечательный художник, знакомьтесь - Вадим Серегин. Он по совместительству также и мой зять.
Во время просмотра утренних новостей в семье за столом шло обсуждение.
- Артур! Это же Кира- сказала Майя, меня ты с ней знакомил тогда в ресторане.
- Да. Она.
Мать Артура: «О, вы же говорили, что она из бедной семьи, и родители в разводе»
- Не знаю, откуда у тебя такие сведения. Тогда, когда мы учились, её отец ставил спектакли в театре, в каком городе, не помню, где-то на севере. Мать- хирург, кандидат медицинских наук. Мне кажется о бедности не могло быть и речи.
- Как же нехорошо получилось! Может попробовать извиниться перед ней?
- В чем? Что толку от этих извинений - снять камень с души? И сейчас? Когда тебе все представилось в другом свете? На тот момент у тебя не было большого желания с ней встречаться. Да, я тебя понимаю, ты прекрасная мать, очень любишь нас, своих детей, внуков, полюбишь, не сомневаюсь, и моих, если будут и совсем не хочешь нас от себя отпускать. Наверное, поэтому ту недостоверную информацию не стала обсуждать со мной, а приняла как удобную для себя. В той ситуации, когда здесь была Кира неправильно вел себя только я, и сейчас уже поздно сожалеть об этом. Сложилось так, как, наверное, судьбой было предназначено, и будем считать, что это- наилучшим образом.
Свидетельство о публикации №226011200974