Пушкин Данзасу Константину Карловичу Да вы чо

В @Даре@  Вл. Набокова:
«Ч.  был  жаден  до  всяческих  сведений,  которыми мы  и  принялись  обильно  снабжать  его,  причем врали  безбожно.  На  вопрос,  например,  жив  ли Пушкин  и  что  пишет,  я  кощунственно  отвечал, что „как же, на днях тиснул новую поэму“. В тот же  вечер  мы  повели  нашего  гостя  в  театр.  Вышло, впрочем, не совсем удачно. Вместо того что бы его попотчевать новой русской комедией, мы показали  ему  „Отелло“  со  знаменитым  чернокожим  трагиком  Ольдриджем  в  главной  роли.  Нашего  плантатора  сперва  как  бы  рассмешило  появление  настоящего  негра  на  сцене.  К  дивной мощи  его  игры  он  остался  равнодушен  и  больше  занимался  разглядыванием  публики,  особливо  наших  петербургских  дам  (на  одной  из  которых вскоре после того женился), поглощенных в  ту  минуту  завистью  к  Дездемоне.
„Посмотрите,  кто  с  нами  рядом,  —  вдруг  обратился  вполголоса  мой  братец  к  Ч.  —  Да  вот,
справа  от  нас“.
В  соседней  ложе  сидел  старик...  Небольшого роста,  в  поношенном  фраке,  желтоватосмуглый,
с растрепанными пепельными баками и проседью в  жидких,  взъерошенных  волосах,  он  преоригинально  наслаждался  игрою  африканца:  толстые губы вздрагивали, ноздри были раздуты, при иных  пассажах  он  даже  подскакивал  и  стучал  от удовольствия по барьеру,  сверкая  перстнями.
„Кто  же  это?“  —  спросил  Ч.
„Как,  не  узнаете?  Вглядитесь  хорошенько“.
„Не  узнаю“.
Тогда мой брат сделал большие глаза и шепнул:
„Да  ведь  это  Пушкин!“
«

Враки?

В публикации «К.К. Данзас. ПОСЛЕДНИЕ ДНИ ЖИЗНИ И КОНЧИНА АЛЕКСАНДРА СЕРГЕЕВИЧА ПУШКИНА В ЗАПИСИ А. АММОСОВА» 
(см. Данзас КК.Последние дни жизни и кончина Александра Сергеевича Пушкина в записи А. Аммосова // Пушкин в воспоминаниях современников. - 3-е изд., доп. - СПб.: Академический проект, 1998.-. Т. 2. - 1998. - С. 395-410. https://feb-web.ru/feb/pushkin/critics/vs2/vs2-395-.htm)

Обнаруживаем такое:

«Условясь с Пушкиным сойтись в кондитерской Вольфа, Данзас отправился сделать нужные приготовления. Наняв парные сани, он заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами, которые были уже выбраны Пушкиным заранее; пистолеты эти были совершенно схожи с пистолетами д’Аршиака. Уложив их в сани, Данзас приехал к Вольфу, где Пушкин уже ожидал его.
Было около 4-х часов.
Выпив стакан лимонаду или воды, Данзас не помнит, Пушкин вышел с ним из кондитерской; сели в сани и отправились по направлению к Троицкому мосту.
Бог весть что думал Пушкин. По наружности он был покоен...»

Вот что в этом мемуаре вызывает недоумение:

1) Наняв парные сани, он заехал в оружейный магазин Куракина за пистолетами

Во-первых, по сообщению (версии) В. Жуковского  Пушкин уже нанял сани … Во-вторых, Данзас не мог сделать подобное с оружием как секундант:, ибо Кодекс де Шатовильяра (издан в Питере в 1836г)  в части le duel au pistolet  строго предписывает следующие правила подготовки ссеками стрельб:
- пистолеты д.б. дуэлянтом не знакомы и одинаковы  (в части ТТХ и, главное, калибра) = поэтому желательно их приобрести у оружейника прямо перед дуэлью)

- разработанные  ссеками условия стрельб (поединка)  устанавливают вид дуэли (неподвижной, с барьерами или на параллельных линиях), дистанцию, выбор оружия и объем заряда (пороха)

- пистолеты заряжаются до прибытия к месту стрельб,  укладываются в ящики дуэльных пар и ОПЕЧАТЫВАЮТСЯ!

- на месте стрельб проверяются сохранность печатей на ящиках и производится выбор стрелками пистолетов по жребию

- пистолеты ставятся на взвод и предохранитель и подаются стрелкам, поставленным в исходные позиции

Таким образом,  сек Данзас не мог приобрести оружия, которое не видел другой сек … и не мог везти его к месту поединка незаряженным!

Читаем далее:
«
Данзас не знает, по какой дороге ехали Дантес с д’Аршиаком; но к Комендантской даче они с ними подъехали в одно время. Данзас вышел из саней и, сговорясь с д’Аршиаком, отправился с ним отыскивать удобное для дуэли место. Они нашли такое саженях в полутораста от Комендантской дачи, более крупный и густой кустарник окружал здесь площадку и мог скрывать от глаз оставленных на дороге извозчиков то, что на ней происходило. Избрав это место, они утоптали ногами снег на том пространстве, которое нужно было для поединка, и потом позвали противников.
»

Недоумения:

Нельзя подъехать к «Комендантской даче»  = это не шесть соток в сараем!   Комендантская дача в то время это целый РАЙОН «садово-огородных товариществ» или «вторых резиденций»:
довольно большая территория, где повар Александра Первого Ф. И. Миллер построил деревянные дома и сдавал дачи на лето. В 1833 и 1835 годах здесь снимала дачу семья Пушкиных.»
Данзас продолжал наводить тень не плетень, скрывая место дуэли … а, скорее всего и сам ее факт (!). Во-первых по расчету времени: от кондитерской на Невском 18   до этих дач через людные места на санях ехать минут 20, потом искали место для тира, прячась от ветра и … извозчиков (а их то что бояться !?)  = шли от дороги по сугробам по колено по целине 150 саженей … потом топали пол тира и позиции исходные, схождения и у барьеров … Еще минут 15-20. А солнце в тот день село в 16-29… и более не взошло … Чудо, Константин Карлович!

Далее:

«Противников поставили, подали им пистолеты, и по сигналу, который сделал Данзас, махнув шляпой, они начали сходиться.
Пушкин первый подошел к барьеру и, остановись, начал наводить пистолет. Но в это время Дантес, не дойдя до барьера одного шага, выстрелил, и Пушкин, падая***, сказал:
— Je crois que j’ai la cuisse fracass;e****.»

Опа!  Ни слова сека о важнейшем:
- обязательной последней попытке примирить стрелков
- запечатанных ящиках и проверке печатей
- о заряжании, размере зарядов и калибре
(это было бы вообще нелепо – заряжать на морозе при ветре… и сырости) 
На заряжание 4-х пистолетов (заряжал один под контролем второго) ушло минут 15- 20

Уже совсем стемнело

А Данзас подал сигнал взмахом… шляпы…   

Это что-то из сериала Руслан унт Людмила…

Мило, Константин, мило

И как такое выдумал… через 20 лет с гаком…   забыв главное и важное, но вспомнив сентиментальные мелочи, которыми навел тень на плетень   


Рецензии