Призрак

Андрей сидел всю ночь. Голова кружилась от голода, глаза закрывались, но эта дипломная работа по механике была пока ещё не готова. Деталь оказалась чертовски сложной. Чертёж перед глазами двоился, линии и шестерёнки плясали кадриль. Казалось, что механизм на бумаге ожил и пришёл в движение.
— Ещё немного потерпеть. Один единственный день, и всё будет кончено.
Андрей Славянинов много раз собирался сдаться. Но если он сдастся, как же тогда Эвелина? Их мечты пойдут прахом. Страстное желание выбраться из нищеты, порадовать своих отчаявшихся родителей захватило его целиком.
Тесная комнатушка, объятая полумраком, вдруг осветилась призрачным светом, старые картины на стенах ожили, и комнату наполнила тихая нежная мелодия — к нему пожаловала его чудесная фея... Прекрасное создание в пышном белоснежном платье с кринолином, с тонкой девичьей талией… Такой он видел её последний раз на дне её рождения. Она слегка касалась клавиш тонкими длинными пальцами, и музыка волнами света растекалась по его жалкой каморке.
Старое фортепьяно, расстроенное, дребезжащие от каждого нажатия клавиш, — под гибкими девичьими пальчиками, пело.
— Эвелина! Моя Эвелина! Ты снова спасаешь жалкого студентишку. Я не достоин твоего внимания. Почему ты приходишь каждый раз, когда я готов уже сдаться? Если бы не ты, мои мучения давно бы закончились — стал бы я простым работягой, кочегаром или плотником.
Девушка словно и не слышала — она поймала кураж и наслаждалась собственной игрой, собственной молодостью, красотой и беспечностью...
Андрей экономил на свечах, оттого работать над чертежами по ночам становилось всё мучительней — резь в глазах вызывала слезотечение. Он бы потерпел, но от слёз перед глазами двоилось. Они капали на чертежи, делая их неаккуратными: с подтёками и разводами. Линии, прочерченные тушью, расплывались, и профессор приходил в бешенство, всякий раз, проверяя курсовики.
— Спасибо, свет мой, Эвелина! Ты меня вдохновляешь. Ты освещаешь мне путь в этой беспросветной мгле.
Он быстро начал чертить и уже через два часа всё было готово.
Розовел восход. Студент свернул чертёж, отодвинул его от себя, уронил голову на стол и уснул мертвецким сном.
— Андрей, лоботряс! Хватит дрыхнуть. Опаздываем на защиту! Ты написал аннотацию к проекту? — в комнатку, затыкая нос ладонью, вошёл красивый молодой человек. Явно франт и чистюля. Но Андрей не пошевелился. Владимир начал расталкивать приятеля.
— Подъём, а то так и останешься прозябать в этой жалкой дыре! Нас ждёт великое будущее! А тебя моя сестрёнка. Сегодня к ней придёт свататься противный старикашка Лузин, — прикрикнул он, и Андрей подскочил, как ужаленный.
— Вот держи, Эвелина приготовила нам по паре сэндвичей. Своими собственными белыми рученьками.
— Эвелина? — Андрей набросился на сэндвич и, откусывая его большими кусками, складывал в сумку чертежи, тетради и другие необходимые вещи.
— Вот чудила! Всё ещё мечтает о моей сестричке! — ухмыльнулся приятель, заливая из графина воду прямо в горло.
— Думаешь, ей и в этот раз удаться отбиться?
— Отец настроен решительно, — приятель отёр губы и дыхнул Андрею в лицо. Андрей тут же сморщился, замахал ладонью отгоняя запах перегара.
Володька кутил всю ночь в кабаке, пока Андрей делал его проект, как это часто бывало. Вырученные за работу деньги позволяли хотя бы пару-тройку дней не появляться на вокзале: от тяжелых мешков за год он сорвал спину.
Раньше, ещё до поступления в институт, друзья были весьма близки по социальному статусу. Они учились в одной гимназии. Купец средней руки, папенька Андрея, гордился, что сумел посвататься к дворянке, его маман. Отстроил красивый особняк по соседству с домом родителей Владимира и Эвелины. И Андрей с детства был вхож в их семью. Видел Эвелину ещё младенцем, наблюдал, как она растёт. Казалось, что он влюбился в неё ещё тогда. Он не мог сказать точно, в какой момент к нему пришло это чувство, безграничное, как небо над головой. Она всегда мерещилась ему ангелом. Всегда несла только свет и безмятежное счастье.
Перед окончанием школы молодые люди поклялись, что всегда будут вместе и никому более не отдадут руку и сердце.
Но три года назад его семья разорилась. Пришлось продать всё. И мечта взять в жены любимую Эвелину сделалась призрачной. Вмиг он перестал быть достойной партией для девушки.
Отец Эвелины уже который раз пытался выдать дочь замуж. Она противилась, искала причины для отказа, умоляла, рыдала и надеялась, что однажды Андрей принесёт ей хорошие вести. Время шло. Их встречи стали так редки… На день рождения он увидел её лишь издали: передал с Володькой брошь, его подарок. Мечты и голодный желудок уводили Андрея всё дальше от реальности. Порой Андрею казалось, что он сходит с ума. Взять хотя бы светлый призрак Эвелины... Неровен час, он обретёт в глазах Андрея плоть и кровь и тогда...
Спасал Володька — если бы не его безалаберность, было бы совсем худо. Андрей учился за двоих, пока приятель развлекался в обществе таких же, как он, повес. Андрей был ему за это благодарен и, грешным делом, боялся, что тот вдруг образумится.
Кто ещё так щедро будет отплачивал его услуги. Каморку, в которой жил сейчас Андрей, снимал тоже он. По старой, так сказать, дружбе. В свою старую компанию кутил и прожигателей жизни Володя его уже давно не приглашал, но позволял прикрывать его спину в институте и перед суровым папашей. Если Володьку выпрут по неуспеваемости, отец обещал лишить его наследства.

