Восстановить боевой флот России
Где, по всей видимости, будут окончательно завершены все юридические формальности об аресте этого судна и предании суду Штатов большой чести экипажа. Кроме двух российских граждан из состава команды. Которых, как недавно проинформировал МИД РФ, захватчики милостиво отпустили.
А с 9 января почти бесконечно далеко от этих мест, у мыса Доброй Надежды (южное побережье Африки), боевые корабли и вспомогательные суда пяти не самых дружественных Соединенным Штатам государств, начали крупные международные морские учения «Воля к миру 2026» (Will For Peace 2026). Как объявлено, «основная цель маневров заключается в обеспечении безопасности мореплавания и морской экономической деятельности».
Учения продлятся целую неделю, до 16 января.
Иными словами, у мыса Доброй Надежды военные моряки Ирана, Китая, России, Объединенных Арабских Эмиратов и ЮАР по единому плану учатся силой оружия никому не позволять учинять с торговыми судами как раз то, что американцы только что внаглую проделали с нашим супертанкером Marinera.
Для отработки перечисленных задач на военно-морской базе Саймонс-Таун под руководством возглавляемого китайцами штаба учений собраны российский корвет «Стойкий» и морской танкер «Ельня» (Балтфлот), китайские эсминец (тип 052DL) CNS Tangshan и океанский танкер CNS Taihu (водоизмещение 23000 тонн).
Персов представляет корвет ВМС Ирана IRIS Naghdi и огромная экспедиционная морская база IRIS Makran (водоизмещение 55;900 тонн), несколько лет назад переделанная из нефтеналивного судна в мощный носитель БПЛА и быстроходных катеров флотского спецназа.
Флаг ВМС ОАЭ на учениях «Воля к миру 2026» несет сравнительно новый корвет Bani Yas, спущенный на воду во Франции пять лет назад.
Словом, эта оперативно сколоченная разноплеменная эскадра выглядит достаточно грозно. Во всяком случае — для того, чтобы не позволять безнаказанно хватать и арестовывать в Мировом океане кого только заблагорассудится явно и на глазах срывающемуся «с катушек» Вашингтону.
Нельзя не обратить внимания на настойчиво звучащие из Вашингтона утверждения, будто некие боевые корабли ВМФ РФ своевременно прибыли в район, где спецназ США вдоволь поглумился над шедшим под российским флагом судном.
Но якобы наши военные моряки предпочли роль сторонних наблюдателей. И позволили наглецам прямо на их глазах взять на абордаж беззащитный Marinera.
Первым эту «утку» начало распространять американское издание The Wall Street Journal. Спустя пару дней, 8 января, то же самое повторил президент Штатов Дональд Трамп.
Ничего подобного просто не было. Во всяком случае, в районе ЧП между Исландией и Шотландией не было ни единого российского эсминца.
Хотя бы потому, что у России на тысячи миль в округе остался всего один корабль такого класса — 33-летний эсминец «Настойчивый» (проекта 956) на Балтике. Да и тот, по открытым данным, в последний раз выходил в море 27 июня 2022 года. И сейчас готовится к окончательному списанию на слом.
Да что там эсминец? Рядом с Marinera не оказалось вообще ни одного из боевых кораблей ближайших к месту событий Северного или Балтийского флотов. Хотя, если следовать руководящим документам ВМФ, они просто обязаны были там оказаться. И имели для этого уйму времени. Поскольку янки преследовали наш танкер от самой Венесуэлы в течение практически двух недель. Одного у моряков не было — приказа из наверняка сильно растерявшейся под внезапным натиском Трампа Москвы.
Но вот что нашей стране после случившегося делать для защиты свободы своего судоходства в Мировом океане? Начать, как в войну, формировать из танкеров и сухогрузов конвои и приставлять к их сопровождению боевые корабли в качестве эскорта? Так их, способных выходить в дальние походы, у России осталось — без слез не взглянешь.
Чтобы четче уяснить всю «глубину глубин» вставшей перед страной проблемы приведу грустные экспертные подсчеты научного сотрудника Центра североамериканских исследований ИМЭМО РАН Ильи Крамника.
Вот они: «Из 44;50 кораблей новых проектов класса корвет/фрегат, предполагавшихся к постройке до 2020 года по исходным планам начала 2000-х, ВМФ России получил 16. Из них 10 — корветы, возможность активных действий которых в Северной Атлантике в зимних условиях сама по себе сомнительна. Из шести остальных два сейчас заперты на Черном море».
И далее: «Из примерно 20 больших противолодочных кораблей, эсминцев и крейсеров советской постройки, в отношении которых предполагалась (за тот же период — „СП“) модернизация, в настоящее время в строю две обновленные единицы».
Это ракетный крейсер «Маршал Устинов» (Северный флот) и превращенный из большого противолодочного корабля в ракетный фрегат с «Калибрами» на борту «Маршал Шапошников» на Тихом океане. Все, больше мы за два десятилетия не осилили.
Поэтому что остается? Если, конечно, не сдаваться на милость победителю? Уповать на ситуативных союзников в океане. Прежде всего — на Китай. Оказавшийся в той же самой беде, что и мы.
Но если и это не вариант, то к чему вообще за немалые деньги слать свои корабли за тридевять земель, как в случае с только начавшимися международными учениями у побережья Южной Африки? Мы там учимся драться вместе? Или коллективно готовимся помирать поодиночке?
Свидетельство о публикации №226011300848