Предатели из спецслужб. Глава. 36 Публицистика

Глава. 36                Ни свой, ни чужой.


Сам Бог отвёл часы прибою и отбою,
Цветам дал яркий миг
                И скучный век стеблю.

Иннокентий Фёдорович Анненский — русский поэт, переводчик, драматург, литературный критик, педагог, филолог-классик.

Родился 20 августа (01 сентября) 1855 года в Омске в семье крупного чиновника.

30 ноября (13 декабря) 1909 года Анненский скоропостижно скончался от инфаркта. Похоронен на Казанском кладбище в Царском Селе (ныне — город Пушкин).


Для Ханссена придумали новую должность в ФБР, а его начальником сделали Ричарда Гарсию — агента, имевшего большой опыт работы под прикрытием.

Главной задачей Гарсии стало замедлять до пределов возможного работу Ханссена в бюро, каждый раз подыскивая для этого какие-то бюрократические предлоги.

Ещё одним подсадным агентом, знавшим о готовящемся аресте Ханссена, стал Эрик О`Нил. Оба регулярно стали общаться с Ханссеном за пределами работы, чтобы у ФБР была возможность незаметно проводить обыски.

В целом же в спецоперации по задержанию шпиона принимали участие около 300 агентов ФБР.

Американская контрразведка в конце концов сумела выйти на след «крота». По некоторым данным, вычислить агента помог бывший офицер КГБ: в 2000 году за миллион долларов он якобы продал США копию украденного им из архива СВР оперативного досье на Ханссена и запись его телефонного разговора с сотрудником КГБ.

В итоге все вышло именно так, как боялся Роберт: не имея его личных данных, американская контрразведка сопоставила все данные из архива СВР и пришла к выводу, что предателем с огромной долей вероятности является именно Ханссен.

К примеру, в досье упоминалось, что агент Рамон Гарсия часто использует фразы генерала Джорджа Паттона — участника Второй мировой войны.

По другим данным, российского агента задержали из-за деятельности перебежчиков — экс-полковника СВР Александра Запорожского и офицера безопасности российского посольства в Канаде Евгения Топорова.

Не исключено, что руку к аресту Ханссена мог приложить предатель из СВР Сергей Третьяков, который якобы курировал Роберта.

Ряд источников утверждает, что за семь миллионов долларов Третьяков передал американцам чёрный пластиковый пакет, в который Ханссен заворачивал документы и дискеты.

На нём контрразведчики сумели найти и идентифицировать отпечатки пальцев «крота», за которым в конце октября 2000 года установили наблюдение.

«Мы хотели набрать достаточно улик, чтобы осудить Ханссена, а конечной целью было поймать его на месте преступления». (Дебра Эванс Смит, бывший заместитель помощника директора отдела контрразведки ФБР).

Чтобы усыпить бдительность подозреваемого, в конце 2000 года Роберта повысили до должности куратора компьютерной безопасности.

А в январе 2001 года под предлогом выполнения очередного служебного задания ему был выделен помощник, настоящей задачей которого было пристальное наблюдение за шефом.

Кроме того, Ханссен по настоянию руководства переехал в новый кабинет, оснащенный средствами прослушки и скрытыми камерами.

В феврале 2001 года контрразведчики выяснили, что объект наблюдения планирует воспользоваться одним из своих тайников, после чего была дана команда на его задержание.

18 февраля Ханссен как обычно отправился в парк, чтобы передать очередные секретные сведения российским спецслужбам. Оперативники дождались момента, когда пакет с бумагами окажется в тайнике, а затем задержали шпиона.

«Ханссена схватили сразу после закладки им тайника, находившегося под пешеходным мостиком через ручей Волчий Капкан в парке «Фокстоун», недалеко от его дома в предместье Вашингтона.

Сотрудники ФБР обнаружили также 50 000 долларов США, переданных ему разведчиками». (Из книги Виктора Черкашина «В поисках агента»).

«Он скомпрометировал всё, что мы делали. Ханссен продал врагу практически всю систему американской разведки». (Гарри Брандон, один из руководителей контрразведки ФБР).

После своего ареста Роберт Ханссен первое время отказывался признаваться в содеянном. Официальные обвинения ему были предъявлены в мае 2001 года.
Следствие насчитало 21 пункт обвинения, по 14 из которых Ханссену грозила смертная казнь.

Тогда бывший агент всё же решил пойти на сделку с властями и через пару месяцев признал себя виновным по 15 пунктам обвинения, согласившись выдать всю информацию о российской разведке и её сотрудниках, которую он знал.

Ханссен признавался, что решился на сотрудничество с советскими спецслужбами исключительно из-за денег — его оклада (45 000 долларов США в год) не хватало на содержание семьи: у них с Бонни уже было три сына и три дочери.

Примечательно, что Роберт был идейным антикоммунистом, хотя и считал США «сильным, но умственно отсталым ребенком, поддающимся внушению и поэтому потенциально опасным». Но все эти противоречия отступили на задний план перед перспективой получения больших денег от советских спецслужб.

Как утверждали тогда СМИ, президент США Джордж Буш-младший выступал за смертную казнь для шпиона, передавшего столько ценной информации СССР и России.

Однако представители спецслужб переубедили президента. В конце концов, они получили не только ценные сведения от Ханссена, но и возможность избежать судебного разбирательства, в ходе которого пришлось бы разглашать те сведения, которые спецслужбам хотелось бы оставить в секрете.

В выигрыше остались и жена Ханссена, и его шестеро детей. Несмотря на преступления, Роберту назначили пенсию, которую до конца его жизни получала его семья.

К слову, изначально его супругу подозревали в пособничестве шпиону: ее допрашивали шесть часов, но затем отпустили.

«В конце концов следствие согласилось на сделку: семье Ханссена оставили дом в пригороде Вашингтона и все имущество, а также установили ежегодную выплату в 37,6 тысячи долларов США.

06 июля 2001 года Роберт признался в сотрудничестве с советской, а потом и российской внешней разведкой». (Из книги Александра Колпакиди «"Кроты" в США»).

При этом объяснить, зачем он стал шпионом, Ханссен не смог. Или не захотел. У других же, напротив, хватает собственных догадок на этот счёт.

Так, О`Нил, выпустивший книгу об аресте Ханссена, считает, что за решением стать шпионом стояли сугубо меркантильные причины и обида на ФБР.

«Он действительно не очень уважал Россию, по крайней мере в своих беседах со мной,— цитирует О`Нила CBS.— Но он смог очень эффективно воспользоваться ими для решения других своих проблем.

Продолжение следует …


Рецензии