Сэндвич придал Андрею сил.
Защита была ослепительной. Андрей не на что особо не рассчитывал, но после защиты к нему подошёл профессор.
— Андрей Геннадьевич, ко мне обратился очень влиятельный человек и просил порекомендовать ему толкового инженера. Я сразу подумал о вас. Вы достаточно умны и самостоятельны — взрослый, ответственный мужчина, — профессор по-отечески хлопнул его по плечу. — Вполне, так сказать, достойны занять хорошую должность. Вот, держите. Это рекомендательное письмо, для вашего работодателя.
Андрей прочитал фамилию человека на конверте, которому предназначалось письмо, и ахнул.
— Да, да. Он обещал квартиру. Маленькую, но на первое время сойдет. И приличный оклад. Поэтому не теряйте ни минуты — вас ждут великие дела!
— Не знаю даже, как вас и благодарить!
— Что вы, что вы. Я не мог посоветовать кого-то глупого и безответственного. Меня же потом проклянут, честное слово! У вашего дружка Владимира, к месту будет сказано, тоже очень достойная дипломная работа. Может быть, даже лучше вашей… Но вот представить он её в должной мере не смог. Тыкался в чертежи, как кутенок неразумный. Ни а, ни бэ… — профессор посмотрел на Андрея осуждающе, сцепил руки за спиной в замок и пошёл прочь.
— Благодарю, всем сердцем благодарю! — крикнул Андрей вслед, и побежал по длинному коридору университета к выходу. Скорее поделиться новостью с Эвелиной. В окна струился яркий свет, разбивая пространство на яркие золотые квадраты — ступени в его блестящее будущее.

К дому Эвелины подъехала карета. Из неё вышел купец первой гильдии Григорий Феофанович Лузин. Он поднялся на крыльцо, но Андрей опередил его, нырнув в дверной проём. Он оказался в прихожей, столкнувшись лицом к лицу с папашей Эвелины. Сжал губы, опустился на одно колено и заговорил c едва заметной дрожью в голосе:
—Умоляю вас, милостивый государь, не отдавайте никому дочь. Я получил назначение. Место доходное, и вскоре я смогу составить достойную партию для Эвелины. — он поднял на отца Эвелины глаза и показал рекомендательное письмо для братьев Черепановых.
Эвелина посматривала на Андрея из-за угла. Боясь, что восторженный вопль вырвется наружу преждевременно, она зажимала рот, подпрыгивая на месте нетерпеливой юной ланью и неслышно хлопала в ладошки.
Папаша помял подбородок:
— Хм. Значит, профессор рекомендовал вас, как наилучшую их всех кандидатуру? Шалопай…— рявкнул он вполголоса, браня сына. — Поднимайтесь, Андрей Евгеньевич. Я приму во внимание новые обстоятельства, но смотрите — если через полгода вы не сделаете предложение Эвелине…
Лузин, неодобрительно сжал губы и нахмурился.
— Я не буду ждать ни одной лишней минуты, милостивый государь. Моё глубочайшее почтение, — Андрей откланялся и улыбнувшись Эвелине повернулся к выходу.
Он вылетел за дверь счастливым…

Зарисовка к картине Жоржа Ру "Spirit"


Рецензии