Дискуссия на Прозе. Ванька Каин
«Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931—1934 гг.» — коллективная монография 36 советских писателей под редакцией Максима Горького,
Л. Л. Авербаха, С. Г. Фирина, посвящённая Беломорканалу. Создана по указу ЦИК СССР при участии ОГПУ. Выпущена в 1934 году издательством «ОГИЗ» тремя тиражами, общий тираж 114 000 экз. В 1937 году практически весь тираж изъят из обращения и уничтожен. Целый ряд литераторов — членов авторского коллектива — в явной или неявной форме подверглись различным репрессиям.
Официально строительство первого в СССР судоходного канала началось 16 октября 1931 года и завершилось 20 июня 1933-го. Курировали стройку руководитель органов госбезопасности Г. Г. Ягода и начальник ГУЛАГа М. Д. Берман, возглавлял Л. И. Коган. Отличие Беломорканала от других строек пятилетки в том, что на его строительстве «впервые была применена рабочая сила исключительно заключённых». Историки свидетельствуют о крайней тяжести условий жизни заключённых Белбалтлага — «превышающие единые всесоюзные нормы» выработки в сочетании с голодным пайком и климатическими условиями Приполярья. Согласно плану И. Сталина, 227-километровый канал был пробит за 600 дней силами свыше 100 тысяч заключённых при практически полном отсутствии технических средств. В работе над книгой участвовали 36 авторов: Л. Авербах, Б. Агапов, С. Алымов, A. Берзинь, С. Буданцев, С. Булатов, Е. Габрилович, Н. Гарнич, Г. Гаузнер, С. Гехт, К. Горбунов, М. Горький, С. Диковский, Н. Дмитриев, К. Зелинский, М. Зощенко, Вс. Иванов, Вера Инбер, B. Катаев, М. Козаков, Г. Корабельников, Б. Лапин, A. Лебеденко, Д. Мирский, Л. Никулин, B. Перцов, Я. Рыкачёв, Л. Славин, А. Тихонов, A. Толстой, К. Финн, З. Хацревин, B. Шкловский, А. Эрлих, Н. Юргин,
Бруно Ясенский.
В декабре 1932 года группа писателей в сокращённом составе отправилась на Беломорканал собирать материал. Редакторами книги были определены М. Горький, Л. Л. Авербах и начлаг С. Г. Фирин. Коллективная монография готовилась в серии ОГИЗа «История фабрик и заводов». Согласно принципам серии, книга должна была сочетать «строгую документальность с яркостью и наглядностью изложения, доступностью для широкого круга читателей».
Книга создавалась коллективом из 36-ти авторов, ранее принадлежавших к самым разным литературным направлениям и группировкам, к началу 1930-х в основном разгромленным. В числе авторов были теоретик группы конструктивистов К. Зелинский, идеолог формальной школы В. Шкловский, бывшие лефовец B. Перцов, «Серапионовы братья» М. Зощенко и Вс. Иванов, рапповцы, бывшие эмигранты Д. Мирский и футурист С. Алымов, польский писатель и французский коммунист Бруно Ясенский и другие. Иоахим Клейн отмечает, что «книга о перевоспитании заключённых» была призвана служить «также перевоспитанию авторов — речь идёт о „новом типе писателя, активном строителе социализма“». В разработке идеи и рождении замысла книги о Беломорканале участвовали товарищ и родственник писателя Г. Г. Ягода (занимавший пост зампредседателя ОГПУ) и брат жены Ягоды Л. Л. Авербах (секретарь серии ОГИЗа «История фабрик и заводов»). Идея встретила поддержку наверху, в Кремле.
Официальный заказ на создание книги под руководством ОГПУ был зафиксирован в Указе ЦИК по случаю открытия канала и опубликован в центральных газетах 5 августа 1933 года, он гласил:
"Поручить ОГПУ Союза ССР издать монографию строительства Беломорско-Балтийского канала имени т. Сталина".
17 августа на пароходе из Ленинграда на Беломорканал отправились на экскурсию 120 писателей и деятелей искусства из республик СССР — русские, украинцы, евреи, узбеки, карелы и др. Среди них были многие известные писатели: А. Толстой, Вс. Иванов, Михаил Зощенко, Б. Пильняк, Леонид Леонов, В. Катаев, М. Шагинян, Вера Инбер, Ильф и Петров и другие. Перед отъездом в одном из парадных залов гостиницы «Астория» было устроено праздничное застолье — по свидетельству участника, «впечатление от пиршества было тем большим, что оно происходило в голодный 1933 год». Начальник Белбалтлага и замначальника ГУЛАГа С. Фирин выступил перед участниками экскурсии с продолжительным докладом, он же сопровождал их в путешествии.
Поездка заняла 6 дней. Общение писателей с «каналоармейцами» происходило под контролем представителей ОГПУ, через корабельные поручни. По свидетельству одного из участников поездки, А. О. Авдеенко, экскурсантам был оказан приём по высшему разряду:
"С той минуты, как мы стали гостями чекистов, для нас начался коммунизм. Едим и пьём по потребностям, ни за что не платим. Копчёные колбасы. Сыры. Икра. Фрукты. Шоколад. Вина. Коньяк…". Что касется "200 лет вместе", то это исключительно выверенные факты, собранные и прокомментированные автором; книга получила самые высокие оценки беспристрастных критиков. И главное. Общаетесь вы на литературной странице для интеллигентных людей, не в притоне, здесь жаргон и сквернословие не приветствуется. С меня то как с гуся вода, за десятки лет на футбольных полях и не такую брань третьеэтажную слышал, а вот ваши опусы вряд ли заинтересуют, с таким жаргоном, интеллигентную публику Прозы.
