Жизнь. Глава 1
Действие разворачивается в небольшом провинциальном городке. Там и зародилась эта семья.
Он — молодой, красивый, вокруг него вертятся девчонки. Она — тоже молодая и красивая, с шикарными косами до колен, скромная, необразованная, но очень домовитая. Любовь приходит внезапно и без предупреждения: люди теряют голову, не понимают, что происходит, ищут встречи, им тяжело расставаться. Они с нетерпением ждут новых встреч, чтобы смеяться, говорить глупости и восхищаться друг другом.
Так устроен мир: всё повторяется, земля вращается, а влюблённые бывают в разные времена года. Так и наши герои — Оля и Владимир — достигнув пика романтических отношений, решили жить вместе.
Первое знакомство с родителями оказалось непростым. Оля не понравилась свекрови. Свекра не было — он пропал без вести на войне. После войны семья жила бедно: в небольшой комнате — мать 48 лет и двое сыновей, 18 и 14 лет. У дочери свекрови был годовалый сын, она не могла взять его с собой, так как училась и жила в Ленинграде.
Свекровь прежде всего увидела в невестке угрозу на их жилплощадь. Женщина из большой, крепкой семьи, воспитанная в гимназии, с красивым почерком, пением на клиросе и игрой на фисгармонии с детства, с хорошим образованием , восприняла Олю как врага. Её сын совершал мезальянс чистой воды — по её мнению.
Свекровь знала всех представителей приличных семей города. А Оля была из чужого, непонятного рода приезжих , не умела вести себя за столом и совсем не подходила её сыну. Родителям Оли зять тоже не понравился: самолюбивый, наглый, требующий подчинения женщины мужчине. Встреча двух сватьев не принесла ничего нового — каждая мать была в шоке от выбора сына или дочери.
Так началась семейная жизнь влюблённой пары. Они поселились у свекрови, и всё шло по привычному сценарию: что бы ни делала Оля, свекрови всё не нравилось — посуду мыла не так, полы мыть — вообще не умела, стирку доверять нельзя (стирали тогда вручную). Оля работала на кондитерской фабрике, а сына забрали в армию.
Он служил в Германии писарем. Оля родила дочь без мужа. Девочка была очень плаксивой, постоянно кричала. Заподозрив неладное, стали обращаться к бабкам, подозревая сглаз или колдовство. Так малышку принесли в деревню неподалёку от города, куда посоветовали соседки. Рано утром, когда солнце ещё не взошло, бабка взяла на руки плачущего ребёнка и читала молитвы. Так продолжалось три дня. На четвёртый девочка наконец заснула и проспала три дня подряд, после чего пошла на поправку.
Когда отец вернулся домой, дочке уже был год. Она была смешной и непоседливой: пока мама мыла пол, дочка сидела в ведре, забиралась на окошко , ела цветы с подоконника. Красивая и ласковая, девочка полюбилась всей родне. Её с удовольствием брали на выходные и бабушка мамы, и бабушка папы. А назвали ее Людмила.
На одном ребёнке семья не остановилась
После Людмилы родилась вторая,дочь Татьяна. Копия отца , спокойная и кудрявая девочка .Глава семьи, Владимир, был страстным любителем рыбалки и грибной охоты. Едва забрезжит рассвет, он уже отправлялся в лес или к реке, и к началу рабочего дня его корзина или ведро были полны. В те послевоенные годы река и лес щедро делились своим богатством, в отличие от нынешних времен.
Супруги устроились на завод. Сначала им выделили комнату, а затем, по мере развития предприятия, построили бревенчатый дом на три семьи рядом у речки .Одними из его жильцов стали Ольга и Владимир. Ольга была настоящей хозяйкой: завела уток, индюшек, кур, коз, а при доме разбила небольшой огород.
Девочки росли, разница между ними составляла всего два года. Однако Владимир мечтал о сыне и настаивал на этом. Жена уступила, и с шестилетней разницей между старшей и младшей дочерью родилась еще одна. Владимир с нетерпением ждал новостей из роддома, обзванивая всех и вся. По сложившейся мужской традиции, он был слегка навеселе, заранее радуясь предстоящему пополнению.
