Пушкин Пиковая дама. Вуайеризм Германна и смерть г

2 Темы:

(а) зачем Пушкин заставил Германа Германна подглядывать за раздеванием дряблой старухи, уличив его в болезни - вуайеризме и показав нам заодно своеобразное "tableau маркиза де Сада", соблюдая принцип либертена "СКАЗАТЬ ВСЕ, УВИДЕТЬ ВСЕ:  ЭРОТИЧЕСКИЙ ПАНОПТИКОН" ... Отсутствие всякой возможности укрыться за пределами tableau, требование тотального показа — все это и есть непристойное, пространство, охватываемое взглядом всевидящего Господина ...

Сцена в спальне графини как одна вуайеристская модель: у Сада все оказывается принципиально видимым, вуайеризм не является собственно садовской перверсией; все должно открываться взгляду непосредственно, без сопротивления, будь то картина или сцена. Среди либертенов «видеть» означает в то же мгновение становиться видимым.
(см. Энафф М. Маркиз де Сад - Изобретение тела либертена - СПб.: ИЦ Гуманитарная Академия, 2005. Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы /Пер.с франц. В. Наумова под ред. И. Борисовой. М., 1999)). А также открытие субтемы "воображаемое и вообразимое"

б) странная смерть старой = попытка обнаружить и понять ее причину, а также само умирание

***
(1)
Вуайеризм Германна описан в сцене наблюдения немцем за раздеванием графини в ее будуаре:
«В спальню вбежали три старые горничные, и графиня, чуть живая, вошла и опустилась в вольтеровы кресла. Германн глядел в щелку: Лизавета Ивановна прошла мимо его. Германн услышал ее торопливые шаги по ступеням ее лестницы. В сердце его отозвалось нечто похожее на угрызение совести и снова умолкло. Он окаменел.
Графиня стала раздеваться перед зеркалом. Откололи с нее чепец, украшенный розами; сняли напудренный парик с ее седой и плотно остриженной головы. Булавки дождем сыпались около нее. Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Германн был свидетелем отвратительных таинств ее туалета; наконец графиня осталась в спальной кофте и ночном чепце: в этом наряде, более свойственном ее старости, она казалась менее ужасна и безобразна.
Как и все старые люди вообще, графиня страдала бессонницею. Раздевшись, она села у окна в вольтеровы кресла и отослала горничных.
Свечи вынесли, комната опять осветилась одною лампадою. Графиня сидела вся желтая, шевеля отвислыми губами, качаясь направо и налево. В мутных глазах ее изображалось совершенное отсутствие мысли; смотря на нее, можно было бы подумать, что качание страшной старухи происходило не от ее воли, но по действию скрытого гальванизма.
Вдруг это мертвое лицо изменилось неизъяснимо. Губы перестали шевелиться, глаза оживились: перед графинею стоял незнакомый мужчина.»

Отметим вот это:

«Желтое платье, шитое серебром, упало к ее распухлым ногам. Германн был свидетелем
                отвратительных таинств ее туалета …»

Что за таинства туалета, от которых Германн не отвернулся?
Почему они были отвратительны (кому = Пушкину?  Германну? Обоим? В принципе?)
Почему Германн решил быть свидетелем такого? Он болен - психически ненормален? Вуайерист?

До этого детально, описывая все предметы обихода графин, Пушкин вдруг скрыл описание отвратительных таинств туалета старухи, которые поразили немца.

А не положили ли служанки в вольтеровы кресла рядом с барыней … вибратор? 
Кто сказал «что нет»? 

Тогда Что Пушкин назвал отвратительным, но при всем вуайеризме (он любил упоминать об истоке ног) не стал (не смог) описать?
 
(2)
Перейдем к следующей сцене – умиранию графини

«Старуха не отвечала ни слова.
Германн встал.
— Старая ведьма! — сказал он, стиснув зубы, — так я ж заставлю тебя отвечать...
С этим словом он вынул из кармана пистолет. При виде пистолета графиня во второй раз оказала сильное чувство. Она закивала головою и подняла руку, как бы заслоняясь от выстрела... Потом покатилась навзничь... и осталась недвижима.
— Перестаньте ребячиться, — сказал Германн, взяв ее руку. — Спрашиваю в последний раз: хотите ли назначить мне ваши три карты? — да или нет?
Графиня не отвечала. Германн увидел, что она умерла.»

Откуда у Германна пистолет, который помещается в кармане сюртука?  Вряд ли дуэльный  или армейский пистолет того времени мог поместиться в карман … Для чего он?  Германн ходил зимой по улицам с пистолетом!?  Да он болен = он уже сумасшедший, а не шедший и еще не дошедший…

Сомнительно иное:  русские графини (как и их прототипы - в частности,  императрица МФ) при виде оружия в обморок не падают и, тем более, не отдают Богу душу навсегда (и не катятся от удара в вольтеровских креслах навзничь!).
Может Германн и взял с собой пистолет (хотя он был на морозе часа три в одном сюртуке!) … но ст. графиня приняла его в потемках спальни  за … вибратор и, при виде оного, «во второй раз оказало сильное чувство»: пистолет ей был нестрашен, а вот вибратор …  в ее то годы

Очевидным видится иное: графиня по опыту жития поняла: перед ней сумасшедший и чтобы в его руках ей не померещилось в третьем часу утра в бессоннице, ее напугал именно вид душевнобольного …  Именно от страха непредсказуемой угрозы больного духом, вооруженного вибратором, старая женщина  «оказала сильное чувство» (фразеологизм – «обделалась» от животной паники)  и … ее хватил удар: самым невероятным образом графиня «покатилась (!) в креслах (!) навзничь (!)»
Германн УВИДЕЛ, что она умерла?  Как можно такое увидеть и констатировать взглядом в полумраке смерть той, которая пять секунд назад еще оказывала столь сильное чувство и лишь испугалась пытки вибратором?

А почему до смерти испугалась то?
А потому, что мгновенно осознала - оргазма ей уже не вынести ... как и не избежать

Евпатий Коловрат!


Рецензии