ОТВЕТ НА ПРОЗЕ
Господи, ну и зачем эти безумные перепечатки? У меня и о Беломорканале, и о Соловках, и о многом другом куда больше написано,и с комментариями - только я всё равно не беру на себя смелость (и наглость) провозглашать себя носителем истины. Я просто больше 30 лет занимаюсь историей и днём сегодняшним советского и российского криминального сообщества. Поэтому считаю, что в этой области, надо думать, немного разбираюсь. Во всяком случае, пользуюсь даже не сотнями, а тысячами источников. И чем больше изучаю, тем больше понимаю, как ничтожно мало знаю и как далёк от истины.
А для вас, видите ли, "комментарии" Солжа к его же измышлениям являются суперавторитетным мнением. К слову: "200 лет вместе" не только хвалили. Куда более критиковали и критикуют -порою просто вразнос. Я, впрочем, не углубляюсь в тему взаимоотношений русского и еврейского народов, разве что когда она касается криминала. Советую в этом смысле почитать воспоминания Семёна Бадаша, отбывавшего срок вместе с Солженицыным. О другой критической литературе не говорю, найти её в сети элементарно. Не призываю верить критикам Солжа. Просто хотя бы ознакомьтесь поверхностно с их аргументацией, с цифрами, фактами и прочим.
Ну включите же голову. Попытайтесь мыслить. Понимаю, это непросто. Да и времени нет, и желания. Элементарнее подхватить чьё-то расхожее мнение. "А вот многие умные люди говорят... Вот им я верю!". Да никому не верьте. Как говорил Рене Декарт: подвергай всё сомнению.
И, ради Бога, не говорите мне об интеллигентных людях. Вы представления не имеете о том, кто это такие. Из русских нобелевских лауреатов, помимо Шолохова (которого считаю автором "Тихого Дона", посколку обратное не доказано), выделяю для себя Пастернака и Бродского - хотя, как ни парадоксально, по крови они евреи.
Вот Бродский, на мой скромный взор, был настоящим интеллигентом. И ничуть не боялся использовать "низкий", уличный, даже матерный язык.
Дискуссию прекращаю, ибо считаю её бесполезной. Дискутировать можно лишь с людьми, которые близки тебе по уровно образованности и интеллекту. Лучше - если они тебя превосходят. Увы, убеждён, что ни один из этих критериев к вам неприменим. То есть, несомненно, в какой-то конкретной области знаний (математика, физика, химия, биология ипроч.) вы меня можете превосходить, как говорится, на парсеки. Но вот что касатся филологии и криминологии - позвольте усомниться.
Так что разговаривать с вами скучно и, главное, бесполезно. Это всё равно что беседовать с госпожой Фёдоровой. Что с ней, что с козой Машкой или котом Рыжиком. Подозреваю даже, что эти животные значительно превосходят её по интеллекту). Во всяком случае, не несут несусветной чуши.
Надеюсь, я выразил свои мысли недвусмысленно и без инвектив. Ф.Ж.
Окей, не особенно и хотелось продолжать с вами дискуссию; единственное, что отмечу: очень плохие, коварные персонажи, ненавистники русского народа, славян, смогли связать насилие в местах лишения свободы с русскими петухами. Петухи всегда провозглашали в деревнях начало рассвета, победу дня, света над силами зла... Изображения петухов были на избах как обереги. Петухи это дисциплинированные птицы, без которых не представить хозяйство русского крестьянина. Думаю, что этот самопровозглашённый "эксперт по криминалистике" и не знает, что во времена Ваньки Каина в русском воровском мире никаких "петухов" и в помине не было. Кстати, на открытке, которую до ритуального убийства императорской семьи в Екатеринбург напечатали в Нью-Йорке, был изображён раввин с петухом и... головой Николая II.
Алиса
На основе источников, возможны неточности
Содержимое ответа
Вот что удалось найти среди результатов поиска:
academia.edu: Виктор Шкловский активно участвовал в создании коллективного тома о Беломорско-Балтийском канале (1934). Можно предположить, что страница об Анциферове в сборнике была написана именно Шкловским.
researchgate.net: Виктор Шкловский участвовал в создании коллективного тома о Беломорско-Балтийском канале (1934). Он не был в составе писателей, приглашённых ОГПУ на экскурсию по окончании строительства сооружения. Шкловский посетил стройку самостоятельно осенью 1932 года в поисках заключённого брата.
vk.com: В книге «Беломорско-Балтийский канал имени Сталина: История строительства, 1931–1934 гг.» В. Шкловский участвовал в разделах, посвящённых ГПУ, инженерам, проекту, заключённым, чекистам и другим.
urbancenter.utoronto.ca: Виктор Шкловский посещал стройку Беломорканала самостоятельно осенью 1932 года в поисках заключённого брата. Нельзя с полной уверенностью исключить, что Шкловский посетил канал вторично. По версии журналиста Константина Гнетнева, писатель был на канале ещё раз — встреча писателей с главным инженером Беломорстроя Хрусталёвым происходила 1 декабря 1933 года в городе Медвежья гора на Онежском озере.
Свидетельство о публикации №226011401327