Примерно в три часа дня, в день первоапрельских шуток, раздался очередной звонок. В роддоме сообщили: родилась девочка. Обрадованный, но еще не совсем трезвый отец, вдруг вспомнил, что сегодня первое апреля. И, поддавшись праздничному настроению, начал всем рассказывать, что у него родился сын. Так он праздновал рождение "сына" целую неделю.
Когда пришло время забирать Ольгу из роддома, Владимир явился за ребенком. Каково же было его удивление, когда ему вынесли девочку! Владимир был в шоке. Он обвинил всех в подмене, настаивая, что ему вместо мальчика подсунули девочку. "Мне не нужны девочки, у меня их уже две! Родился третий мальчик! Верните моего сына!" – кричал он. Его пытались убедить, что сына не было, что родилась дочь. Но Владимир отказался забирать Ольгу домой и ушел один.
Ольгу из роддома забрали ее родители. Они проводили ее до дома, где ее с нетерпением ждали две старшие дочери – Людмила и Татьяна. А Владимир тем временем загулял. Его не было три дня . На третий день он вернулся пьяным и начал выгонять жену из дома, ведь она, по его мнению, не оправдала его надежд. Слезы, крики, и вот уже Ольга, только что выписавшаяся из роддома, подверглась избиению мужа.
Наступило утро. Избитая жена, три дочери, гора домашних дел... А муж, с похмелья, едва мог открыть глаза. Естественно, последовало раскаяние, примирение и клятва: "Больше такого не повторится".
Куда было деваться Ольге? Дети .Родители с самого начала дали понять: вышла замуж – значит, надо жить. Так началась новая полоса в их жизни. Владимир был отличным работником, но война помешала ему получить полное образование. Однажды он решил окончить техникум, чтобы расширить свои знания. Он позвал с собой и жену, но как ей было учиться с маленькими детьми?
Несколько раз сходили они вместе, с детьми оставалась свекровь. А потом случилось непредвиденное: свекровь работала, конечно, приходила в няньки усталая. Пока девчонки играли, она задремала. Ребятишки все баловные, старшая Людмила забралась на печку, подняла туда среднюю сестру Татьяну, распустив пуховую подушку, они разгоняли пух по дому.
Проснувшаяся бабушка онемела от испуга: весь дом был в пуху, а у маленькой Веры полный рот был пуха, которым она чуть не подавилась. Когда пришли родители с учёбы, сын с обидой выговорил матери своё недовольство. Свекровь, естественно, быть в няньках отказалась. Так Ольга закончила своё едва начавшееся обучение. Дети дороже, было решено, в дальнейшем учится только Владимир.
Да, несмотря на все трудности, годы идут. Вот уже и первая дочка пойдёт в школу, не за горами и вторая, разница всего два года. И по прошествии времени всё так же свекровь испытывала холод к невестке. При каждом удобном случае напоминала ей, что она пришла ни с чем, и вроде как то, что они живут не бедствуют, заслуга только её сына.
На самом деле, конечно, всё было совсем по-другому. Весь семейный быт лежал на плечах Ольги. Она вставала в 5 утра, готовила обед для семьи на весь день, приготавливала детям одежду, справляла мужа на работу. Уважаемый муж, работал уже механиком на заводе, Ольга работала рабочей. Так как муж был персоной на рабочем месте заметной, ходить на обед он считал ниже своего достоинства.
Ольга , работала рабочей, обед у неё был полчаса. Дети дома оставались одни под надзором старшей Людмилы, поэтому, как только начиналось обеденное время, Ольга бежала домой, где ей за эти полчаса надо было проверить, порядок в доме , приготовить дорогому мужу обед и, пробегая мимо его кабинета, отдать ему, чтобы он не сидел голодный.
От весёлой, смешливой красавицы Ольги не осталось и следа. Да, кто-то жалел, кто осуждал: зачем троих родила, почему не уходит? А она с ужасом замечала, как они отдаляются друг от друга с когда-то любимым, единственным человеком на земле. Конечно, она любила своих дочек, да и сколько испытаний с ними ей было послано: средняя заболела полиомиелитом, врачи опасались за её жизнь. Еле выходили, она пролежала в больнице 4 месяца, потом заболела младшая, и Ольге пришлось возить её по врачам и санаториям.
