Софья византийская жена Ивана III. Гл. 2

Глава 2. Жизнь в Москве.
   Приехавши в Москву, великая княгиня Московская Софья. навсегда поселилась в ней, лишь изредка выезжая из нее, то в минуту опасности, то на богомолье. Она взяла с собой  из Рима  самых верных и преданных слуг: няньку свою Евлампию, бывшего дядьку царевичей Франдиси, домашнего учителя и друга своего отца Христофора Стериади и, конечно, врача Феодосия Кристопуло. Брала своего повара Афиногена, верного из верных, двух старух гречанок — Меланию и Ксантиппу, знавших все яды и лечение от их действия, и горничную Гликерию. Для представительства и тайных политических дел она брала с собой греков: князя Константина, родом из Мореи, братьев Траханиотов, Димитрия и Георгия, ездивших сватать ее к московскому государю, и представителя от царевичей — Димитрия Раля из рода Палеологов.

   Для нее в Москве были выстроены особые хоромы и двор, но они вскоре же, в 1493 г.,сгорели, причем во время пожара погибла и казна великой княгини. Семейная  жизнь ее сложилась довольно удачно: у нее была многочисленная семья, родила 12 детей, 9 из которых прожили долгую жизнь;(две дочери вскоре после рождения умерли); в 1474 г. родилась первая дочь, 25 марта 1479 – первый сын, Василий-Гавриил (впоследствии – Василий III); одна из дочерей, Елена (19 мая 1476) была выдана за великого князя Литовского Александра Казимировича; Юрий Иванович (23 марта 1480) — впоследствии князь Дмитровский;  Дмитрий Жилка (6 октября 1481 ) — князь Углицкий; Евдокия (ок. 1482/февраль 1483) — с 25 января 1506 года супруга татарского царевича Худай-Кула (Кудайкула), в крещении Петра Ибрагимовича; Феодосия (29 мая 1485 ) — c 1500 года, супруга князя и московского воеводы Василия Даниловича Холмского; Симеон Иванович (21 марта 1487 ) — князь Калужский; Андрей Старицкий (5 августа 1490 ) — князь Старицкий.

   Княгиня Софья в замужестве прожила 30 лет и имела на своего супруга значительное влияние. Будучи великой княгиней, Софья, однако, никогда не забывала, что она по своему происхождению «царевна» византийская, и при случае умела это обстоятельство подчеркнуть. В Троицком Сергиевском монастыре хранится шелковая пелена, шитая руками Софьи в 1498 г.; на пелене вышито ее имя, при этом она величает себя не великой княгиней Московской, а «царевной Царегородской».
За сорокалетний период правления Ивана III и 30 лет в браке княжой Софьей в основном завершил объединение разрозненных княжеств и земель, из которых выросло новое единое Русское государство, заявившее Европе о своем существовании. Формирование многих ключевых сторон российской государственности пришлось на этот период. Тогда же были заложены основы центрального (приказы) и местного управления и принят первый в истории России Судебник,  унифицировавший право и суд на территории всей страны.
 
   Князю Ивана III  помогала княгиня Софья принимать представителей других государств в Московском кремле; вмешивалась даже в политические дела, давала советы, что, мол, Литве верить нельзя, и отказаться от выплаты дани Золотой Орде, а с Крымским царством - дружить, на выгодных условиях. Княжна Софья говорила о наследнике с мужем не единожды, и Василий-корень дома Московского и Византийского, и ему нести к славе новый герб—двуглавого орла, перенятый у Константинополя. Иван III, не отвечал ни да, ни нет. Сам думал, как надо поступить, и думал долго. О том, что Иван  Молодой, а не Василий, наследник и  судьба сама куда надо выведет, а пока следует высоко нести свое звание великой княгини, царицы, как стали теперь называть ее при русском дворе. Софья ценилась в Москве и сама себя ценила не столько как великая княгиня Московская, сколько как царевна Византийская.
               
   После брака Софьи  с князем Иваном III Россия стала известнее в Европе, которая чтила в Софье племя древних Императоров Византийских.  Начались государственные сношения, пересылки; увидели послов Московских  в своих столицах  и в чужих землях. Многие греки, приехавшие в Москву с царевной Софьей, обрели полезность в России своими знаниями в художествах и в языках, особенно в Латинском, необходимом тогда для внешних дел государственных; обогатили спасенными книгами Московские церковные библиотеки и способствовали великолепию нашего двора сообщением ему пышных Византийского обрядов, Некоторые знатные греки выехали к нам после из самого Константинополя: например, в 1485 году Иоанн Палеолог Рало, с женою и с детьми, а в 1495 Боярин Феодор Ласкир с сыном Димитрием. По свойству с Царями Греческими, Иваном III принял и герб их, орла двуглавого, соединив его на своей печати с Московским: то есть на одной стороне изображался орел а на другой всадник, попирающий дракона, с надписью: «Великий Князь, Божиею милостию Господарь всея Руси».                Здесь в первый раз видим Ивана III пекущегося о введении художеств в Россию: ознаменованный величием духа, истинно Царским, он хотел не только ее свободы, могущества, внутреннего благоустройства, но и внешнего великолепия, которое сильно действует на воображение людей и принадлежит к успехам их гражданского состояния.      

