Софья византийская жена Ивана III. Гл. 1

Гава 1. Путь в Россию
   Московский князь Иван III овдовел в 1467 году — его первая жена Мария Борисовна, княжна Тверская, умерла, оставив ему единственного сына, наследника — Ивана Молодого. Об этом стало известно в Риме и других столицах Европы, и ожидалось, что после траура он будет искать новую жену.

   Спустя два года после траура,ближайшее окружение государя начало подыскивать ему невесту. 11 февраля 1469 года в Москву прибыл посол из далекого Рима от самых влиятельных там людей– папы Павла II и кардинала Виссариона. Грек Юрий Мануилович Траханиот привез от них письмо, в котором предлагалась Ивану III в невесты 14-летняя царевна Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XI Палеолога,погибшего при обороне Константинополя от армии османского султана Мехмеда II.
Князь Иван III посоветовался с матерью, митрополитом Филиппом и боярами и принял
положительное решение. Мотивы Ивана III, вероятно, были связаны с её статусом, и он согласился жениться на греческой принцессе Софье. На Руси с давних времен сложилось особое отношение к Византии. От неё Русь получила крещение, и столетиями назначались митрополиты на московский святейший престол. Хранительницей и продолжательницей традиций православия считала себя Русь после захвата Константинополя османами.
 
   20 марта 1469 года Иван III снарядил посольство в дальний путь в Рим: служившего в Москве итальянца Джана Баттисту делла Вольпе, прозванного в Москве Иваном Фрязиным, и двух своих послов– опытного Федора Спенка и юного Федора Курицына для науки, ну и, конечно,казначея – Матвея Татищева для учета расходов. Приказал все разузнать подробнее: какова царевна, сколько лет, чему обучена, на каких языках говорит.
   В ноябре 1469 года, по первому снегу, посольство воротилось обратно в Москву. Иван Фрязин повидал невесту и даже привез Ивану III ее портрет. Узнав вечером о прибытии Фрязина, на следующий день перед вечерней службой назначил ему встречу в приемной палате. Пригласил и ближних бояр, так как их мнением он очень дорожил.
   Иван Фрязин сделал несколько шагов вперед и после этого поклонился сначала совсем низко самому великому князю, затем по сторонам, боярам. Следом поклонились его спутники – казначей Татищев, да Федор Спенок с Курицыным. Великий князь сидел на высоком,из желтого дерева троне, к которому вели две ступеньки, с отделанная соболем с узорчатой, усыпанной дорогими камнями тульей, слева от кресла стоял тяжелый посох, украшенный сверху золотым крестом. Рядом с государем стояли телохранители с золочеными узорчатыми топорами, в нарядных светлых кафтанах с красными стоячими воротниками, в красных шапках и в такого же цвета красных сапогах. Еще несколько телохранителей замерли у входной двери. Вдоль стен располагались широкие лавки, покрытые тяжелыми, расшитыми дорожками для бояр. Особо, на почетном месте – ближе всех к государю, стояли стулья для его родных братьев. Неподалеку от государева места за небольшим столиком сидел дьяк с бумагами – для записи речей.  Присутствовали два брата из четырех, Юрий и Андрей Меньшой. Двое других находились в своих уделах. На стульях и лавках сидели около десятка бояр. Из них Иван Фрязин хорошо знал князей Ряполовского,Патрикеева да Палицкого.
   – Приветствую тебя, господин мой, – еще раз низко склонился посол.          
   – Ваше повеление я, благодаря Господу Богу, благополучно выполнил, – доложил он на русском языке.
   – Дважды принимал нас его высокопреосвященство папа Павел II, много раз встречались мы и беседовали с кардиналом Виссарионом. Все оказывали нам, как твоим подданным, величайшие почет и уважение. Мы привезли тебе глубокую благодарность, дары и грамоту, свернутую в трубку с красной подвесной печатью.
   Князь Иван III принял её и развернул. Посмотрел и вернул послу.             
   - Переведи, я латыни не знаю. Посол Иван Фрязин принял грамоту и начал читать: «Любезнейший сын мой, государь Московии, Новгорода, Пскова и других земель…» Поблагодарив за подарки, за внимание, папа писал далее, что надеется на скорейшее решение их общего деликатного вопроса, и сообщал, что посылает великому князю Московскому специальные листы,которые позволят послам его беспрепятственно проезжать по всем землям, присягающим папе, – до самого Рима. 
   