Муж был предоставлен сам себе. Его одежда была всегда отглажена, отпарена, так как мамочка (свекровь) очень любила своих сыновей и прибегала парить костюмы и гладить рубашки , невестка с ее слов делала это плохо. Сказать нельзя, девочки во время отсутствия Ольги тоже были бабушкой обласканы. Дети, а особенно Людмила, очень любили бабушку. Она рассказывала им сказки и угощала сахаром. В то время сахар был угощением, как теперь конфеты.
Наступил август, через месяц первое сентября. Их первенец, дочь Люда пойдёт в школу. К этому событию были куплены тетради, школьное платье, портфель и много интересных вещей для школы.
Наверное, и так понятно, что постепенно Владимир и Ольга отдалились друг от друга. У жены были обязанности и обязательства, а у мужа только требования.
В тот день муж, отец Владимир решил прогуляться один, без семьи, что он часто и делал. Домой пришёл подшофе, на заводе ИТР отмечали какой-то праздник, может, чей-то день рождения. Дома у Ольги были намечены дела, которые называются мужскими, дела были срочные, конечно, Ольга не отпустила мужа. Она плакала и стала держать дверь, но разгорячённый муж очень хотел уйти, и он рвался на волю всеми силами.
Схватив железный тяжёлый ковш, он начал бить по голове своей жене. В стороне с ужасом за всем наблюдала старшая дочь. Она не могла оторвать глаз, видя, как кровью заливает лицо матери, как она падает. От испуга Людмила схватила сестёр, младшей было только год, и выбежала на улицу. Потом она помнила только, что маму забирала скорая , которую вызвали соседи , прибежала свекровь (бабушка), забрала детей к себе. А утром у Людмилы вылезли все волосы на голове. Отец пришел за детьми утром, когда проспался , конечно, просил у всех прощения: и у матери, и у жены Ольги. Ей наложили швы, и она отпросилась домой, переживая за детей.
Муж и жена оба спросили у бабушки, зачем она Людмилу побрила. И не верили, что волосы просто отвалились сами. Старшая дочь пошла в школу без волос. Врачи поставили диагноз: облысение на нервной почве. Дети не умеют жалеть и воспринимать беду как свою, поэтому с первого дня в школе у Людмилы начались недопонимания с одноклассниками, конечно, её обзывали лысой, она плакала дома и не хотела ходить в школу.
Чувствуя свою вину, Владимир, у которого было много знакомых, да и родные помогли, через год устроили дочь в институт. Там впервые Людмила была с мамой наедине, она радовалась и купалась в материнской любви. Дома ей всегда казалось, что любят только младших дочек, но не её.
Для того чтобы вылечить старшую дочь, Людмилу, Ольге пришлось уволиться. В то время не давали больничных листов, не отпускали на свой счёт. Время было другое. В институте они пробыли 6 месяцев, дочь была со свободным графиком, главное — к лечению, больше гулять и быть на свежем воздухе. Через 6 месяцев перед выпиской профессора долго обсуждали случай с дочкой, даже выписали рецепт, мало ли что.
Сказали: через год будут косы. Ольга этому не поверила, но голова у дочки уже не была совсем гладкая, на ней был пушок, как у цыплёнка. Людмила совсем не хотела ехать домой. Она привыкла к тому, что только ей отдают любовь и материнскую ласку, но надо было ехать домой.
Дома по хозяйству были свекровь и муж. Со слов свекрови всё хорошо. Девочки были чистенькие, накормлены, муж тоже был в порядке, дом сиял чистотой. В школу Людмила пошла с опозданием, неохотно. Всё, что случилось в семье, наложило отпечаток на дочку. По приезду домой всё опять пошло по-старому.
Ольга вышла на работу, её муж продолжал жить по своему графику. И только по праздникам они бывали вместе в гостях у родных жены Ольги. С ними они были дружны. Родные имели большой сад: яблоки, сливы, груши. Поэтому дома у Ольги с Владимиром всегда были и свежие фрукты, и заготовок много. Девочки подрастали уже, пошла в школу любимица папы, средняя дочка Татьяна. Спокойная, очень похожая на Владимира, он в ней души не чаял.