   Княжна Софья часто говорила Ивана III - негоже великому князю жить  в деревянном дворце.  Москва, возникшая в века монголо-татарского владычества на Руси, не могла еще покрасоваться ни одним истинно величественным зданием. Соборный храм Успения, основанный Св. Митрополитом Петром, уже несколько лет грозил падением, и Митрополит Филипп желал воздвигнуть новый по образцу Владимирского. Долго готовились; вызывали отовсюду строителей; заложили церковь с торжественными обрядами, с колокольным звоном, в присутствии всего двора. Едва возведенный до сводов, храм с ужасным треском упал, к великому огорчению Государя и народа. Видя необходимость иметь лучших художников, чтобы воздвигнуть храм, достойный быть первым в Российской державе, Ивана III послал во Псков за местными каменщиками, и велел  послу Толбузину, чего бы то ни стоило, найти в Италии  опытного архитектора для сооружения Успенского  кафедрального собора. Вероятно даже, что это поручение было главным его Посольства. Уже Италия, пробужденная зарею наук, умела ценить памятники древней Римской изящной Архитектуры. Образовался новый, лучший вкус в зданиях, хотя еще и несовершенный, но Итальянские Архитекторы уже могли назваться превосходнейшими в Европе. Посол Толбузин  нашел  там зодчего, который славился своим искусством, построив в Венеции большую церковь и ворота, отменно красивые, Болонского уроженца, именем Фиоравенти Аристотеля,  который  захотел ехать в Россию. Прибыв в Москву, архитектор осмотрел развалины нового  храма: отметил гладкость работы, но сказал, что известь наша не имеет достаточной вязкости, а камень не тверд, и что лучше делать своды из плит, он ездил в Владимир, видел там древнюю Соборную церковь и дивился в ней произведению великого искусства.
               
   Он нашел лучшую глину за Андроньевым монастырем (ныне Спасо-Андроников монастырь на левом берегу Яузы); заложил кирпичный завод. Ломбарджийский красный кирпич в то время был одним из самых больших по формату (что ускоряло процесс кладки) и одним из самых прочных в Европе. Однако обжиг его требовал особых знаний, с которыми итальянский инженер и познакомил русских,  задал размер кирпича; указал, как необходимо его обжигать, как растворять известь.  Удивленные москвичи с интересом наблюдали, как при помощи специально изготовленных таранов рабочие под руководством Аристотеля быстро разбирают остатки стен, которые уцелели в ее падении,  как архитектор, вооружившись циркулем и линейкой делает необходимые измерения для выкопки новых траншей и наконец заложил великолепный храм Успения, доныне стоящий пред нами как знаменитый памятник Греко-Италиянской Архитектуры XV века. Построен за четыре года (1475—1479), и был освящен 12 августа 1479 года, Митрополитом Геронтием с Епископами.  Для поднятия боевого духа войск и настойчивой просьбе  княгини Софьи,  3 октября 1480 года великий князь Ивана III отправился из Москвы к полкам, охранявшим левый берег Угры  от  войск хана Ахмата, и остановился в городе Кременце, находящемся в непосредственной близости.                Итальянские архитекторы перестроили Кремль, придав ему современный вид, возвели десятки храмов и монастырей, учитывая русские традиции, гармонично комбинируя их со своими новинками. В 1505-1508 годах под руководством итальянского зодчего Алевиза Нового был возведен кремлёвский собор Михаила Архангела, при сооружении которого архитектор сделал закомары не гладкими, как раньше, а в виде ракушек.  Возведены  Грановитая палата и Казенный двор в Кремле, построены первый каменный великокняжеский дворец, монастыри и храмы в Москве. Многие из этих построек мы сегодня видим такими же, какими они были при жизни Великой княгини Софьи.  Величественные Кремлевские стены и башни равномерно воздвигнуты Иваном III, так как древнейшие, возведенные в княжение Димитрия Донского, разрушились, и столица Руси не имела каменной ограды.  Антон Фрязин 19 июля 1485 года, заложил на Москве-реке крепостную башню, а в 1488 другую, Свибловскую, с подземным ходом; Италиянец Марко построил Беклемишевскую; Петр Антоний Фрязин две, над Боровицкими и Константино-Еленскими воротами, и третью Фроловскую; башня над речкою Неглинною совершена в 1492 году неизвестным архитектором. Окружили всю крепость высокою, широкою стеною из кирпичной кладки красным кирпичом, и Великий князь Ивана III приказал сломать вокруг не только все дворы, но и церкви, ycтановив допускаемое расстояние ею и городским строением было не менее ста девяти саженей. Таким образом Ивана III украсил и укрепил Москву, оставив Кремль долговечным памятником своего Царствования.

   Кроме зодчих, Великий Князь выписывал из Италии мастеров пушечных и серебреников. Фрязин. Павел Дебосис, в 1488 году слил в Москве огромную Царь-пушку. В 1494 году выехал к нам из Медиолана другой художник огнестрельного дела, именем Петр. Итальянские серебреники начали искусно чеканить Русскую монету. На протяжении нескольких лет Иван III колебался, кому отдать предпочтение. В 1498 году великий князь короновал внука Дмитрия, но через год передумал и отдал предпочтение уже Василию, сыну Софьи. В 1502 году он приказал заточить Дмитрия и его мать, и они  умерли в неволе.  Спустя год  умерла 7 апреля 1503 года в Москве великая княгиня Московская, Софья Палеолог и её с почестями похоронили в усыпальнице Вознесенского женского монастыря в Кремле.


Рецензии