   – Листы вместе с дарами здесь, –сообщил посол, и его помощники внесли в палату деревянный резной сундучок,отделанный металлом и закрытый на замок.      
   – Вот ключ, – Иван Фрязин отдал государю, и он убрал его в карман кафтана, а сундук поставили у ног. Затем князь пригласил Ивана Фрязина присесть на подготовленную заранее скамью. Тот с удовольствием принял этот знак уважения, низким поклоном поблагодарив князя. – Ну, рассказывай, что видел, что слышал, беседовал ли с царевной, как она понравилась тебе? – Беседовал, и не раз. Красиваяневеста. Да я тебе, государь, портрет ее привез, на доске писанный маслом, онтам, в сундучке с дарами.  – Софья Фоминична живет с братьями в отдельном доме под опекой кардинала Виссариона. Она три языка знает, говорили мы по-гречески, со слугами она на латинском общается, на итальянском. Русский, конечно, не понимает, но посол кардинала Юрий Траханиот уже начал давать ей уроки русского языка. – Она сама замуж хочет на Русь выйти? –Да, государь, хочет, и мне она сказала наедине, что очень хочет вернуться к вере предков.  Иван Фрязин рассказывал биографию Софьи Палеолог, периодически поглядывал на бояр и, видя, что его внимательно слушают, охотно и быстро продолжал рассказывать и отвечать на вопросы.
   – Что скажете, бояре? – обратился Иван III к присутствующим.               
   – Теперь вы слышали подробный отчет посла о невесте. Не появились ли какие вопросы, сомнения? –  Ты как думаешь, Иван Иванович? –обратился Иван III к князю Ряполовскому, старейшему своему советнику и дальнему родственнику.             
    – Я одобряю твой выбор, государь!
Присоединились к этому мнению родные, великокняжеские братья Юрий с Андреем Меньшим и другие князья и бояре. – Хорошо, – сказал князь Иван III и встал, давая знать таким образом, что прием посла закончен.

     Князь Иван III 16 января 1472 года, приняв окончательное решение и отправил свое посольство с Иваном Фрязиным к римскому папе Сиксту IV и кардиналу Виссариону. Посольство прибыло в Рим 23 мая, а 1 июня 1472 года в базилике святых апостолов Петра и Павла состоялось заочное обручение. Заместителем великого князя был Иван Фрязин. В качестве гостей присутствовали жена правителя Флоренции Лоренцо Великолепного Клариче Орсини и королева Боснии Катарина. Новый Папа Римский Сикст IV, кроме подарков, дал невесте большое приданое.

   24 июня 1472 года Софья Палеолог вместе с русскими царскими послами во главе с Иваном Фрязиным и многочисленной свитой и в сопровождении кардинала Виссариона Никейского, папского легата Антонио Бонумбре, отправилась в дальний путь из Рима. Обоз из 150 повозок пересек всю Европу, направляясь из Италии на север Германии, в Любек, и только 1 сентября прибыл в германский порт Любек. Далее предстояло морское путешествие на парусном двухпалубном корабле по Балтийскому морю, которое длилось 11 дней. Караван царской невесты прибыл в Колывань (ныне Таллин) в октябре. Спустя пять дней добрались до Дерпта (Юрьева)(ныне Тарту), куда явились встретить свою будущую государыню посланные великого князя. Еще до прибытия Софьи сюда прискакал от моря гонец с известием, что едет царевна, нареченная невеста великого князя. Псковичи наперед послали шесть больших убранных судов, посадников и бояр, что бы «с честью» встретить царевну. 11 октября около устья реки Эмайыги (Амовжа) на Чудском озере посадники и бояре встретили принцессу и били ей челом с кубками и золотыми рогами, наполненными медом и вином. Степенный посадник принял ее и всех бывших с нею на суда. 2 дня плыли по Чудскому озеру, ночевали у Святого Николая в Устье.
               
   13 октября принцесса прибыла в Снетогорский  монастырь, где в ее честь игумен с братиею отслужил молебен. Отсюда в царских одеждах на лодках она отправилась в Псков. Священники встретили ее с крестами. Софья сошла на берег и приняла благословение духовенства, посадников и всего Пскова, челобитье и направилась в Свято-Троицкий собор. В честь Софьи был отслужен молебен. Затем все направились на Княжий двор, где в честь гостьи и ее свиты был пир.
Псковские власти и знать одарили ее и свиту подарками. Софья благодарила Псков за радушный прием, и обещала псковитянам свое заступничество перед будущим супругом.
   17 октября, получив на дорогу благословение от священников, принцесса отъехала от Пскова и через неделю прибыла в Новгород.                12(21) ноября 1472 года Софья Палеолог въехала в Москву. В этот же день состоялся обряд венчания Софьи с великим князем Иваном III в Успенском соборе в Москве. Обвенчал их митрополит Филипп. На торжестве присутствовали: мать великого князя, его сын, братья, князья, бояре, свита, прибывшая с Софьей, и множество народа.


Рецензии