И надо отдать должное: муж никогда не наказывал дочек, он только всегда, если возникала проблема, грозился сказать всё матери, чтобы она и решила возникшие проблемы.
Сам же глава семейства воспитанием занимался на удалении, наблюдая, как Ольга справляется с дочками , с хозяйством. Работа у жены была тяжёлая, но она постоянно ещё оставалась, чтобы заработать больше, сверхурочно. В 10 лет вся работа по дому легла на плечи старшей Людмилы.
С годами Ольга становилась более жестокой, иногда Людмиле казалось, что её вообще никто не любит в семье. И только бабушки жалели и одаривали девочку любовью. На каникулах её брала к себе бабушка по маминой линии, ей это нравилось, бабушка жила на другом конце города.
На какое-то время она получала независимость и свободу и любовь бабушки, там Людмила с двоюродной сестрой гуляли во дворе, играли, и бабушка, конечно, кормила их сладостями, дедушка работал на кондитерской фабрике.
Вторая бабушка по отцу жила с младшим сыном, невесткой и внуком. Брать жить и ночевать она не могла внучек, но всегда угощала чем могла, штопала порванную одежду и заступалась, если в этом была надобность. Владимир и Ольга жили не интересуясь друг от другом. Жили только ради детей, что частенько употреблялось в разговоре.
Жизнь текла своим руслом, уже пошла в школу и младшая Вера. Да, иногда было и что-то хорошее для детей. Все соседи работали на одном заводе, на заводе был клуб, в нём два раза в неделю показывали фильмы, по выходным были танцы. В кино Ольга брала девочек, и они шли смотрели фильмы, пропускали их всех бесплатно, так как киномехаником была подруга Ольги.
А когда шли танцы, девчонки постарше крутились и высматривали танцующих, смеялись как пусто смешки и даже иногда сплетничали. В Новый год в клубе наряжали красивую ёлку, давали подарки. А потом ёлки были у всех соседей в округе.
За каникулы ёлок было очень много, и везде давали подарки. А в семье росла трещина. Отец семейства работал теперь инженером завода, забот по работе прибавилось, он уже редко и рыбачил, и ходил в лес. Больше проводил время на заводе. Родители часто скандалили, дочек не стеснялись.
Профессор не обманул: у старшей дочки действительно выросли косы, и руки муж больше не распускал, так они и жили вместе, но каждый по отдельности. Время от времени Ольга упрекала мужа в неверности. Свекровь давно перешла на сторону невестки, частенько помогала ей справляться с хозяйством. Но все испытания еще были впереди.
Так прошли еще несколько лет. Жизнь шла своим чередом. Жила семья своей жизнью: мама и дочки и отдельно отец. Идеальный на работе, парторг, инженер завода, профорг. Все конференции, съезды — это были его детища. Он любил, чтобы его хвалили, да его и хвалили, предлагали стать директором завода, но в другой области.
Отказался, причина не понятна: то ли побоялся, что семья с ним не поедет, может, испугался, что не справится. А мама с дочками жили размеренно. Мама Ольга много работала, девочки подрастали, нужны наряды, иногда бабушка папы уезжала в гости к родне, там девочки были постарше, ну и жили они побогаче. Привозила ворох нарядов, может быть, не совсем модных, но чистые и малоношеные — это, конечно, оказывало большое подспорье в семье.
Все семьи счастливы одинаково, но несчастна каждая семья по-своему. Муж стал выпивать, угощался с друзьями, подругами, приходил никакой. Комната, что раньше казалась большой, стала мала семье, где все уже взрослые. Младшей дочке Вере 10 лет, старшей 16.
Старшая Людмила дружит с мальчиком, первая любовь, чистая и безоблачная. Девчонки караулят влюбленных, углядели, что те переписываются записками. Записки кладут под кирпичик, сначала читают сестры, потом родители. Все всегда в курсе, куда идет парочка, где сидят.
Его зовут Сергей, он на год постарше Людмилы, но спокойный и добрый мальчик. Приносит девочкам конфеты, дарит Людмиле игрушки мягкие, большой дефицит в то время. Сестры радостные, ежедневно есть тема для разговора, дразнятся, смеются над сестрой и ее мальчиком.
Продолжение следует...
Свидетельство о публикации №226011500191